Меню

Андрей Коркунов занялся банками

Андрей Коркунов — человек-бренд. Сначала он дал свою фамилию всем известному премиальному шоколаду. Теперь его имя читается в названии недавно приобретенного и переименованного регионального банка 

Андрей Коркунов — человек-бренд. Сначала он дал свою фамилию всем известному премиальному шоколаду. Теперь его имя читается в названии недавно приобретенного и переименованного регионального банка — татарстанского АНКОР Банка, который акционеры намерены вывести на федеральный уровень. Г-н Коркунов рассказал «ДК», почему все свои бизнесы развивает в регионах.

занялся банками
Шоколадный бизнес Андрей Коркунов продал американцам в 2006 г. на пике успеха, когда оборот компании составлял $100 млн, а ежегодная прибыль была на уровне 18%. Он решил, что для дальнейшего развития пришло время либо самому поглощать конкурентов, либо продавать фабрику. Рассмотрел оба варианта, на тот момент продажа оказалась более выгодной, и сделка состоялась: 80% кондитерского бизнеса ушли компании Wrigley за $300 млн. Остальные 20% та же компания выкупила спустя два года.
С этого момента Андрей Коркунов стал искать новые интересные проекты. Сначала в родной сфере производства продуктов питания — начал выпускать сухарики «Воронцовские», а годом позже купил татарстанский банк, удивив российское бизнес-сообщество.
Почему вы решили вложить средства в непрофильный для вас бизнес?
— Несмотря на то что мое имя прочно ассоциируется с шоколадными конфетами, я вел и другие дела. В частности, у меня есть логистический бизнес, микрофинансовая организация. Поэтому покупка банка не стала для меня каким-то принципиально новым видом деятельности. Кроме того, за годы работы я не только накопил опыт, но и приобрел прочные связи в сфере малого и среднего бизнеса. Идея создать свой банк для малого бизнеса родилась сама собой. Конечно, АНКОР Банк работает со всеми группами клиентов, но обслуживание предпринимателей — стратегическое направление.
Кроме того, человек так устроен, что, когда он долго и упорно занимается одним делом, тем более таким емким, как производство, рано или поздно ему хочется попробовать себя в принципиально новом бизнесе. Знаете, когда мы ходим за грибами, стараемся уехать за 200 км — нам кажется, что там грибов больше. А тот, кто живет за 200 км, едет в наши края, считая, что грибы тут. Финансовая сфера многих привлекает, хотя причина прихода в этот бизнес у каждого своя.
Искал банк без скелетов в шкафу
Андрей Коркунов хотя и входит в обойму федеральных предпринимателей, столичным снобизмом ни капельки не страдает. Наоборот, он видит огромные перспективы в развитии бизнеса именно в российской провинции.
Как вы выбирали банк, чем руководствовались?
— Мы рассматривали все предложения. В Москве банки стоят неоправданно дорого, а у тех, что предлагались по доступным ценам, такие скелеты в шкафу, что страшно было иметь с ними дело. Вышли на Татэкобанк. С ним нас познакомил Павел Сигал, мой соратник по «Опоре России», который также имел небольшую долю в капитале банка. Акционеры к тому моменту уже решили банк продать, и нас устроило их предложение: и цена, и история банка.
То есть регион в вашем выборе не сыграл роли?
— Сыграл, конечно. Татарстан — успешная республика и очень привлекательная для развития банковского бизнеса. Здесь 26 местных банков, а в Москве — 600. Чувствуете разницу? Кроме того, несмотря на то что меня считают «московским» товарищем, все мои бизнесы всегда располагались в регионах. Когда мы купили банк в Татарстане, все ждали, что мы быстро разочаруемся и уйдем, испугавшись сложностей. Однако региональное построение бизнеса для меня проще и понятнее.
В чем же преимущества развития бизнеса в регионах?
— Это общемировой опыт. Возьмите ту же компанию Mars, нынешнего владельца Одинцовской кондитерской фабрики (Mars купил Wrigley со всеми ее активами). Их штаб-квартира находится в Чикаго, а не в Вашингтоне, и никто не считает, что это в провинции. А в России принято, что все крупные серьезные компании должны располагаться в Москве. На мой взгляд, это заблуждение. В регионах гораздо ниже затраты на развитие и содержание компании (например, аренда помещений существенно дешевле, чем в Москве). Также важно, что в регионах есть очень хорошие специалисты, практически нет кадровых проблем.
После кризиса ситуация будет меняться. Посмотрите, Москва уже давно переполнена, бизнесу в ней развиваться сложно. Пусть там останутся биржи, мировые консалтинговые бренды — некие атрибуты любой столицы. Бизнес же может и должен расти в регионах.
Что касается АНКОР Банка, то мы не будем замыкаться только на внутреннем татарстанском рынке, однако головной офис будет здесь, в Казани. Летом мы открыли филиал в Москве, он уже стал зарабатывать деньги. Следующий шаг — филиал в Санкт-Петербурге. Татарстан хорош простой логистикой и близостью к Москве.
Ставить на малый бизнес
Придя в банковский бизнес, Андрей Коркунов опять использует маркетинговый прием с персонификацией бренда, с его продвижением от первого лица, хотя и не так явно, как в истории с шоколадом. Ему хочется, чтобы клиенты — как корпоративные, так и частные — видели, что за банком стоит реальный человек с хорошо известным именем.
Вы уже год погружены в банковский бизнес и параллельно продолжаете работать в других отраслях. Какие перспективы развития банковского рынка можете отметить?
— Однозначно рынок будет укрупняться. Однако я уверен, что средние банки, как наиболее гибкие в работе с клиентами, в том числе с малым бизнесом, останутся. Кроме того, через пять лет банки будут в корне отличаться от сегодняшних по набору услуг. Появятся новые продукты и новые подходы к заемщикам. Сохранится тенденция снижения процентных ставок, поэтому банки больше будут ориентироваться на заработок на непроцентных доходах. Например, на новых услугах — интернет-банкинге. Уже сейчас мы видим, как много появилось автоматов для приемов платежей, в дальнейшем это все будет только развиваться. Скоро в банк можно будет зайти и с мобильного телефона.
Полное название вашего банка — «АНКОР Банк Сбережений». Выходит, работа с физлицами тоже в приоритете?
— Конечно, мы работаем с населением. Вклады физических и юридических лиц, а также остатки по счетам — это основные пассивы каждого банка. А вот как разместить активы — дело индивидуальное. И по кредитным продуктам мы решили в первую очередь работать со стабильным малым и средним бизнесом. Он — основа устойчивой экономики европейских стран. Именно благодаря сильному малому бизнесу в кризис меньше других пострадала Франция.
Мы также перенимаем этот опыт диверсификации рисков. Ведь если у банка один-два крупных клиента, он рискует всем, потеряв этого клиента. А когда обслуживаешь сразу большое количество клиентов — риски уменьшаются. Кроме того, моя команда и я сам — одной крови с предпринимателями. Нам проще найти с ними общий язык. И выгоды от такого сотрудничества не меньше. Ведь что такое средний бизнес? Это компании с оборотом в полмиллиарда долларов и выше. Они создают рабочие места, а для банка это возможность, например, предложить их сотрудникам зарплатные программы.
Увидели ли вы какую-то специфику регионального малого бизнеса?
— Никакой. С региональными предпринимателями я работал, еще занимаясь кондитерским и логистическим бизнесом. В регионах находились наши дистрибьюторы, которые везде были похожи друг на друга.
Смена названия для банка с большой историей — довольно рискованный шаг. Что вас побудило к этому решению?
— Особых рисков я тут не увидел. Когда мы решили дать банку новое имя, стали искать слово на букву «А». Не потому, что меня зовут Андрей, просто буква «А» — первая в алфавите. Значит, в любом списке компания будет одной из первых. Этот эффект мы прочувствовали еще на бренде «А. Коркунов». Но если вы когда-нибудь пробовали давать чему-то название, представляете, сколько хороших слов уже занято другими брендами. Было непросто! Наконец пришли к слову «анкор» — это тип якоря. Уже потом коллеги стали читать в этом названии мое имя — Андрей Коркунов. Окончательно сделали выбор, увидев логотип банка с якорем, буквой «А», стилизованный под монетку. Понравилась и морская тема, ничего не захотели менять. Я не против того, чтобы в названии банка клиенты и партнеры читали мое имя. Это же замечательно, когда люди видят, что за банком стоит реальный человек.
Андрей Коркунов
Родился 4 сентября 1962 г. в Алексине Тульской области.
Образование: в 1984 г. окончил Московский энергетический институт.
Карьера: 1987-1991 гг.— служил в Вооруженных силах. После увольнения пробовал себя в различных сферах бизнеса — от продажи оргтехники до организации фирмы по пошиву джинсовой и спортивной одежды; 1993 г. — основал компанию по импорту кондитерской продукции; 1997 г. — начал строительство кондитерской фабрики; 1999 г. — ООО «Одинцовская кондитерская фабрика» выпустило первую продукцию под торговой маркой «А. Коркунов»; 2006 г. — продал 80% кондитерского бизнеса американской компании Wrigley; 2007 г. — начал выпуск сухариков «Воронцовские»; 2008 г. — вместе с партнерами приобрел в Казани Татэкобанк и возглавил совет директоров; 2009 г. — переименовал Татэкобанк в «АНКОР Банк Сбережений». АНКОР Банк

Источник: АНКОР Банк. Семья Коркуновых — главный акционер Анкор Банка
74,9%
уставного капитала АНКОР Банка (ОАО) зарегистрировано на Коркунову Галину Ивановну
2,289 млрд руб.
активы АНКОР Банка на 1 июля 2009 г.
9,26 млн руб.
прибыль АНКОР Банка до налогообложения за I полугодие 2009 г.

Источник: АНКОР Банк.
Прибыль Анкор Банка снизилась в три раза
Прибыль Анкор Банка до налогообложения, млн руб.
Источник: АНКОР Банк.