Меню

Авторынок ждет затишье после роста

По данным «Автостата»,Нижегородская область заняла 7 место среди регионов России по продажам новых иномарок в 2011г. Игроки рынка утверждают,что в 2012 г. ожидать его стремительного роста не стоит.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что 2011 г. стал для автомобильного рынка Нижнего Новгорода одним из самых успешных за последние годы. С января по сентябрь прошлого сезона автодилеры реализовали 37,1 тыс. машин, что на 63,6% больше, чем за аналогичный период предшествующего года. Тем не менее, больших ожиданий на 2012г. владельцы салонов не возлагают. Связано это неопределенной политической и финансовой обстановкой в стране.

Дилеры потеряют клиентов, которые по тем или иным причинам не попали в госпрограмму утилизации или региональную программу поддержки нижегородских автопроизводителей.  Кроме того, занять покупателя выжидающую позицию заставляют слухи о новой волне финансового кризиса.

Спрос растет во всех ценовых сегментах рынка

Интенсивный рост авторынка в 2011 г., по мнению экспертов, обусловлен действующими в области государственной программе утилизации и региональной программе поддержки нижегородских автопроизводителей. Положительную динамику продаж, по данным «Автостата», показали бренды среднего ценового сегмента – Daewoo, Kia, Hyundai. Необходимо также отметить рост продаж автомобилей «премиум»: Audi, BMW, Mercedes, Lexus. В среднем он составил порядка 50%, в некоторых случаях – более 100%.

Также продолжил расти спрос на автомобили в ценовых сегментах от 1 до 2,5 млн. руб., и от 501 тыс. руб. до 1 млн. руб. Рост продаж в  этих сегментах составил более 70% и 60% соответственно. Руководитель нижегородского филиала «Хоум Кредит Банк» Алексей Симкин утверждает, что в 2011 г. у ряда дилеров порядка 50% продаж происходило именно с использованием кредитных продуктов. Лидером по выдаче займов на покупку автомобиля в Нижегородской области среди федеральных банков является Волго-Вятский банк Сбербанка России с показателем на июль 2011г в 6 млрд. руб., среди региональных – ОАО «АКБ Саровбизнесбанк» - 361 млн. руб. Доля сделок продаж иномарок по договорам лизинга составила около 2%.  

Коммерческий директор «Ауди Центра - Нижний Новгород»  Анджей Таубергер отметил, что 2011 г. был ознаменован повышенным спросом на кроссоверы и модели бизнес-класса, который не смогли полностью удовлетворить автопроизводители. Трагические события в Японии в марте 2011 г. для нижегородских дилеров были отмечены некоторыми задержками с поставками автомобилей, отмечает генеральный директор ООО «Луидор-Сервис» Руслан Овчарук. Тем не менее, это не помешало марке Toyota  по итогам прошлого года занять шестое место среди самых продаваемых иномарок в Нижегородской области с показателем более 2,9 тыс. реализованных машин по данным Association of European Businesses (АЕВ).

Говоря о прошедшем годе, генеральный директор «Мерседес-Бенц Плаза» Дмитрий Волков считает, что сновные процессы, протекающие на региональном рынке в 2011г. – это устойчивый рост спроса во всех ценовых сегментах рынка. При этом растут продажи не только новых автомобилей, но и сервисных услуг, запасных частей и аксессуаров, активно развиваются сопутствующие направления. В целом на рынке присутствует, он выражается в строительстве новых салонов, которое было приостановлено или отложено в кризис».

Монополии не будет

Новичков на нижегородском авторынке в прошлом году не появилось, вклиниться в ряды местных «авто магнатов», по оценке экспертов, еще долгое время никому не удастся. Это обусловлено дорогим входом в отрасль и желанием концернов-производителей работать с  мощными игроками. Старожилы, в свою очередь, продолжают расширять  бизнес. В марте ООО «Луидор центр» запустил новый дилерский центр «Тойота Центр Нижний Новгород Юг». В июне компания «Агат»  презентовала третий салон Hyunday  и новый автоцентр Scania. Тогда же «БЦР Моторс» открыл автосалон KIA и Volvo, а в ноябре «Артан» представил «Фольксваген Центр Нижний Новгород».

Лидером нижегородского авторынка по количеству проданных иномарок является компания «Агат».  Всего в 2011г. дилер реализовал 5,7 тыс. иномарок, что превышает показатель предыдущего года более, чем в 1,5 раза.  Не смотря на наличие явного фаворита, монополизация нижегородскому авторынку не грозит. Остальные компании не только уверенно занимают свою нишу в бизнесе, но и стараются ее увеличить. В связи с этим коммерческий директор «Ауди Центра Нижний Новгород» Анджей Таубергер отметил невероятный всплеск маркетинговой  активности многих автомобильных компаний не только в области прямой рекламы, но и проведенных многочисленных мероприятий. Дилеры отдают предпочтения классическим инструментам продвижения: разрабатывают бонусные карты, предоставляют услуги прохождения техосмотра и постановки авто на учет в ГАИ. «Акции, скидки и спецпредложения есть у всех. Развиваться и иметь успех будут те компании, сотрудники которых думают в первую очередь о желаниях и потребностях клиента, а не о набивании своего кошелька», - утверждает директор по координации и развитию компании «Нижегородец» Владимир Гойхман.

Вывод в 2011 г. на рынок новых моделей, таких как Hyundai Solaris, Ford Focus III и Nissan Juke усилил конкуренцию в автомобильном бизнесе. Например, по данным агентства «Автостат», продажи Hyundai по России увеличились почти в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. после старта Solaris. Официальный дилер Hyundai  в Нижнем Новгороде компания «Агат» продала за 9 месяцев 2011 г. более 1,8 тыс. этих моделей. Не смотря на триумфальное шествие Solaris по регионам, Hyundai не удалось стать самой продаваемой иномаркой в Нижегородской области. Его опередил Chevrolet. В премиальном сегменте расстановка сил по сравнению с 2010 г. не изменилась, по-прежнему лидирующие позиции по продажам занимает Toyota. 

Сети продолжат развиваться

Участники рынка уверены, что 2012 г. будет ознаменован стабилизацией рынка. После того, как дилеры практически вышли на докризисный уровень продаж – гнать им некуда. Тем более, что все стимулирующие спрос программы правительства подошли к концу.  Государство возьмет тайм-аут в поддержке отрасли, во всяком случае, до повторения кризисных явлений. Тем не менее, снижения спроса владельцы салонов не боятся. «Думаю, что рынок продаж иномарок будет активно развиваться благодаря многообразию, популярности и доступности различных кредитных программ, а также возобновлению с корпоративными клиентами», - говорит генеральный директор ООО «Луидор-Сервис» Руслан Овчарук. Кроме того, эксперты предсказывают рост спроса на кроссоверы в сегменте премиум. «На смену востребованному Audi Q5 пришел долгожданный новый компактный Audi Q3, уже собравший заказы до конца лета 2012 г.», - рассказал Анджей Таубергер. Вообще семейство Audi в этом году ожидает чуть ли не самое солидное  «пополнение». В свет выходят пятидверный Audi A1 Sportback, обновленные A3, A4, A5, Q5, новый Audi A6 Allroad.

Что касается новых марок, по мнению учредителя группы компаний «Автолига» Николая  Киреева, их на рынке города появляться не будет, потому что, как минимум, по одному салону известного бренда есть в Нижнем Новгороде.

Не смотря на слухи о второй волне кризиса, о значительном повышении цен на топливо, останавливать развитие сетей продавцы не намерены. Начало года ознаменовало открытие второго автосалона Jaguar Land Rover в составе ГК «Автолига». Николай Киреев озвучил, что в планах на 2012 г. у дилера реализовать 270 «англичан». Стремления достаточно амбициозны, так как по данным АЕВ,  первому дилеру марки – компании «Нижегородец» за 2011г. удалось продать всего 7 моделей. Также в ближайших планах ГК «Автолига» представить салоны Skoda, Mitsubishi, Infiniti, Peugeot  и Audi. Компания «АГАТ», в 2012 г. году откроет два новых дилерских центра SKODA и Mitsubishi на Комсомольском шоссе.

Екатерина Мясникова