Меню

В Нижегородском театре оперы и балета раскрыли секреты мировой премьеры

Иллюстрация: Нижегородский театр оперы и балета

В новой постановке классическая история «Пиковой дамы» откроется с неожиданной стороны даже для тех, кто хорошо знаком с этим произведением Александра Сергеевича Пушкина.

Премьера постановки «Пиковая дама. Балет» пройдет в Нижегородском театре оперы и балета 7-9 июня.

Мы немного по-другому расставили акценты в произведении. У нас есть те же эпизоды, что и у Пушкина. Но внутри них персонажи меняются. Те люди, которые вели сцену, иногда уходят на второй план, — рассказывает хореограф-постановщик, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Максим Петров.

Музыку для новой постановки специально для Нижегородского театра оперы и балета написал российский композитор Юрий Красавин, известный как своими работами для театра, так и для отечественного кинематографа. Его произведения, в частности, стали саундтреками для многосерийных фильмов «Герой нашего времени», «Тихий Дон», «Исаев», картины Павла Лунгина «Царь». Автор говорит, что стремился избежать каких-либо параллелей с оперой Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама».

«Задачей этого балета было снять с Пушкина романтический и готический налет. Соответственно, общий тон спектакля совершенно иной, не такой, как у Чайковского. Это, скорее, игра, шутка», — считает Юрий Красавин.

Очень экспрессивная, эмоционально насыщенная музыка Юрия Красавина. Она понятна аудитории любого возраста, в том числе молодежи. Для нее это может стать первым шагом, пропуском в мир классического балета. Для тех, кто уже в этом мире себя чувствует комфортно, будет тем более интересно, — добавляет художественный руководитель Нижегородского театра оперы и балета Алексей Трифонов.

Партию графини в новом балете исполнит прима-балерина Большого театра Мария Александрова. В числе ее воплощений на сцене — Эсмеральда из «Собора Парижской Богоматери», Джульетта из «Ромео и Джульетты», Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Кармен из одноименного произведения Жоржа Бизе. Народная артистка России высоко оценила красоту Нижнего Новгорода, которая перекликается с энергетикой постановки, и творческую атмосферу, в которой готовился балет.

«Моя героиня — вымысел композитора, хореографа и режиссера. Она соткана из их музыки, движений, мыслей. И я — воплощение каждого из них. Такой творческий процесс я по пальцам могу пересчитать за свою жизнь. Партия очень интересна для меня с точки зрения исполнения. Это очень глубокий женский архетип. Инфернальный, мстительный, коварный и в то же время манящий», — делится Мария Александрова.

Режиссером спектакля стал Антон Морозов, выпускник Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. За его плечами — опыт работы в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова, Центре им. В. С. Мейерхольда, спектакли на сценах Театра Наций и Манежа северной столицы. При этом для него это первый опыт постановки балета.

Нам было важно найти органичный и логичный переход текста в танец. Чтобы это не было отдельными номерами, сценами, а получилось цельное полотно, чтобы внутри спектакля появилась перспектива. Мне кажется, за счет взаимосвязи хореографии и музыки, пространства и движения, интересных мизансцен, драматургических ходов у нас это получилось, — отмечает он.

Премьерные показы постановки «Пиковая дама. Балет» пройдут 7, 8 и 9 июня 2024 года. 

Напомним, что в феврале новым руководителем Нижегородского государственного театра оперы и балета им. А.С. Пушкина назначен Айрат Тухватуллин