Меню

От фермы до футбольного клуба. Как цифровая трансформация помогает бизнесу

Иллюстрация: Сбер

Оптимизировать процессы, анализировать и прогнозировать результат. Цифровизация внедряется в любой бизнес, делая его более конкурентоспособным, передовым и удобным для управления.

Сложно представить современную жизнь в целом и, в особенности, выстраивание бизнеса без цифровизации. Более 180 компаний крупного и среднего бизнеса проходят IT-трансформацию при поддержке Волго-Вятского банка Сбербанка. И значительная доля от этого числа приходится на нижегородские компании.

«Цифровая трансформация — не просто модное слово. Это новая реальность, в которой мы живем и наш банк, как один из лидеров цифровой трансформации, это прекрасно понимает. Реальность сегодня такова, что со временем тот клиент, который не будет владеть «цифрой», может быть вытеснен с рынка. Поэтому мы развиваем клиента, чтобы его бизнес оставался успешным. Мы не просто банк, мы партнеры по развитию клиента и региона. В Нижегородской области у нас сейчас проходят цифровизацию 54 клиента, и мы продолжаем вовлекать в этот процесс новые компании», -—рассказал директор управления по цифровому развитию клиентов Волго-Вятского банка Сбербанка Александр Шаманин.

Профессиональный мини-футбольный клуб «Торпедо» существует уже более 10 лет и завоевал за это время немало титулов. А теперь еще и может считаться одним из первопроходцев спортивной цифровизации в Нижегородской области.

«Когда руководство клуба обратилось к нам с запросом на цифровую трансформацию, мы начали анализировать рынок и поняли, что такого продукта еще нет. У нас появилась бизнес-идея, и сегодня благодаря Сберу мы вышли на совершенно иной уровень её реализации. Несмотря на успешное внедрение продукта и использование в клубе «Торпедо», мы сейчас где-то в начале пути, так как наша главная цель - продукт номер 1 на рынке», - объяснил директор ООО «Бизнес Партнер Солюшенз» Роман Якушев.

Работа заняла чуть больше года. На первых этапах эксперты проводили экспресс-исследование деятельности клуба, формировали план работ. Затем началось постепенное внедрение облачной инфраструктуры и внутреннего корпоративного портала, обучение пользователей. Параллельно шло формирование IT-стратегии клуба и дорожной карты. Итогом работ стало появление у компании единой цифровой системы для управления профессиональным спортивным клубом.

Главное преимущество комплексного решения, которое мы используем, заключается в том, что нет привязки к рабочему месту. Для работы, управления процессами по сути требуется только планшет, — рассказал президент ПКМФ «Торпедо» Сергей Смирнов*.

Прозрачность, скорость предоставления и точность данных выросли минимум в 10 раз, а сроки процессов бюджетирования и подготовки управленческой отчётности по ряду показателей сократились в 5 раз. Новые технологии помогают экономить и деньги собственников бизнеса, и время работников, принимая на себя всю рутинную работу.

«Полностью оценить то, какую пользу принесло нам используемое цифровое решение, будет реально только в конце сезона. Но уже сейчас можно привести некоторые цифры. Например, в сравнении с другими клубами, где 2-3 финансиста, у нас работает только один. Это стало возможным благодаря тому, что всю рутинную работу теперь выполняет программный продукт. Использование ИТ экономит время и силы сотрудников, и помогает нам ежегодно экономить порядка миллиона рублей», — добавил Сергей Смирнов*.

Теперь это готовое решение будет внедряться и в остальные виды спорта. Система универсальна, есть возможность оптимизировать ее не только под другие команды, но и под другие виды спорта.

С точки зрения команд эта система будет распространяться на все виды спорта, в перспективе - не только игровые. С её помощью мы также хотим решить задачу регионального министерства спорта. Повсеместное внедрение нашего программного решения позволит видеть то, какие воспитанники Нижегородского спорта пробиваются в профессиональные клубы, — пояснил директор управления по цифровому развитию клиентов Волго-Вятского отделения банка Сбербанка Александр Шаманин.

Согласно планам Правительства РФ, к 2026 году все системообразующие предприятия должны начать применять искусственный интеллект в своих производствах. Александр Шаманин подчеркивает, что наиболее активно сегодня в Нижегородской области внедряют цифру в свои производства предприятия сферы строительства и АПК.

«В 2022 году обеспеченность Нижегородской области молоком местного производства была на уровне 80%, дефицит молока составлял 150 тысяч тонн. Губернатором Нижегородской области перед производителями была поставлена задача обеспечить регион на 100% собственным молоком к 2025 году. Активное наращивание объемов выпуска и производства молока в настоящее время происходит за счет строительства новых животноводческих комплексов и модернизации действующих ферм. Низкий уровень цифровизации создает серьезные резервы для роста. Сбер сегодня видит свою задачу не только в помощи отдельным предприятиям, но и в создании условий для развития всей отрасли в регионе», — подчеркнул Александр Шаманин.

Крупный сельхозпроизводитель ООО «Никитино» работает на рынке с 2022 года, но уже включился в процесс цифровой трансформации. Задача — увеличить производство сырого молока и другой сельскохозяйственной продукции за счет оптимизации процессов.

В рамках сельского хозяйства каких-то готовых решений по нашей отрасли не было. Поэтому было принято решение разработать собственные системы учета и внедрить их в свое хозяйство, — рассказала генеральный директор управляющей компании «Чемпион» Ирина Правдина.

Цифровой трансформацией предприятия занялся Сбер совместно с компанией «Бизнес Партнер Солюшенз». Была проведена цифровизация производственных и бухгалтерских отчетов через 1С и Битрикс24, внедрены современные технологии роботизированного доения и управления стадом свободного содержания. Появились инновационные системы цифрового управления процессами персонализации поголовья и учета его показателей, заготовления и раздачи кормов, управления техникой и их показателей, учета земельных ресурсов и многое другое. Этот объемный процесс занял около полутора лет.

«Конечно, с «цифрой» стало проще понимать, где ты находишься и куда двигаться. Ежедневно формируются отчеты по надоям, по жирности молока. Зоотехники могут корректировать питание в зависимости от того, чего не хватает животным. Это помогает нам контролировать производство и в конечном итоге выходить на те показатели, которых мы планировали добиться», — добавила Ирина Правдина.

И это еще только начало.

«У нас есть цель: выйти на предельную точность данных, сейчас мы работаем над их полнотой, чтобы получать информацию обо всех процессах. Следующий этап - это уже аналитические данные, чтобы можно было управлять одной единицей производства, условно, одной коровой. Долгосрочные планы - переход к цифровому двойнику производства, когда мы сможем анализировать, что будет, если изменить рацион или попробовать новые препараты, какой это даст результат. С помощью цифры мы сможем прогнозировать и планировать», - объяснил руководитель бизнес-юнита «Агро» ООО «Бизнес Партнер Солюшенз» Виталий Радбиль.

Тренд на цифровую трансформацию захватывает все отрасли и приток клиентов с таким запросом постоянно растет. А новые возможности ведения бизнеса порождают новые пожелания от их владельцев.

В подтверждение этому — слова президента ПМФК «Торпедо» Сергея Смирнова*: «Аппетит приходит во время еды, и мы видим, где можно упростить и ускорить, что-то добавить. Когда процесс цифровизации закончится? Думаю, никогда».

* - выполняет функции иностранного агента