Меню

Андрей Санин: стадион следует строить не под ЧМ, а для команды и для ее болельщиков

О том, как сделать прибыльным стадион в Нижнем Новгороде, «ДК» рассказал руководитель отдела консалтинга стадиона «Донбасс Арена» Андрей Санин.

Мало построить крупный спортивный объект к ЧМ-2018, его надо заставить работать на бюджет города после Мундиаля. О том, как сделать прибыльным стадион в Нижнем Новгороде, «ДК» рассказал Андрей Санин. Кстати, донецкая площадка начала покрывать издержки на свое содержание в первый сезон.

1 |    Крупные спортивные объекты следует строить не под одно мероприятие, а для команды, играющей в городе, и для ее болельщиков. Если создать комфортные условия для посетителей, заполняемость трибун будет гарантирована. Например, «Донбасс Арена» строилась не под Евро-2012, а как домашняя площадка ФК «Шахтер». Эта стратегия работает, потому что мы за три года вышли на европейский уровень заполняемости стадиона – 80%. Средняя посещаемость по итогам четвертого сезона составила 40 тыс. человек на каждый футбольный матч.

2 |    Однако, если объект строится к событию, следует разрабатывать концепцию его функционирования во время и после чемпионата уже сейчас. Пять лет на подготовку ЧМ мало, так как кроме стадиона городу предстоит построить еще множество инфраструктурных объектов. Поэтому чем раньше появится управляющая компания, чем больше у нее будет знаний и полномочий, тем успешнее будет спортивный объект.

3 |    Среднестатистический стадион работает в футбольном режиме как максимум 75 дней в году, практически 300 дней он простаивает. Поэтому в свободные от футбольных матчей дни за сезон на «Донбасс Арене» проходят как минимум два больших концерта или боксерских поединка, собирающие не меньше 20–30 тыс. зрителей и порядка 250–300 небольших мероприятий от 50 до 5 тыс. человек. Кроме того, стадион нужно использовать как площадку для проведения корпоративных презентаций, конференций, тим-билдингов, оказывать услуги кейтеринга, клининга и организации мероприятий «под ключ». Только при таком подходе можно будет вывести дорогой в содержании стадион на уровень операционной прибыли.

4 |    Не менее важно обеспечить болельщикам полную защищенность. Например, построить интегрированную концепцию безопасности. Все фанаты должны понимать, что наказание за нарушение правил поведения на стадионе неизбежно. Любой хулиган благодаря видеокамерам моментально будет идентифицирован и уже на следующий день получит административное взыскание.

5 |     Следует четко сегментировать посетителей стадиона. Опыт показывает, что можно разбить клиентов на VIP и паблик-сегмент. Первые — это экономически активные жители города, которые готовы платить за европейский уровень сервиса соответствующие деньги. Для них должны работать многоуровневые пакеты гостеприимства в виде корпоративных лож, фешенебельных ресторанов или пивных баров, отдельный вход и парковочные места, а также абонемент на все игры клуба. Для рядового болельщика также важно создать комфортные условия в виде обогрева трибун, фаст-фуда и туалетов, но при этом установить адекватный их платежеспособности ценник на билеты.

6 |     Желательно для подобных объектов находить частных инвесторов, которые зарабатывают на футбольном бизнесе и знают, как эффективно управлять вложениями. Тогда у управляющей компании появится возможность полностью контролировать проект на всех стадиях его реализации. Например, наш стадион благодаря этому был построен в сжатые сроки — 1158 дней и с четким соблюдением рамок бюджета — $ 400 млн.