Три причины провала магазина «Бахетле» в Нижнем Новгороде, или почему нижегородцы так любят Spar: самые важные тренды продуктового ритейла в городе и области.
DK.RU продолжает публиковать самые интересные выдержки из интервью с генеральным директором компании «IDEM – консультанты по торговой недвижимости» Екатериной Гресс. В этом материале Екатерина Гресс говорит о ситуации в продуктовом ритейле и общепите, а также объясняет причины неуспеха казанской сети «Бахетле» в Нижнем Новгороде.
Первая часть интервью: Leroy Merlin может выходить на рынок Нижнего Новгорода еще несколько лет
— Продуктовые ритейлеры меняют свои форматы, на рынке идут процессы глобализации и перераспределения долей. Оставшиеся нижегородские региональные сети очень слабы. Я говорю так не в укор их создателям, а оценивая текущую ситуацию. Даже в небольших городах области предприниматели, развивающие магазины «у дома», закрывают их либо продают крупным сетевым игрокам. Так, в Нижегородской области, сейчас действует 223 магазина «Магнит» (в том числе это гипермаркеты, пять из которых в Нижнем Новгороде) и 297 магазинов, принадлежащих компании X5 Group (из них 272 «Пятерочек», 20 «Перекрестков», 5 «Каруселей»). Если говорить о «Дикси», то эта сеть остановила свое развитие в регионе. Сейчас в Нижегородской области работает 23 магазина сети, в том числе 11 – в областном центре.
Оценивая структуру расходов россиян, складывается ощущение, что мы только едим и лечимся. В ряде регионов России расходы на продукты питания даже превышают 50% от доходов. Покупка продуктов питания и готовой еды – это не просто необходимость, но еще и способ снять стресс. Поэтому продуктовый сегмент – пионер рынка, и все происходящие изменения отражаются в первую очередь на нем.
Почему, несмотря на такую структуру расходов у россиян, казанской сети «Бахетле» не удалось завоевать признание у нижегородцев?
Это довольно интересный феномен рынка, который меня саму очень интересует. Магазины данного формата очень популярны в Татарстане. Местные жители всегда выстраиваются в очереди даже в довольно посредственных «Бахетле» наподобие «Магнитов». Когда «Бахетле» открылся в Нижнем Новгороде, он был очень достойным представителем сети как по дизайну, так и по атмосфере в целом. По моему мнению, на неуспех «Бахетле» в Нижнем Новгороде повлияла совокупность факторов.
Во-первых, сразу и прочно у нижегородского «Бахетле» сформировался имидж дорогого супермаркета. И действительно, многие вещи там стоят недешево, а Spar подобные продукты (я говорю сейчас о готовой еде) предлагает дешевле.
Вторая причина – конкуренция именно Spar, который давно завоевал лояльность и доверие нижегородцев, и имеет очень сильные позиции в городе. Среди российских городов Spar активнее всего развивается именно в Нижнем Новгороде. В качестве сравнения можно привести три наиболее освоенных региона: в Нижегородской области – 120 магазинов Spar, в Тульской области – 56, в Москве и области – всего 8 магазинов. Наши коллеги из Москвы были в восторге от местных Spar. Большая заслуга в таком успехе, конечно, у владельца франшизы, предпринимателя Альберта Гусева.
Но вернемся к «Бахетле». Третья причина неуспеха сети – неудачный выбор места для магазина. Что сказалось на этом — отсутствие опыта, давление тех, кто предлагал эту площадку? — не знаю. В ТЦ «Фестиваль» не должно было быть продуктового магазина. Почему? «Лента» — с одной стороны, «Ашан» — с другой стороны. Именно туда все нижегородцы обычно ездят закупаться. Напротив «Бахетле» был Seven, а совсем недалеко расположены Spar, «Перекресток» и «Пятерочка». Жилая зона от «Бахетле» через дорогу. Но самое главное, что «Бахетле» находится не на вечерней стороне по пути с работы домой. Кроме того, по моему мнению, татарстанской компании нужно было развивать магазины дальше, в сетевом формате, чтобы сформировать определенную лояльность у нижегородцев. Не знаю, как долго в таком, урезанном, формате «Бахетле» еще здесь продержится.
Интерес к Нижнему Новгороду и области у продуктовых ритейлеров есть. Мы сейчас работаем с «Окским берегом» по развитию торгового центра в том районе, который они застраивают. И уже сейчас сети интересуются этой площадкой.
Рынок общественного питания продолжит свой рост в ближайшие два года. И прежде всего, за счет заведений молодежной, хипстерской направленности. В ближайшее время продолжат появляться новые форматы, основанные на неких трендах. В Нижнем Новгороде мало пекарен – здесь есть куда расти. Новые пекарни появляются сейчас в городе, правда, странно, что в нижней его части. Хотя с другой стороны, в Нижнем Новгороде нет как таковой культуры пекарен, как в Европе.
Единственный, пожалуй, успешный пример пекарни-кафе — это «Волконский». Сочетание удобного расположения, качественной еды, атмосферы, конечно, работает. Здесь есть еще один немаловажный момент: у Альберта Гусева есть возможность ждать. Он может неторопливо выйти на рынок и заявить: «Вот мой продукт, пожалуйста». А молодые предприниматели часто уже через два месяца исчерпывают все свои ресурсы и начинают хвататься за голову и проводить какие-то эксперименты с меню, атмосферой, которые, вероятно, совсем и не нужны были.
Вообще, в Нижнем Новгороде очень инертная публика, которая тяжело принимает новые концепции. И часто предпринимателям просто нужно подождать. Это рецепт, который можно обозначить для нижегородского бизнеса.