Как устроена финансовая модель франшизы крупнейшей сети магазинов «у дома», обсудили участники бизнес-завтрака, который провела торговая сеть «Пятёрочка» в Нижнем Новгороде.
Рынок продуктового ритейла — очень привлекателен для предпринимателей, ведь он стабильно растет — по данным одного из исследований, в среднем на 16% в год в течение последних десяти лет. Войти на этот рынок хотят многие, но выдержать конкуренцию непросто. В качестве альтернативного решения многие начинающие и даже уже опытные бизнесмены рассматривают приобретение франшизы известного бренда.
Юрий Михайличенко, директор Российской ассоциации франчайзинга был одним из спикеров на бизнес-завтраке и начал с трендов рынка: «Что такое франчайзинг? Выйди в любом городе, посмотри вокруг, и ты увидишь франчайзинг везде. Рестораны, магазины — практически на 70%. И если раньше это был в основном зарубежный бизнес, сейчас на российские компании приходится уже почти 90% франшиз».
Франчайзинг позволяет не терять предпринимательский авантюризм — франчайзи сам рискует, сам зарабатывает, но с поддержкой партнера, который в случае чего предупредит, спрогнозирует риски и подскажет, как правильнее действовать. По факту вы приобретаете дело с проверенной бизнес-моделью и получаете возможность избежать тех ошибок, которые в свое время уже совершил и научился обходить и вовремя решать ваш франчайзер.
Франшиза в ритейле помогает предпринимателю стать конкурентоспособным под известным брендом. Ее преимущества — это лояльность, хорошая закупочная цена и современный красивый магазин, — дополнил Юрий Михайличенко.
«Пятёрочка» — лидер российского ритейла: 18 миллионов покупок ежедневно совершаются в сети магазинов, представленной в 69 регионах страны. «Пятёрочка» работает по модели обратной франшизы. По аналогии с прямой франшизой от франчайзи требуется оплата паушального взноса, ремонт торговой площади, закупка оборудования, набор персонала. А вот об отличиях обратной модели рассказала Валерия Осташева — руководитель направления привлечения франчайзи торговой сети «Пятёрочка».
При обратной франшизе партнер получает на реализацию готовый товар. Ассортиментная матрица, логистика, маркетинг, ценовая политика — на плечах головной компании. Франчайзер также проводит обучение и стажировку персонала, обеспечивает стабильность и опору. Доход: 22-24% от выручки в месяц, роялти платить не нужно.
Прямая франшиза дает больше предпринимательской свободы — позволяет самостоятельно реализовывать свои амбиции, но несёт и риски. Обратная франшиза эти риски нивелирует.
«Мы забрали все, что связано с товародвижением, ценовой политикой, маркетингом, потому что только в этом случае мы можем отвечать за репутацию бренда. Наши франчайзи не думают о том, как договариваться с поставщиком — это не его проблема», — рассказала Осташева.
А теперь к цифрам.
Примерная сумма, необходимая на открытие магазина — в среднем около 20 млн руб. Из них 8 млн руб. — на ремонтно-строительные работы, 11 млн руб. — на закупку оборудования и 500 тыс. руб. — паушальный взнос.
Обычно мы запускаем магазины, которые имеют срок окупаемости 36 месяцев. Точно не более 42 месяцев. Мы оцениваем локацию, проверяем все цифры и решаем, оправдано ли открытие точки, — дополнила Валерия Осташева.
Примерная чистая прибыль предпринимателя от магазина, за вычетом ежемесячных расходов, в том числе на аренду, составляет 600 тысяч рублей в месяц. Точная сумма зависит и от площади, и от локации. Гибкая ставка агентского вознаграждения перекрывает риски магазинов, связанные с сезонностью. А также она тесно связана с выручкой.
У каждого региона ставка своя. Если магазин продает на 250-350 тысяч рублей в день, ставка агентского вознаграждения составляет 25-27%. От 350 до 500 тысяч рублей — 24-21,5%. Ставка агентского вознаграждения снижается в процентах, но растёт в абсолюте. Если магазин не вышел на прогнозируемый товарооборот, то ставка агентского вознаграждения будет выше, это снижает опасения предпринимателей, которые сомневаются в доходности магазина, — пояснила Валерия Осташева.
Своим опытом работы с «Пятёрочкой» поделился предприниматель Рамзес Магомедэминов. Первый магазин по этой схеме он открыл в 2015 году. На сегодняшний день в его портфеле 45 действующих магазинов в Москве и Московской области: «У нас был определенный опыт работы в торговле. Придя в «Пятёрочку», я много чему научился. Сетевой бизнес работает по-другому, нежели несетевой». Он отметил, что круглосуточная поддержка со стороны франчайзера сделала все процессы максимально прозрачными и упростила многие задачи.
Рынок франчайзинга в продовольственном ритейле активно растет каждый год. В 2023 году количество франшиз составило более 3 тысяч единиц, а уже к 2030 году по прогнозам эта цифра вырастет до 4 тысяч.
«Пятёрочка» активно расширяет свою франчайзинговую сеть, в том числе в Поволжье. Директор по развитию территории «Волга» Леонид Дубман поделился цифрами: «Из более чем 21 тысячи магазинов сети в России на сегодня 333 работают по франшизе. За прошлый год число франчайзинговых точек выросло на 38%, а к концу 2024 года планируется увеличить его вдвое — до 700 магазинов в разных регионах. Рассчитываем, что новые точки будут и в Нижегородской области. Поэтому приглашаем к сотрудничеству новых партнеров, которые хотят развиваться в ритейле».
Узнать подробности о франшизе можно на сайте ритейлера.
Реклама. ООО «Агроторг», ИНН 7825706086, erid:LjN8K7zsq