Чемпион Кубка России по шоссейно-кольцевым гонкам Алексей Роженков с партнерами превратил автомотоспорт в перспективную бизнес-модель. Так появился центр «Академия».
Чтобы не просто заниматься спортом в комфортных условиях, но и продвигать его среди детей и взрослых, Антону Роженкову с партнерами пришлось вложить несколько десятков млн руб. в реальный проект. «Академия» стала единственным центром в России, в котором сочетаются и образовательная, и развлекательная составляющие направления автомотоспорта.
От соревнований - в бизнес
В 2012 г. Антон Роженков с коллегами по мотоспорту объединился в команду Chrome Racing. Тогда же они приняли участие во Всероссийских кольцевых гонках, где попробовали свои силы. Стало понятно, в России совершенно отсутствует школа водительского мастерства для молодых пилотов. Спортсмены решили устранить этот пробел.
- В 2012 г. в стране было достаточно площадок для тренировок автомотогонщиков. Но не было таких, где спортсмены могли усовершенствовать свои навыки и двигаться дальше. Программ подготовки в России не существовало, также как и специальных школ. Да и места для того, чтобы собираться и тренироваться круглый год, тоже не было. У нас появилась идея открыть центр, в котором сочетались бы и развлекательная составляющая, и некая пропаганда спорта. Мы старались создать не модель оборота денежной массы, а индустрию спорта. Мне хотелось показать, что регионы сами могут задавать тренд, а не подтягиваться за столицей.
Автомотогонки – вид спорта, который требует больших инвестиций как для спортсменов, так и для организаторов соревнований. Сколько вы вложили в «Академию»?
- Этот проект относительно недорогой. Объем инвестиций – от 35 млн руб. Все же он краткосрочный, это примерно 3-5 лет окупаемости. Проект реализовывался за счет собственных средств. Заемные средства не привлекались.
Мы искали свободную площадку в черте города рядом с торговым центром с большим трафиком.
Наличие инфраструктуры, удобное географическое расположение и транспортная доступность – все это учитывалось на старте проекта. Неподалеку от «Академии» находится железнодорожная станция Варя, здесь же проходят маршруты общественного городского транспорта и метро. Земля, на которой находится школа, арендуется. Что касается экипировки, машин и снаряжения, то мы используем только европейские бренды - Дания и Германия.
В России производителей техники для автомотоспорта практически нет. Есть некоторые представители этого рынка, но качество их продукции не соответствует требованиям безопасности и спортивным характеристикам. Покрытие трассы «Академии» – это авторский проект одного нашего коллеги из Москвы. Вместе с ним мы подготовили специальный состав асфальтового покрытия. С учетом высокой степени эксплуатации – а это и картинг, и мотоспорт, - нареканий нет.
Конечно, мы думаем, как избежать негативных последствий экономических реалий. С одной стороны, для нас критичен рост курсов иностранных валют, поскольку оборудование и техника импортируется из Европы. Закупки производятся в евро. Поэтому снизить стоимость услуг у нас пока не получится.
На новый круг
Антон Роженков говорит, что трудности в ведении такого бизнеса, конечно, есть, но все они решаемы. Региональные власти не принимали участие в запуске «Академии», да их помощь и не требовалось. Недавно г-н Роженков приходил в минспорта региона «познакомиться». О школе там и не слышали. Возможно, в ближайшее время в спортивном ведомстве обратят внимание и на нее.
Какова методика обучения спортсменов и перспективы у юных гонщиков?
- Для тренерской работы мы нашли свою «фишку»: объединили опыт советской школы и молодых команд, отобрав сильнейших представителей среди них. Наша школа отработала первый год. В ней обучаются дети с пяти лет. Здесь они получают знания соревновательной активности.
- Ближайшее мероприятие пройдет в июле 2015 г. – это Всероссийские соревнования по суперкроссу. Они будут проходить на нашей площадке. Кроме того, в июне этого года мы выступим принимающей стороной встречи испанской делегации во главе с тренером, который помогает нам перенимать знания Испанской программы – Хосе Адамом. Он вместе с одним из своих учеников (чемпионом мира по суперкроссу)будет ставить очередной рекорд на «Нижегородском кольце». В состав делегации входят как взрослые пилоты, так и дети. Для нас это ценный проект обмена опытом между учениками и мировыми звездами. Открою тайну, в настоящее время готовится проект запуска второго аналогичного комплекса уже в верхней части города – вблизи площади Сенная.
Опыт «Академии» показал, что автомотоспорт – это не только хобби, но и успешная модель для бизнеса. Готовы ли вы выйти за пределы региона?
- «Академия» - пилотный проект становления индустрии, это развитие уже существующих и, возможно, открытие новых дисциплин. Совсем недавно я вернулся с соревнований по спидвею, где прошла встреча с представителями мотофедерации России. Там же я презентовал наш проект. И увидел заинтересованные лица. Сейчас мы готовим предложение интеграции с другими регионами России. 13 – 25 аналогичных комплексов должно появиться в стране, учитывая и опираясь на опыт нижегородской площадки и возможного региона-присутствия. Уже сейчас нам поступило восемь заявок для продажи франшизы, в том числе из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Казани. Правда, для потенциальных покупателей важно получение господдержки от местных властей, которой пока нет.