Меню

Банки

antropova@dknn.apress.ru эксперты Елена Бусыгина управляющий Нижегородским филиалом КМБ-Банка Михаил Гуревич председатель правления ЭЛЛИПС Банка Дмитрий Давыдов* председатель Волго-Вятского б

Банковская система региона интенсивно развивается. Кредитные организации активно работают с предприятиями малого и среднего бизнеса, усиливают розничное направление. Региональные банки успешно конкурируют с федеральными, объединяясь и усиливая межбанковские связи.

antropova@dknn.apress.ru

эксперты
Елена Бусыгина
управляющий Нижегородским филиалом КМБ-Банка
Михаил Гуревич
председатель правления ЭЛЛИПС Банка
Дмитрий Давыдов*
председатель Волго-Вятского банка СБ РФ
Наталья Елисеева
вице-президент по финансам и развитию банка «Нижний Новгород»
Тамара Конышева
управляющий Нижегородским филиалом Связь-Банка
Лидия Кострова
председатель правления ОАО НКБ «РАДИОТЕХБАНК»
Сергей Раков
региональный директор по информационной политике ОАО «Альфа-Банк»
Вячеслав Рассказов
президент ОАО ГБ «Нижний Новгород»
Станислав Спицын
начальник ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области
Александр Шаронов
председатель правления ОАО «НБД-Банк»

Сколько банков работает в регионе
Почему улучшаются условия кредитования малого бизнеса
За что банки полюбили розничного потребителя
Каково будущее региональных банков

Банковский сектор в Нижегородской области развивается в три–шесть раз быстрее остальных отраслей экономики. По данным Главного управления Центробанка РФ по Нижегородской области (ГУ ЦБ НО), основные показатели банковской системы региона в первом полугодии 2006 г. по сравнению с аналогичном периодом прошлого года выросли на 30–50%. В регионе работает 89 самостоятельных банков, филиалов и представительств иногородних банковских учреждений. «У нас представлены почти все филиалы федеральных банков, имеется крепкая система региональных банков, среди которых — очень успешные», — характеризует нижегородский рынок региональный директор по информационной политике «Альфа-Банка» СЕРГЕЙ РАКОВ. По данным ОАО ГБ «Нижний Новгород», доля региональных банков на нижегородском рынке составляет около 26%. Наиболее крупные региональные банки — Нижегородпромстройбанк, Саровбизнесбанк, НБД-Банк, ЭЛЛИПС Банк, РАДИОТЕХБАНК, «Нижний Новгород», «Ассоциация», ВОКБАНК. Президент ОАО ГБ «Нижний Новгород» ВЯЧЕСЛАВ РАССКАЗОВ считает, что на развитие финансового рынка региона повлияло несколько факторов: приход зарубежных и крупных федеральных игроков, обострившаяся конкуренция, рост доходов населения, совершенствование законодательной базы и объединение капиталов. Рост финансового рынка эксперты связывают с развитием малого и среднего бизнеса, обслуживанием физических лиц.

Банки разворачиваются лицом к малым предприятиям

По данным Сбербанка России (СБ РФ), сегодня лишь 10% малых предприятий в регионе пользуются банковскими кредитами. Банки видят потенциал рынка и развивают программы микрокредитования. ДМИТРИЙ ДАВЫДОВ*, председатель Волго-Вятского СБ РФ: «Кредитование малого и среднего бизнеса — самый перспективный для банков рынок. Микрокредиты — это, в первую очередь, простая и доступная финансовая услуга. Для банков это возможность иметь диверсифицированный кредитный порт­фель. Выдавать множество небольших кредитов менее рискованно, нежели предоставлять один крупный заем».

Эксперты «ДК» указывают, что наиболее острая борьба идет за обслуживание часто кредитующихся торговых компаний. Кредитные организации меньше интересуются производством — риски промышленных предприятий просчитать трудно. В городе растет сфера услуг, но оказывающие услуги предприниматели редко берут банковские кредиты. ЕЛЕНА БУСЫГИНА, управляющий Нижегородским филиалом КМБ-Банка: «Заинтересовать клиента, имеющего парикмахерскую, стоматологический кабинет, салон красоты или ателье, пока трудно. Предприниматели предпочитают вкладывать в бизнес то, что заработали».

По видам продукта и процентным ставкам условия у всех банков схожие. Елена Бусыгина: «Настоящая конкуренция идет по условиям обслуживания — это индивидуальный подход к клиенту, квалификация персонала и т.д.». Эксперты «ДК» отмечают, что условия выдачи кредитов малым и средним предприятиям за последние два года существенно улучшились: снизились процентные ставки, срок кредитования увеличился до 10 лет, многие банки уменьшили минимальную (до $1000) и увеличили максимальную (до $500 тыс.) сумму кредита. Кредитные учреждения ввели новые программы, например, получение второго займа параллельно с первым, экспресс-займы, по которым деньги выдаются в течение одного дня без поручителей на основании минимального количества документов.

Банки, выдающие микрокредиты, работают на будущее. «Примерно 2,5% наших клиентов становятся крупными компаниями. Однако верность банку у них сохраняется», — подчеркивает Елена Бусыгина. Выдавая микрокредиты, банкиры рассчитывают воспитать квалифицированных клиентов. «В процессе сотрудничества с банком клиент «обрастает» комплексом услуг, — обращает внимание г-жа Бусыгина. — Вначале это кредиты, бизнес-консультирование, потом — овердрафт, лизинг, размещение денег на расчетных счетах, вкладах, депозитах, векселях, обслуживание в иногородних филиалах и т.д.».

Банки заинтересованы в расширении обслуживания клиента — они разрабатывают программы повышения финансовой грамотности. Наиболее известен образовательно-исследовательский проект «Лидер года. Малый и средний бизнес», который реализует НБД-Банк при поддержке Правительства Нижегородской области и Центра Предпринимательства США–Россия.

Банки активно развивают розницу

Рынок потребительского кредитования быстро развивается. По данным ГУ ЦБ НО, в 2006 г. физические лица получили на 75% больше кредитов, чем за аналогичный период прошлого года. На 1 июля общая задолженность по кредитам физических лиц составила 27 млрд руб. «Сегодня можно говорить о существенном росте потребительского кредитования, автокредитования, персональных кредитов и прогнозировать бум ипотечного кредитования», — считает Сергей Раков. Характеризуя ситуацию в Нижнем Новгороде, г-н Раков приводит данные исследований Альфа-Банка: за 2005 г. объем выданных ипотечных кредитов вырос более чем в три раза, персональных и автокредитов — в два, а потребительских — более чем в полтора раза.

Причины развития банковской розницы эксперты «ДК» видят в росте доходов, повышении финансовой грамотности. По информации Нижегородоблкомстата, в 2005 г. в регионе на четверть выросла средняя заработная плата, на 6% — покупательская способность населения. «По минимальным суммам вклада видно, что клиенты стали богаче, — замечает управляющий Нижегородским филиалом Связь-Банка ТАМАРА КОНЫШЕВА. — Нижегородцы все чаще обращаются в банк не только для того, чтобы открыть вклад. Они знают политику банка, активно интересуются новыми услугами». Банки учитывают растущую финансовую грамотность клиентов. «Мы развиваем новый перспективный формат обслуживания, когда у клиента появляется больше самостоятельности, часть операций он может сделать сам, причем некоторые в режиме on-line», — делится опытом Сергей Раков.

Главная проблема розницы — высокий процент просроченной задолженности. По оценкам экспертов, в рознично ориентированных банках доля невозвратов может доходить до 15%. По данным КМБ-БАНКа, в программы кредитования малого бизнеса закладывается 1–3% возможного невозврата кредитов, в потребкредитование — до 10%. Однако эксперты «ДК» считают кредитование физических лиц выгодным, поскольку процентные ставки перекрывают сумму убытка. Банки пытаются снизить риски кредитования физических лиц, применяют скоринговые системы. Вячеслав Рассказов: «Банки влияют на совершенствование законодательства в области потребительского кредитования. В ближайшее время услуги по потребкредитованию станут более грамотными и менее рискованными». Некоторые банки передают взыскание долгов на аутсорсинг коллекторским агентствам.

В Нижегородскую область устремились федеральные банки

В 2005 г. в Нижегородском регионе открыли филиалы шесть иногородних банков (Инкасбанк, Русь-Банк, СДМ-Банк, Связь-Банк, «Юниаструм» и «Глобэкс»), четыре федеральных банка создали у нас представительства, а Фонд «Фора» основал в Нижнем Новгороде «Форус Банк». За 2006 г. нижегородский бизнес пополнился двумя филиалами банков — ОАО «Агроимпульс» (Воронеж) и ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» (Москва), а также двумя представительствами московских банков — ЗАО «Ситибанк» и ООО «Московский областной банк». До конца 2006 г. в городе начнет работать филиал Банка Сосьете Женераль Восток (BSGV). Начальник ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области СТАНИСЛАВ СПИЦЫН прогнозирует усиление экспансии: «Регион продолжает оставаться привлекательным для кредитных организаций, в основном столичных. Зарегистрированные на территории 17 представительств московских банков могут быть преобразованы в филиалы». Эксперты «ДК» считают, что экспансия московского капитала в регион отражает общероссий­скую ситуацию — кредитные организации открывают филиалы в городах с населением от 300 тыс. По данным агентства «Эксперт РА», в прошлом году регион занял шестое место по инвестиционному потенциалу среди субъектов РФ и восьмое — по минимальности инвестиционных рисков.

Большинство экспертов «ДК» считает, что благодаря росту рынка доля региональных кредитных организаций не уменьшится. АЛЕКСАНДР ШАРОНОВ, председатель правления ОАО «НБД-Банк»: «Во второй половине 90-х гг. доля региональных банков падала, но в последние годы она стабилизировалась. Я считаю, что на растущем рынке есть место и тем, кто сегодня работает, и тем, кто придет завтра». Эксперты видят потенциал роста в неразвитости рынка. По данным ГУ ЦБ, активно пользуются банковскими услугами пока только 5% нижегородцев, 20% периодически взаимодействуют с банками.

Эксперты отмечают, что в регионе работают сильные самостоятельные банки. Из 18 нижегородских банков 10 имеют собственные средства более пяти млн евро. Региональные банки используют свои конкурентные преимущества. Вячеслав Рассказов: «Крупным клиентам зачастую выгоднее работать с региональными банками — они более оперативно и индивидуально подходят к проблемам клиента». По словам Александра Шаронова, региональные банки ближе к клиенту, быстрее адаптируют продукты к его потребностям. «Не каждый федеральный банк пойдет навстречу, если речь идет о кейсе на небольшой кредит. Местные банки гибче, и здесь они всегда будут иметь преимущество», — считает г-н Шаронов.

Главный плюс федеральных банков —наличие крупных ресурсов. «Масштабность бизнес-задач, решаемых в федеральных банках, превышает масштабы бизнеса региональных банков, — поясняет Сергей Раков. — Анализ и видение ситуации в целом, отраслевые решения, сложно структурированные сделки, использование больших возможностей филиальной сети — все это дает дополнительные конкурентные преимущества федеральным банкам».

Региональные банки укрупняются и ищут способы сотрудничества с федералами

Эксперты «ДК» отмечают процесс консолидации нижегородского банковского бизнеса. В 2003 г. ОАО «АКБ Автогазбанк» объединился с московским АКБ «Ингосстрах-Союз», в 2005 г. к ОАО «АКБ Саровбизнесбанк» присоединился ОАО-НСКБ «Гарантия». В настоящее время два нижегородских банка — ЗАО «Росбанк-Волга» и ООО КБ «Приволжское ОВК» — готовятся к соединению с ОАО «АКБ Росбанк». «Одна из слабых сторон банковской сферы сегодня — невысокая капитализация, — замечает Вячеслав Рассказов. — Консолидация укрепляет позиции банка на рынке, позволяет оказывать более качественные и конкурентные услуги». «Большинство региональных банков не выживет в одиночку, если у них не будет сильных акционеров. В ближайшие пять лет, с приходом сильных игроков, они придут к необходимости объединяться капиталами и клиентами», — считает Елена Бусыгина.

Другой способ развивать региональные банки — налаживать взаимодействие с лидерами, расширяющими сеть в регионы. МИХАИЛ ГУРЕВИЧ, председатель правления ЭЛЛИПС Банка : «Один из вариантов подготовки к экспансии — стать квалифицированными продавцами финансовых продуктов крупных банков». По словам г-на Гуревича, перс­пективно также сотрудничать по субординированному кредитованию: крупный банк выдает 95% кредита, региональный предоставляет оставшиеся 5% и берет на себя большую часть «черновой» работы с клиентом. По такой программе ЭЛЛИПС Банк работает с ОАО «Российский Банк Развития».

Как отмечает вице-президент по финансам и развитию банка «Нижний Новгород» НАТАЛЬЯ ЕЛИСЕЕВА, региональные и федеральные банки — партнеры на рынке межбанковского кредитования и «пластикового» бизнеса. Председатель правления РАДИОТЕХБАНКа ЛИДИЯ КОСТРОВА уверена в продуктивности такого партнерства: «Мы давно используем системы ANELIK и CONTAKT, созданные крупными федеральными банками для денежных переводов». Г-жа Кост­рова приводит пример сотрудничества с Россельхозбанком: «Мы начали кредитовать компанию «Золотой колос» фактически с «чистого поля». Сегодня это стабильно развивающаяся компания, которая требует большого объема инвестиций и обслуживается в кредитной организации федерального уровня — Россельхозбанке. При этом «Золотой колос» стал акционером РАДИОТЕХБАНКа». Представители федерального капитала согласны с перспективностью подобного взаимодействия. Дмитрий Давыдов*: «Региональные банки взращивают клиентов. Но когда возможностей банка уже не хватает, подключаемся мы и начинаем работать совместно. С развитием экономики это взаимодействие будет усиливаться».

Вячеслав Рассказов: «Рынок малого бизнеса останется перспективным еще долгое время».

Елена Бусыгина: «Чтобы поддержать малый бизнес, нужно расширять потребкредитование, в первую очередь для сотрудников малого бизнеса».

* - выполняет функции иностранного агента