Меню

Анна Гор: «Мы на этом фестивале говорим о сложных вещах»

Иллюстрация: Арсенал

«Искусство, которое интерпретируется, описывается, изучается, доносится до зрителя - воспринимается лучше и полнее. Нам очень хочется вывести искусствоведение из академической резервации».

17 августа, в рамках празднования Дня города, трое известных нижегородцев были удостоены звания «Почетный гражданин города Нижнего Новгорода». Среди них –  директор Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) в составе РОСИЗО (Арсенал), заслуженный работник культуры РФ Анна Гор.

Примечательно, что и церемония вручения наград состоялась в Арсенале, который возник и превратился в центр живой культурной жизни, современное общественное место заслугами Анны Гор. В огромном здании музея не бывает пустых площадей и «межвыставочных» дней. Но через месяц в Арсенале ожидается событие, о котором Анна Гор рассказывает с особенным воодушевлением.

Анна Марковна, согласно афише, 20-го, 21-го и 22-го сентября в Арсенале состоится фестиваль текстов об искусстве «Вазари. Тексты художников». Чем он интересен в первую очередь?

– Он уникальный. Такой нигде больше в мире не делают. Это фестиваль искусствоведения. У нас есть такой слоган: «Хочешь знать искусство – читай о нем». Мы считаем, что искусство, которое интерпретируется, описывается, изучается, доносится до зрителя - воспринимается лучше и полнее. Нам очень хочется вывести искусствоведение из академической резервации. Эта наука так же нуждается в популяризации, как, скажем, физика или астрономия. И вот мы придумали  такой фестиваль, и его будем делать уже в шестой раз. Он ежегодный.

Он всегда состоит из трех частей. Первая – книжная ярмарка. Причем мы приглашаем те издательства, которые, как правило, не распространяют свои книги через торговые сети, рассчитанные на массового читателя. К нам приезжают около 30 таких маленьких изданий с другой целевой аудиторией.

В этот раз у вас по-особому, я слышала, участвуют библиотеки города?

– У нас в этом году в качестве волонтеров придут молодые библиотекари, которые создали так называемую «команду изменений». Они хотят как-то перестроить библиотечную работу, и они будут на «Вазари» консультантами для публики. Прочитаютнаиболее интересные, топовые книжки и будут про них рассказывать тем, кто придет на книжную ярмарку. Такая вот совсем настоящая библиотечная работа.

Вторая часть фестиваля – это интеллектуальная платформа. Собственно выступления искусствоведов: лекции, диалоги, подиумные дискуссии, презентации книг. В этом году первый день будет посвящен теме «Архив как искусствоведческая институция», то есть архивам искусства. Вторая тема – текстообработка: текст художника и трансформация текста. Будет много всего: и поэзия, и много про музыку. Например, хор «Нижний Новгород» будет исполнять произведения Альфреда Шнитке в честь выхода 6-го тома его полного собрания сочинений.

А третья – это детская программа. Дети для нас в приоритете. Мы для них придумываем специальные занятия по исследованию искусства.

Шнитке, трансформация текста... Это сложные вещи.

– Мы на этом фестивале говорим как раз о сложных вещах. Мы ориентированы на сложного зрителя, который хочет разобраться в сложном искусстве.

В прошлом году фестиваль «Вазари» посетили около 5 тысяч человек за 2,5 дня. Интеллектуальные мероприятия идут с 12-и дня и до вечера нон-стоп.

К нам приезжают примерно полсотни специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга - это участники. Но не только. Мы отметили такое изменение: в качестве зрителей едут целые команды из разных музеев.

Что касается вип-участников, то я рада, что приедут многие известные в искусствоведческой среде люди. Например, знаменитый Игорь Шелковский, издававший андерграундный журнал «А – Я»; Владимир Мартынов, очень известный российский композитор и философ, издающий книги по теории искусства; Кирилл Светляков, главный специалист по современному искусству Третьяковской галереи; Илья Доронченков, заместитель директора по науке Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина; Алексей Мунипов, известный музыковед и журналист; Надежда Плунгян, редактор Colta.ru., Андрей Хлобыстин, известный петербуржский художник; нижегородские стрит-артисты: Яков Хорев, Владимир Чернышев, Антон Мороков.

Состоится презентация книги «Краткая история нижегородского уличного искусства». Ее написали наша сотрудница Алиса Савицкая и художник Артем Филатов.

Будет специальный "фестиваль в фестивале", посвященный  английской музыке - «Звуки и слова».

Мы потихонечку как-то раскрутили этот фестиваль, и он уже очень нужен коллегам. Они к нам едут.

В общем, вопрос «повлияет ли награда на ваше вдохновение в работе» бессмысленный?

–  Честно говоря, это неимоверно приятно. Это, может быть, лучшая награда, потому что я люблю этот город, мои предки жили здесь четыре поколения до меня. И все, что я делала, я делала для того, чтобы этот город занял достойное место на культурной карте страны. И то, что город это увидел и признал, это очень приятно. Но, конечно, это не какой-то стимул для меня, потому что и безо всяких наград я делала бы то же самое и буду продолжать делать то же самое, пока хватит сил.

В свое время мы с Любовью Михайловной Сапрыкиной задались целью изменить статус города в области современной культуры. Потому что как только мы перестаем поддерживать современное искусство, мы закладываем брешь, лакуну в будущем. Ведь вот, понимаете, был Лоренцо Медичи Великолепный и поддерживал художников – и получилось Высокое Возрождение.

Мы не должны с вами забывать: то, что сейчас нам кажется непонятным, странным, не сильно интересным, на самом деле останется в будущем. Просеется, что-то уйдет, что-то отпадет, но, безусловно, лучшее останется и создаст историю искусства 2010-ых годов, то есть нашего времени.