Режиссер и сценарист Алексей Красовский уверен, что абсурд сегодняшней жизни гораздо сильнее любой придуманной истории.
6 октября на российские киноэкраны выходит монофильм «Коллектор» с Константином Хабенским в главной роли. Режиссером фильма стал Алексей Красовский – уроженец Автозаводского района Нижнего Новгорода, хирург-стоматолог по образованию и первой профессии. Свой путь в кино Алексей начинал как сценарист, а «Коллектор» - его третий режиссерский опыт. Первый состоялся в 2011 г. в сериале «Откровения», к которому Алексей также написал сценарий и где сыграл ведущий актер Мастерской Петра Фоменко Кирилл Пирогов, вторым стала короткометражка «Задержи дыхание».
«Коллектор» уже отмечен на XXVII фестивале «Кинотавр» в категориях: «Лучшая мужская роль», «Лучшая операторская работа» (Сочи, 2016), а также специальным призом Fedeora федерации кинокритиков стран Европы и Средиземноморья (Международный фестиваль в Карловых Варах, 2016).
«Коллектор» снят за 7 ночных смен, каждая из которых длилась 12 часов. Финальная сцена была снята одним кадром.
Перед закрытым показом «Коллектора» в Нижнем Новгороде Алексей Красовский рассказал DK.RU о себе, фильме и планах на будущее.
Работая медиком, вы понимали, что это «не ваше» и хотели сменить профессию?
Нет, напротив, мне нравилась эта работа. Когда тебе 20 лет и тебе говорят, что в медицинскую академию ты никогда не поступишь, потому что там огромный конкурс, очень хочется попробовать и убедить всех, что получится. Это своего рода вызов. Кино мне нравилось всегда, но поскольку в Нижнем Новгороде нет специальных учебных заведений, то идея «поступить в киновуз» даже не приходила мне в голову.
Написанием сценарием занимались с детства?
С детских лет мне нравилось врать и особенно нравилось, когда мне верили. Чтобы перейти к режиссуре (если идти традиционным путем), сначала надо получить "разрешение" продюсеров. А в случае с «Коллектором» я решил взять власть в свои руки и сделать такое кино, какое я точно смогу снять сам. Многие продюсеры отказывались, но нашлись наконец те, кто поверил в эту историю.
Были ли у вас опасения, что если Константин Хабенский не согласится на эту роль, фильм не получится?
У меня был запасной план, если я не найду инвесторов. Я был готов снять картину с самим собой в главной роли. Меня, конечно, в этом случае смущала перспектива посмотреть его в кругу семьи, но что же делать...
Константин не берется за те проекты, которые ему не интересны, это известно…
Да, он очень разборчивый в выборе материала, и мне это в нем очень нравится. Уговаривать его не пришлось. День он читал сценарий, потом мы встретились и поняли, что размышляем о герое, нам интересно его представлять.
У Константина абсолютно отключен режим мегазвезды. У него очень небольшие притязания и с ним легко работать.
Как правило, творец пишет о том, о чем он более-менее знает. Вы сами с коллекторами сталкивались?
Скорее это стереотип в представлении о нашей профессии. Потому что нет ничего скучнее, чем все время писать о том, что знаешь. Всегда хочется узнать что-то новое – другие профессии, должности, места, увидеть то, что никогда не видел. Кино как раз и позволяет это сделать – открыть мир, который ты только себе представляешь, но в котором ты никогда не был.
Вы не боялись быть недостоверным?
Меня не доставали коллекторы. Но я сталкивался с другой стороной дела здесь, в Нижнем Новгороде. Когда я был очень молод, то выиграл суд по защите авторских прав у господина Седова (председатель Нижегородского областного отделения общероссийской общественной организации «Союз кинематографистов РФ» Владимир Седов - прим. ред.) и очень долго не мог получить деньги по иску. В итоге я вместе с судебными приставами "выбивал" у господина Седова те суммы, которые мне причитались по суду.
Кроме того, прежде чем снимать «Коллектора» я познакомился с реальными представителями этой профессии, с топовыми коллекторами, не теми, которые обзванивают бабушек, взявшими пылесос в кредит, а теми, которые "выбивают" деньги у людей, опустошивших банки и предприятия. Наша история про человека, который работает с людьми, у которых есть деньги, но которые они не очень хотят отдавать.
Сколько времени прошло от идеи до премьеры фильма на большом экране?
Примерно 1,5 года. Очень долго я ходил со сценарием по продюсерам.
А сколько времени заняло написание сценария?
Один день. Правда, потом я его долго переписывал. Как режиссер видел больше недостатков в нем, чем как сценарист. Поэтому чтобы мне как сценаристу удовлетворить себя как режиссера мне приходилось несколько раз менять сценарий, готовя под экранизацию.
Трудно было найти продюсеров?
Да, потому что большая часть людей не видит примера, к которому можно обратиться, у нас это референсом называется. На тот момент никакого «Лока» Стивена Найта (камерный драматический фильм, где единственную роль исполнил Том Харди. Премьера состоялась на Веницианском фестивале в 2013 г. - прим. ред.) не было, был один единственный «Погребенный заживо» (триллер Родриго Кортеса с Райаном Рейнольдсом в единственной роли, вышел в 2010 г - прим. ред.), который для нашего кино не показатель.
Поэтому многим продюсерам казалось, что «Коллектор» - это коммерчески непривлекательный проект. Конечно, я мог пойти по пути, который мне очень неблизок - обратиться за поддержкой в Госкино. Но это значило бы очень долго ждать и мы бы только сейчас подошли к съемкам. Но мне такой путь, повторюсь, неблизок, и я ждал человека, который поверит в эту историю так же как я и съемочная группа. Техническую и творческую группу в Москве найти очень легко в отличие от инвесторов.
Выбирая такого героя, вас не пугало "особое отношение" людей к этой профессии?
В СМИ очень легко нагнетается истерия вокруг какой-нибудь темы, которая каждый год меняется. Коллекторы появились не год назад, они существовали давно, но почему-то "страшные" истории о них стали популярны год назад. Что с ними случилось, они все в серийных маньяков превратились? Просто сегодня такие новости делают рейтинг. Год назад его делала Украина, Турция. Сейчас мы ищем внутреннего врага, чтобы объяснить, почему в стране растут цены. Очень удобно свалить все на коллекторов, например. Что-то мне подсказывает, что через год у нас появится новый враг.
Профессия, конечно, с подмоченной репутацией, но у нас много таких. Вы не поверите, сколько людей с такой репутацией в кино, тех, которые берут сумасшедший бюджет на фильм и не возвращают его. Но им никто не звонит, не беспокоит, никакие коллекторы не спрашивает: «Когда твой фильм будет окупаться?».
Какой общий бюджет фильма?
Пока не скажу. Это сюрприз, который мы заготовили и в свое время всех этим удивим. Могу сказать, что он сопоставим с бюджетом короткометражки.
Как бы вы определили жанр «Коллектора»?
Это психологический триллер. Не стесняясь слова «психологический», которого обычно стесняются прокатчики.
Почему?
Тут есть стереотип представления зрителей, которые побаиваются дополнительных сложных слов, считая, что вот нас сейчас замудрят, что-то будет такое тяжелое. При том, что в фильме есть много смешного, есть мелодраматическая линия, есть много сюрпризов чисто детективного жанра, когда вскрывается одна тайна, вторая.
Были ли предложения продать «Коллектора»?
Предложения его купить у меня были. Но условия меня не устроили – другой режиссер, другие актеры. В историю с "Коллектором" я хотел войти так, чтобы мне никто не мог этих условий ставить.
Что вы чувствуете, наблюдая за реакцией зрителей в зале?
Мне было довольно долго страшно заходить, представлять фильм. Самый сильный страх был перед «Кинотавром», потому что это был совсем первый показ перед компетентной публикой и коллегами. Я собственно по этой причине тогда и снял обувь. Я ужасно волновался и в течение всего дня перед премьерой брал интервью у коллег, спрашивая, как победить страх. Я не знал, что лучше говорить, на кого смотреть, потому что мои первые робкие попытки выступать заканчивались тем, что все, кто был в зале у меня были в расфокусе, в тумане и я не понимал, с кем я общаюсь.
Меня преследовал серийный кошмар о том, что я еду на какое-то важное мероприятие и вдруг обнаруживаю, что у меня нет обуви. Я не понимал природу этого кошмара. И, чтобы победить этот страх, решил выйти на сцену в носках. А Хабенский, увидя, что я разулся, сказал: «Никто не увидит, что ты разулся. Это может быть твой страх, но он не передастся окружающим, поэтому снимай и носки тоже». Взял меня на слабо, в общем. Я снял носки и чистосердечно рассказал со сцены эту историю. Потому что с одной стороны мне надо было победить страх, а с другой рассказать о том, что многие в моей группе, тоже побеждали страх, когда рисковали и вкладывались в такое кино с неясным на тот момент коммерческим потенциалом. Было непонятно, доберемся ли мы вообще до зрителя в прокате, это был один шанс из тысячи. Сейчас "Коллектор" расходится по всем городам-миллионникам в России, выезжает за рубеж – это просто какой-то подарок.
Вы ожидали такого теплого приема картины на кинофестивале?
Удивительно было узнать, что фильм, который ты снимаешь о российском коллекторе, созвучен и всем понятен. Фильм ведь, по большей части, не о проблеме коллекторов как таковой, речь скорее о травле, ненависти. В нем поднимаются вопросы, которые волнуют всех людей, в том числе и зарубежных зрителей.
А перед премьерой в Нижнем вы волновались?
На премьеру в Нижнем Новгороде пришло много моих друзей и родственников. Я рад этому поводу всех повидать и собрать всех вместе. Поэтому волновался меньше, чем перед премьерой на фестивале. Сейчас я редко бываю в Нижнем, к сожалению. Если два раза в год я смогу приехать, то это для меня уже счастье.
Когда вы фильм смонтировали и увидели его, поняли, что ребеночек-то удался? Или есть к нему какие-то претензии?
Нет момента, о котором вы сейчас говорите. Вы сначала делаете первую сборку, понимаете что-то получилось, что-то нет. Потом накладываете звук, работаете с музыкой. Нет какого-то момента, когда вдруг – раз – и все стало готово. Вы участвуете в этом как режиссер. Есть режиссеры матери и есть режиссеры-отцы. Режиссеры отцы могут осеменить и убежать, а дальше за них работают режиссеры монтажа и продюсеры. А есть режиссеры-матери. В этом смысле я мать. Я вынашиваю фильм, слежу за его воспитанием, смотрю, как он пошел в школу.
Хотелось бы немного вернуться к вашему предыдущему режиссерскому опыту - сериалу «Откровения».
Это был очень чудный и странный поворот в судьбе канала «Звезда», который не делал никогда ничего подобного. Нам очень повезло с тогдашним руководством канала, которое решилось на такой эксперимент. История «Откровений» была очень похожа на историю с «Коллектором». Мы сняли пилот за свои деньги, потому что понимали, что в виде сценария история про то, как два человека сидят в кадре и 26 минут разговаривают, скорее всего, никого не заинтересует. "Звезда" отреагировал первым и дал бюджет на производство еще 23 серий, что было шоком для Кирилла Пирогова, который серьезно занят в Мастерской Петра Фоменко и не рассчитывал на такую длинную дистанцию. Поэтому в каких-то случаях мне приходилось обходиться без него. У сериала был не очень большой рейтинг, потому что зритель канала «Звезда» больше привык к битвам, сражениям и войне.
Я безумно счастлив, что в "Откровения" удалось заманить таких замечательных актеров. Были жесткие условия, мы за два дня снимали серию. Бюджет серии составил 1,5 млн руб. Это очень немного.
Переходить с сериала на полный метр сложно?
Нет, не сложно. Все очень похоже. Вы также работаете с актерами. Единственное, что у вас может растянуться (в приятном смысле) постпродакшн – вы можете вычистить звук, провести цветокоррекцию, поправить все дефекты, которые у вас есть на изображении, что-то синхронизировать. То есть более тщательно и педантично подойти к этому вопросу.
У нас не так много нижегородских режиссеров. Скоро состоится премьера фильма «Студия Нижний», который снял Евгений Кудельников. Вы следите за судьбой нижегородских коллег?
Я слежу за творчеством Павла Хвалеева. Это человек, который очень быстро на краудфандинге собрал средства на свой второй фильм - «Инволюция» (первым был был "III" - прим. ред.). Павел рекордсмен в этом смысле. Мне очень нравятся работы Александра Велединского, Алексея Балабанова.
Есть идеи о следующем проекте?
Да, конечно и даже сценарий уже практически готов. Я снова пишу сам. Мне предлагают, но к сожалению не то, что мне хотелось бы сделать.
Мне много чего сейчас предлагают, но преимущественно опять сериалы, рисковать и делать острые истории пока не хотят, боятся, хотя свежая история с полковником, хранившим по углам миллиарды, на мой взгляд просится в кино. Абсурд сегодняшней жизни сильнее любой придуманной истории.
Работы каких режиссеров вы с удовольствием смотрите, кто вас вдохновляет?
Я всегда слежу за тем, что делает Стивен Соденберг. Сейчас мне очень нравится, что в режиссеры ушел сценарист Чарли Кауфман, который даже недавно мультфильм сделал. Очень необычный мультфильм, как и все, что Чарли Кауфман делает. Вообще, мне нравятся такие странные переходы. Был актер Джордж Клуни, стал режиссер Джордж Клуни, который как актер мне нравится не меньше. Впрочем, как и Мел Гибсон. Мне очень нравятся сейчас наша "женская сборная" – Наталья Мещанинова (режиссер фильма "Комбинат Надежда"), Оксана Бычкова (режиссер фильма "Питер ФМ"). В Москве мы в соседних домах живем с Сергеем Лобаном, который снял «Шапито шоу». Я каждый раз при встрече его уговариваю еще один хороший фильм сделать. За коллегами слежу и общаюсь с ними плотно. У нас микрорайон, где 5 уже режиссеров рядом. Мы так сгруппировались, совершенно друг с другом не договариваясь.
О новом проекте можете что-нибудь рассказать подробнее?
Мы страшно боимся вот такого спойлера, потому что есть такая странная тенденция – если где-то что-то проговоришься, то потом проект не случается. Я в одном интервью рассказал, что очень хочу снять историю, как один обычный молодой человек, бездельник, получает в управление целую шоколадную фабрику и начинает ей управлять. Я написал сценарий пилота, который купил канал, мне заказали еще несколько серий. Потом на канале несколько раз сменилось руководство, проект то замораживали, то размораживали, сейчас я уже не знаю, что с ним произойдет. Поэтому не хочется повторять этой ошибки.
Дорос ли российский зритель о качественного, авторского кино?
Тут должно встречное движение происходить. Чтобы зритель понял, что он чего-то хочет, ему это надо сначала предложить. Мы не можем подходить к каждому и говорить: «Вы не хотели бы посмотреть психологический триллер с одним актером?». Сначала нужно его снять. И тогда зритель поймет, хочет ли он вообще такие фильмы смотреть. Когда мы делали «Коллектора» и в этом было большое счастье, что у нас независимое кино, благодаря которому приходится очень часто выходить к людям и просить о помощи – чтобы нам предоставили мебель, реквизиты какие-то. И по мере того, как ты общаешься с людьми, которые никогда не связывались с киноиндустрией и в 50 тыс. раз пересказываешь, что это будет за фильм, не говоря, что у нас Хабенский (на тот момент у нас его не было) и понимаешь, что это людям интересно. Они для тебя работают как фокус-группа. А уж когда у нас появился Константин, можно было козырять им, стало легче в тысячу раз, в тот момент мы поняли, что такое по-настоящему народный артист и народная любовь. Как люди независимые, мы вынуждены зарабатывать внимание и уважение зрителей, иначе у нас не будет шансов снять другое кино.
С "Коллектором" мы хотим не просто окупиться, мы хотим заработать на следующую картину.
Кого из актеров вы хотели бы еще снять в своих фильмах?
Есть сценарий, который мы уже обсуждаем с Максимом Сухановым. Надеюсь, что удастся реализовать этот проект. Очень хочу поработать с Олегом Меньшиковым, Евгением Мироновым. С Кириллом Пироговым хочу еще поработать, даже сценарий готовый есть. Надо только денег заработать.
Вы пессимист?
Если брать кино, то я оптимист. Потому что такие люди, как Павел Хвалеев могут переломить ситуацию и уже переламывают.
А по жизни?
А по жизни я реалист, прагматик.
Кроме кино чем вы еще увлекаетесь?
Я рисую. В 40 лет научился кататься на коньках - давно хотел это сделать.
У вас есть короткометражка "Задержи дыхание", в которой действие происходит на льду...
Я хочу когда-нибудь снять кино про этот вид спорта, он мне очень нравится, и он очень кинематографичный, на мой взгляд.