Какие лизинговые компании, действующие в Нижегородской области, показали за 2023 г. и I полугодие 2024 г. наибольший объем нового бизнеса в регионе — в рейтинге NN.DK.RU.
Методика
В рейтинге лизинговых компаний Нижегородской области представлены филиалы федеральных независимых лизинговых компаний в сегменте автолизинга, спецтехники и оборудования, действующие в регионе на июль 2024 г.
На первом этапе проведен анализ рынка на основании данных отраслевых ресурсов как all-leasing.ru, аналитики деловых СМИ и рейтинговых агентств.
На втором этапе был определен круг компаний, которым предложено предоставить информацию о показателях деятельности по объему и структуре нового бизнеса. Полученная информация была проверена и уточнена.
Основной ранжирующий показатель — объем нового бизнеса филиала в Нижегородской области в 2023 г. (с НДС), млн руб. Объем нового бизнеса рассчитан как сумма стоимости имущества по договорам лизинга с НДС за 2023 г. В итоговом рейтинге представлены компании с объемом нового бизнеса от 1200 млн руб. в 2023 г.
Дополнительный показатель — количество заключенных новых сделок в 2023 г., объем нового бизнеса филиала в Нижегородской области за 6 мес. 2022 г. (с НДС), млн руб. структура объема нового бизнеса по видам предмета лизинга, млн руб.
Принятые сокращения: в/р — вне рейтинга, н/д — нет данных. А — алфавитный порядок.
Тренды
1 | Объем нового бизнеса вырос на в среднем на 70% и составил 50 млрд руб. по кругу крупных компаний в регионе в сегменте авто лизинга, спецтехники и оборудования. Количество сделок увеличилось на 38%, средняя стоимость сделки составляла 5,5 млн. За 1 полугодие 2024 г. динамика роста объема нового бизнеса снизился до 28% в среднем. Участники рынка прогнозируют насыщение рынка по итогам 2023 г. и снижение темпов роста.
2 | Рынок новых легковых авто продолжает показывать положительную динамику роста. В РФ по итогам 2023 года вырос на 69% и составил 1, 058 млн машин. За 1 пг 2024 года продано до 719 тыс. авто (+79%) по данным АЕВ и Автостат. В Нижегородской области продано до 175 тыс. авто в 2023 и 82 тыс. за 1 пг 2024. Рынок подержанных авто в РФ так же рос в 2023 году + 17% и составил 5,7 млн машин. Однако в I полугодии 2024 показал снижение как по РФ, таки в регионе на -0,2%. В РФ было продано 2,7 млн. машин, в Нижегородской области — до 100 тыс. машин в 2023 г. и 50 тыс. машин в I полугодии 2024 г. Динамика нового бизнеса автолизинга в сегменте легковых авто составляла в среднем 25%. Стоимость сделки в 2023 году снизилась до 4,9 млн в сравнении с 2022 годом — 5,2 млн руб. В целом эксперты рынка говорят о то, что на розничном рынке цена предложения понизилась ниже 3 млн. руб.
4 | За 2023 г.рынок грзуовых авто прошел насыщение. По данным Автостат в 2023 г. было реализовано 143,6 тыс. новых грузовых автомобиля (+ 70,8%). Однако в I полугодии 2024 года рынок стал насыщаться и продажи пошли на спад. Так в I полугодии 2024 года продано 60,5 тыс. грузовых авто (-3,6%). Лидером рынка грузовиков остается отечественная марка KAMAZ — 10,7 тыс. машин, доля продаж в 1 пг 2024. снизилась с 24,7 до 17,7%, далее следуют SITRAK 10,2 тыс. машин — доля осталась 17%, Shacman — 7,5 тыс. машин — доля сократилась до 12,5%, FAW — 16,1 тыс. машин, доля увеличилась на 0,8 пп до 10,2%, Dong Fen — 3,8 тыс.машин, доля выросла с 1,9% до 6,4%. Рост доли рынка продаж показали также марки ГАЗ, FOTON, JAC. У ТОП компаний средняя динамика роста объема нового бизнеса в сегменте грузовых авто в 2023 году составляла 94%, стоимость сделки увеличилась на 1 млн. руб и в среднем составила 12,5 млн руб.
Евгений Непочатов, директор обособленного подразделения ВТБ Лизинг в Нижнем Новгороде:
В 2024 году не ожидается столь высокого роста лизингового рынка, отложенный спрос 2022 года во многом реализован. Кроме того, присутствует сдерживающий фактор в виде ужесточения денежно-кредитной политики ЦБ РФ. С интересом наблюдаем за развитием автомобильных проектов в Нижнем Новгороде: выпуском седельных тягачей VALDAI N45, который находится сейчас на стадии пробного маркетинга, и за возрождением бренда «Волга». В частности, новая Volga может оживить госзакупки и дать дополнительный объем нового бизнеса для лизинговых компаний на фоне того, что предложение седанов бизнес-класса у нас в стране сейчас весьма ограничено.
Руслан Мусаев, региональный директор по ПФО компании Интерлизинг:
Наталья Дмитриева, руководитель подразделения Альфа-Лизинга в Нижним Новгороде:
В первом полугодии был активный спрос на минимальные авансы по сделкам, в свою очередь лизинговые компании просили увеличить участие клиента. В целом в мае и июне заметно снизился спрос на покупку транспорта в лизинг, в июле рынок немного оживился, но на очередном заседании повысили ключевую ставку +2%, что может сказаться на активности бизнеса. Также мы заметили изменение спроса на срок договоров лизинга, если раньше рынок просил максимальные сроки договора и даже доходило до 7 лет, то сейчас чаще оформляем на 12-36 мес. В текущее время сложно давать рабочий прогноз, одно можно сказать точно: инфляция перекрывает стоимость денег и нет цены ниже, чем вчера.
Алексей Козин, директор филиала ООО «Балтийский лизинг» в Нижнем Новгороде:
В условиях насыщения рынка новыми азиатскими производителями лизинговые компании стараются максимально расширить свою партнёрскую сеть и продуктовую линейку, активно заключая договоры о сотрудничестве с новыми брендами, пришедшими на российских рынок. Параллельно с этим развивается отечественное производство, которое тоже представляет большой интерес для лизинга. С учетом экономической конъюнктуры до конца 2024 года рынку не стоит ждать такого интенсивного роста, который мы наблюдали в предыдущем году. При нынешних переменных позитивная динамика первого полугодия сохранится, но рост по отношению к 2023 году будет намного более сдержанным.
В случае реализации пессимистичного сценария потребность клиентов в лизинге все равно останется наряду с необходимостью закрывать производственные нужды. Однако даже в ситуации с удорожанием лизинга мы готовы предложить рынку приемлемый и комфортный ежемесячный платеж.
Топ-лист подготовила Александрова Александра