Меню

Банки разглядели малых, но выгодных клиентов

В 2006 г. в регион продолжали приходить игроки федерального уровня. Операторы активизировали работу с предприятиями малого и среднего бизнеса, усилили розничное направление.

В 2006 г. в регион продолжали приходить игроки федерального уровня. Операторы активизировали работу с предприятиями малого и среднего бизнеса, усилили розничное направление. Местные игроки сумели составить конкуренцию федералам, использовав преимущества индивидуальной работы с клиентами.

 

эксперты
Денис Алехин
генеральный директор Приволжской лизинговой компании
Елена Бусыгина
управляющий Нижегородским филиалом КМБ-Банка
Дмитрий Давыдов*
председатель Волго-Вятского Сбербанка РФ
Павел Иванов*
директор управления банковских карт Волго-Вятского банка Сбербанка России
Алексей Козырев
зам. генерального директора коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн»
Александр Олейник
директор лизинговой компании «Нижегородская финансовая аренда»
Сергей Раков
региональный директор по информационной политике Альфа-Банка
Вячеслав Рассказов
президент ОАО «ГБ «Нижний Новгород»
Алексей Рензин
генеральный директор ЗАО «Рензин компани»
Николай Русов
управляющий филиалом «Нижегородский» ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК»
Станислав Спицын
начальник ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области
Олег Тарасов
директор Нижегородского представительства компании «Каркаде»
Гюзелия Хайрулина
начальник отдела лизинга ЗАО «Ипотечная компания Сбербанка»
Галина Якимова
руководитель клиентского центра Нижегородского филиала Импэксбанка

 

 

 

Зачем в регион пришли новые банки
Почему улучшаются условия кредитования малого бизнеса
За что банки полюбили розничного клиента

 

 

В2006 г. благоприятная финансовая конъюнктура рынка позволила банковскому сектору в Нижегородской области развиваться быстрее остальных отраслей экономики. Все самостоятельные коммерческие банки области закончат год с прибылью. За 10 месяцев 2006 г. они получили прибыль в 934 млн руб., что на 31% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Президент ОАО «ГБ «Нижний Новгород» ВЯЧЕСЛАВ РАССКАЗОВ считает, что на развитие финансового рынка региона повлияли приход зарубежных и крупных федеральных игроков, обострившаяся конкуренция, рост доходов населения, совершенствование законодательной базы и объединение капиталов.

Экспансия банков в регион продолжается

Нижегородская область продолжала привлекать кредитные организации Москвы и других регионов РФ. «В регионе работают филиалы почти всех федеральных банков», — характеризует нижегородский рынок региональный директор по информационной политике Альфа-Банка СЕРГЕЙ РАКОВ. В декабре 2005 г. в Нижнем Новгороде открыло представительство ЗАО BSGV. В 2006 г. нижегородский бизнес пополнился филиалами семи банков (ОАО «Агроимпульс», ЗАО «Райффайзенбанк Австрия», ЗАО «Банк Жилищного Финансирования», АКБ «Еврофинанс Моснарбанк», АКБ «Московский Банк Реконструкции и Развития», ЗАО «Независимый строительный банк», НКО «Инкахран») и представительствами ЗАО «Ситибанк», ООО «Объединенный транспортный банк» и ЗАО «Банк «Русский Стандарт».

СТАНИСЛАВ СПИЦЫН, начальник ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области: «Регион остается привлекательным для кредитных организаций, в основном столичных. Зарегистрированные на его территории 18 представительств иногородних банков могут преобразоваться в филиалы». Эксперты «ДК» считают, что экспансия крупного капитала отражает общероссийскую ситуацию — кредитные организации открывают филиалы в городах с населением от 300 тыс. человек.

Экспансия федеральных операторов не привела к вытеснению местных игроков. Нижегородские банки в борьбе за клиентов использовали свои конкурентные преимущества. Вячеслав Рассказов: «Крупным организациям зачастую выгоднее работать с региональными банками — мы более оперативно и индивидуально подходим к проблемам клиента». Усредненный размер уставного капитала, приходящегося на один банк в Нижегородской области, составил 181 млн руб. — это один из лучших показателей среди регионов ПФО. «Этого недостаточно для надежности банковского сектора, — считает Станислав Спицын. — Перед региональными банками стоит задача повысить уровень своей капитальной базы. Иначе они не смогут полностью удовлетворить запросы экономики». В 2006 г. уставный капитал увеличили шесть банков региона: ЗАО «Комбанк «Арзамас», ОАО ГБ «Нижний Новгород», ОАО «Комбанк «Окский», ЗАО «Форусбанк», ОАО «Ком­банк «Химик» и ОАО «КБ «Эллипс Банк». Из 18 банков у десяти собственные средства составляют более 5 млн евро, и на их долю приходится 90% совокупного размера собственных средств банковского сектора региона. Наиболее крупными по размеру капитала кредитными организациями региона оставались ЗАО «Нижегородпром­стройбанк», ОАО «АКБ «Саровбизнесбанк» и ОАО «НБД-Банк».

Банки разворачиваются лицом к малым предприятиям

В уходящем году банки активизировали кредитование малых предприятий. Задолженность по кредитам, выданным индивидуальным предпринимателям, возросла на 65% и на 1 ноября 2006 г. составила 8,5 млрд руб. Несмотря на значительный прирост, данная сумма составляет около 7% объема кредитных вложений по банкам региона. По данным Сбербанка России (СБ РФ), в 2006  г. лишь 10% из 90 тыс. зарегистрированных в регионе малых и средних предприятий пользовались банковскими кредитами. Банки развивали потенциал рынка с помощью программ микрокредитования. ДМИТРИЙ ДАВЫДОВ*, председатель Волго-Вятского Сбербанка РФ: «Микрокредиты дают банкам возможность диверсифицировать кредитный портфель. Выдавать множество небольших кредитов менее рискованно, нежели предоставлять один крупный заем».

Наиболее острая борьба развернулась за обслуживание часто кредитующихся торговых компаний. Чтобы привлечь клиентов, банки продолжали снижать процентные ставки по кредитам. В ноябре ВТБ 24 в очередной раз снизил ставки по микрокредитованию на 0,51,5%. Сегодня средняя ставка по кредитам в коммерческих банках Нижнего Новгорода составляет 1619% в зависимости от размера суммы и сроков. Банки увеличивают срок кредитования. «Сегодня представители малого и среднего бизнеса могут получить в КМБ-Банке кредит сроком до пяти лет», — приводит пример Елена Бусыгина. Эксперты считают, что по видам продуктов и процентным ставкам условия всех банков были схожие. Настоящая конкуренция развернулась по условиям обслуживания. Банки уменьшили минимальную (от $1000) и увеличили максимальную (до $1 млн) сумму кредита, ввели новые программы, например получение второго займа одновременно с первым, экспресс-займы, по которым получить деньги можно в течение одного дня без поручителей на основании минимального количества документов.

Из-за динамичного развития в банковском секторе увеличились риски невозвратов кредитов. Возрос спрос на услуги по взысканию задолженности. В 2006 г. в Нижнем Новгороде открылся филиал московского коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн». «Для банков, работающих на рынках потребкредитования и кредитования малого бизнеса, существует проблема скоринга заемщика, — констатирует заместитель генерального директора коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» АЛЕКСЕЙ КОЗЫРЕВ. — Оценивать кредитоспособность малого предприятия сложно — заемщики предоставляют непрозрачную отчетность, часто отсутствуют приемлемые по размеру и качеству залоги. В результате риск того, что кредит не вернут, повышается». Некоторые банки начали создавать собственные коллекторские службы. Руководитель клиентского центра Нижегородского филиала Импэксбанка ГАЛИНА ЯКИМОВА уверена, что банкам лучше самостоятельно работать с клиентом: если за возврат денег отвечает сторонняя организация, кредитор может небрежно оценивать риски, принимая решения о выдаче денег.

Банки развивают и финансируют лизинг

Почти все работающие в Нижнем Новгороде крупные банки самостоятельно или через дочерние лизинговые компании развивали услуги финансовой аренды. По подсчетам экспертов «ДК», спрос на лизинговые услуги в течение трех лет растет на 3050% ежегодно. «Применение лизинга позволяет компаниям уменьшать налоги и не выводить из оборота крупные суммы», — объясняет рост спроса генеральный директор Приволжской лизинговой компании ДЕНИС АЛЕХИН. Наиболее востребованными направлениями лизинга в малом и среднем бизнесе в 2006 г. оставался автотранспорт и спецтехника. В этом секторе развивалась самая высокая конкуренция, здесь же игроки предложили наиболее либеральные условия для лизингополучателей. «Это связано в первую очередь с невысокими рисками по финансированию таких сделок и, как следствие, с лучшими предложениями по финансированию. Ликвидность автотранспорта позволяет ускорить принятие решения о финансировании, уменьшить количество запрашиваемых документов, отказаться от требования нотариально заверять копии документов», — характеризует ситуацию директор Нижегородского представительства компании «Каркаде» ОЛЕГ ТАРАСОВ. — Мы, например, предлагаем клиентам такие продукты по финансированию автотранспорта, как «Лизинг 0%», «Эконом», «Зеро». Как видно из названий, удорожание либо незначительно, либо его нет совсем».

В 2006 г. усилился спрос на промышленное и торговое оборудование. Лизингодатели стали осваивать финансовую аренду недвижимости. ГЮЗЕЛИЯ ХАЙРУЛИНА, начальник отдела лизинга ЗАО «Ипотечная компания Сбербанка»: «Недвижимость в качестве объекта лизинга привлекает предприятия малого и среднего бизнеса высокой ликвидностью и низким риском утраты. Также нет необходимости оформлять лизинговую сделку — это обязанность специалистов лизинговой компании».

Одновременно с развитием лизинговых услуг банки активизировали обслуживание независимых лизинговых компаний. Большинство операторов рынка делали ставку на банковские кредиты, считая их проверенным, наиболее простым, хотя и дороговатым источником финансирования. «Пока нет смысла искать дополнительные источники финансирования. Нас устраивают условия работы с банками», — заявляет директор ООО «Лизинговая компания «Нижегородская финансовая аренда» АЛЕКСАНДР ОЛЕЙНИК. Денис Алехин добавляет, что у давно работающих на рынке лизинговых компаний нет проблем с банковским финансированием: «У нас открыт лимит в пяти банках».

Банки активно развивают розницу

В 2006 г. вклады населения увеличились на 35% и в ноябре составили почти 70 млрд руб. Из них более 60% пришлось на Волго-Вятский банк Сбербанка России. Общая сумма вкладов населения значительно превысила сумму денежных средств на депозитных и расчетных счетах предприятий (27 млрд руб. по состоянию на октябрь 2006 г.). Одновременно выросло и количество взятых населением кредитов. По данным ГУ ЦБ НО, в уходящем году общая задолженность по кредитам физических лиц составила 33 млрд руб. «Сегодня можно говорить о существенном росте потребительского кредитования, автокредитования, персональных кредитов и ипотечного кредитования. Это связано с ростом доходов, повышением финансовой грамотности населения», — считает Сергей Раков. «За девять месяцев 2006 г. прирост вкладов впервые в постсоветской истории сравнялся с приростом задолженности граждан по кредитам», — комментирует ситуацию управляющий филиалом «Нижегородский» ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК» НИКОЛАЙ РУСОВ. По мнению экспертов, это совершенно новая ситуация на рынке кредитов и депозитов. Раньше суммы внесенных вкладов значительно превышали суммы выданных кредитов. Отсюда планы многих банков по приоритетному развитию розничного бизнеса, увеличению числа дополнительных офисов и банкоматов, модернизации компьютерных банковских систем массового обслуживания».

Привлекая розничного клиента, банки использовали те же проверенные способы: увеличение размера и срока кредита (частное лицо могло получить 100 тыс. — 3 млн руб. на срок от года до пяти лет), снижение процентных ставок по кредиту в среднем до 12% в валюте и 15% в рублях, сокращение сроков рассмотрения заявки до одного-пяти дней, уменьшение числа необходимых документов. Многие операторы начали принимать платежи в пользу сторонних организаций: за коммунальные услуги, услуги связи и кабельного телевидения, налоговые платежи и др. По данным ГУ ЦБ, в 2006 г. активно пользовались банковскими услугами 5% нижегородцев, 20% периодически взаимодействовали с кредитными организациями, а остальные только оплачивали коммунальные услуги. В неразвитости рынка эксперты видят потенциал роста.

Главной проблемой розницы оставался высокий процент просроченной задолженности. В рознично ориентированных банках доля невозвратов доходила до 15%. Банки развивали потребительское кредитование, компенсируя риски процентными ставками, перекрывающими сумму убытка.

Банки используют пластиковые карты для привлечения клиентов

В уходящем году банки нарастили эмиссию карт и разработали на их основе новые продукты, привлекая как корпоративных, так и розничных клиентов. К октябрю 2006 г. кредитные организации области эмитировали 1,19 млн карт — на 17% больше по сравнению с прошлым годом. По данным ГУ Центробанка РФ по Нижегородской области, в 2006 г. пластиковой картой пользовался каждый третий житель области и каждый второй работающий на территории региона. Почти все крупные предприятия региона перечисляли зарплаты на карточки. Банки «разобрали» всех крупных клиентов и приступили к реализации зарплатных проектов для средних и малых компаний.

Большинство держателей пластиковых карт предпочитали рассчитываться за товары и услуги наличными. «Учитывая их интересы, кредитные организации расширяли сеть банкоматов и пунктов выдачи наличных, переводили расположенные в наиболее проходимых точках банкоматы на круглосуточный режим работы. Банки снижали комиссионный процент за снятие наличных в банкоматах или отказывались от него в пользу клиентов», — рассказывает заместитель управляющего филиалом «Нижегородский» банка «ГЛОБЭКСБАНК» ЕЛЕНА КАСАТКИНА. По подсчетам «ДК», к концу 2006 г. финансовые организации установили в регионе более 1,2 тыс. банкоматов. В среднем на одну кредитную организацию пришлось 14 банкоматов, 9 банкоматов с функцией проведения безналичных платежей, 17 ПВН, 49 торгово-сервисных точек.

Расширяя возможности снятия наличных, банки продвигали пластиковые карты как инструмент безналичного расчета. Для этого они расширили сеть приема карт и сеть платежных терминалов. «Банки стали устанавливать оборудование не только в гипермаркетах, но и в химчистках, магазинчиках. Мы разместили терминал в кофейне «Бон Апети», — приводит пример Елена Касаткина.

Чтобы клиенты активнее расплачивались картами за товары и услуги, банки развивали программы лояльности и предлагали различные дисконты. «Проведение таких акций увеличивает оборот по банковским картам на 5080%, приучает владельцев карт расплачиваться за товары и услуги по безналу», — утверждает директор управления банковских карт Волго-Вятского банка Сбербанка России ПАВЕЛ ИВАНОВ*. Летом этого года Сбербанк и «Аэрофлот» проводили акцию для владельцев карт «VISA Аэрофлот» Сбербанка РФ. Наиболее активные дер­жатели карт получали подарочные сертификаты на приобретение бесплатного билета на рейсы «Аэрофлота».

Банки занимают место на перспективном ипотечном рынке

Рынок ипотечного кредитования активизировался два года назад после того, как государство усовершенствовало механизм ипотечного кредитования, защитив права кредиторов. По данным ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области, за девять месяцев текущего года все кредитные организации области выдали более 24 тыс. ипотечных кредитов на сумму более 3 млрд руб. В Нижегородском регионе ипотечные кредиты предлагают более половины коммерческих банков и филиалов иногородних банков. Свыше 50% доли ипотечного рынка принадлежит Сбербанку. Однако за год цены на жилье выросли более чем в два раза. В связи с этим нижегородцев, способных приобрести новые квартиры, стало меньше. Развитие рынка сдерживал и дефицит жилья. Ипотечные кредиты в кредитных портфелях нижегородских банков занимали всего 0,9%. По данным Федеральной регистрационной службы, только 6% сделок с жильем стороны заключали с помощью ипотеки.

«Ипотечные программы сейчас не столько выгодны, сколько перспективны — идет раздел рынка», — анализирует ситуацию генеральный директор ЗАО «Рензин компани» АЛЕКСЕЙ РЕНЗИН. По мнению экспертов «ДК», в 2006 г. большинство коммерческих банков работало на ипотечном рынке на грани себестоимости. По словам экспертов, игроки осознают перспективность ипотечных кредитов и торопятся включить ипотеку в портфель своих кредитных продуктов.

Гюзелия Хайрулина: «Недвижимость как объект лизинга привлекает предприятия малого и среднего бизнеса высокой ликвидностью и низким риском утраты».

Елена Бусыгина: «Примерно 2,5% наших клиентов становятся крупными компаниями. При этом они сохраняют верность банку».

Денис Алехин: «У давно работающих на рынке лизинговых компаний нет проблем с банковским финансированием».

Сергей Раков: «Рост доходов и повышение финансовой грамотности населения привели к существенному росту потребительского, ипотечного и автокредитования».

* - выполняет функции иностранного агента