Меню

Вызовы разные — ответ один

Иллюстрация: Михаил Сорокин

Как производственная система помогает автомобилестроителям укреплять позиции на рынке.

Перед отечественными автопроизводителями сегодня стоит особенно ответственная задача: надо быстро насытить рынок техникой, заместив ушедшие западные бренды, чтобы обеспечить дальнейшее развитие российской экономики. Как это сделать в условиях санкций и дефицита кадров — задача со звездочкой. Самое результативное решение — повышать производительность труда и автоматизировать процессы.

Именно так действуют лидеры рынка: автомобильный завод в Нижнем Новгороде начал внедрять собственную производственную систему одним из первых в стране 20 лет назад и, во многом благодаря этому, сегодня не только сохраняет, но и увеличивает долю в своем сегменте.

По подсчетам агентства «Автостат», по итогам октября продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) в России выросли на 17% по сравнению с сентябрьскими объемами, до 9,14 тыс. машин — это максимальный результат за последние 20 месяцев. А в сравнении с показателем годичной давности этот сегмент авторынка увеличился на 77%, всего было продано 70,4 тыс. автомобилей. По данным «Автостата», больше всего — около 60% от общего объема продаж в сегменте легкой коммерческой техники — было реализовано автомобилей нижегородского производства: моделей «Газель» и Соболь».

Чтобы обеспечивать подобный рост объемов производства нужны люди, а их нет: уровень безработицы в стране на историческом минимуме — 3%.

Особенно остро нехватку персонала ощущают в промышленных регионах: по данным Центробанка, в этом году в промышленности самая низкая обеспеченность кадрами за последние 25 лет. Так, в Нижегородской области, где расположено крупнейшее российское производство коммерческих автомобилей, по данным регионального управления по труду и занятости населения, количество вакансий уже превышает 70 тыс., а соискателей при этом в 14 раз меньше. Причем 23% от общего объема вакантных рабочих мест формирует ключевая для экономики региона обрабатывающая промышленность: предприятия, без преувеличения, конкурируют за рабочие руки.

Потребность в кадрах только в нижегородском автомобилестроительном кластере — свыше 1,5 тыс. человек, и она будет только расти: готовятся к запуску новые импортозамещающие производства, локализуются критически значимые компоненты, — рассказывает директор развитию производственной системы ГАЗ Оксана Исакова. — Дефицит персонала — системная проблема, и в ближайшее десятилетие ее не так просто будет решить.

Бесконечность улучшений

Как и в другие непростые периоды в экономике, сегодня нижегородский автомобильный завод делает ставку на собственные ресурсы и ноу-хау. Главный из них — производственная система, которую автозавод начал системно внедрять одним из первых в стране 20 лет назад по инициативе промышленника Олега Дерипаски. И если, например, в период кризиса 2008-2010 годов бережливые технологии позволили эффективно сжать производство и оптимизировать процессы, то сейчас — наоборот, помогают увеличить объемы, несмотря на нехватку персонала.

Иллюстрация: Михаил Сорокин

«В процесс повышения производительности труда вовлечены все работники — от оператора на конвейере до логистов и закупщиков. Ежегодно внедряется 7 тыс. улучшений, предложенных самими сотрудниками, — рассказывает Оксана Исакова. — За первые десять лет внедрения системы непрерывных улучшений производительность труда выросла в разы. Сейчас средний рост производительности — порядка 5% в год. Если говорить про этот год, то за счет инструментов нашей производственной системы мы уже сократили кадровую потребность, и теперь нам требуется набирать меньше на 550 человек.  Условный эффект экономии от этого — более 200 млн руб., и мы на этом не останавливаемся».

При этом собственно методы повышения производительности на автозаводе, по сути, не меняются: вне зависимости от контекста предприятие ежедневно работает над стандартизацией процессов, унификацией номенклатуры, над быстрой переналадкой оборудования, построением единичных потоков, качеством обратной связи и так далее.

Главный показатель, отражающий для нас рост производительности труда, — снижение затраченного времени на единицу продукции: чем оно меньше, тем эффективнее сработало предприятие. Исходя из этого каждое подразделение, каждый цех, каждая бригада формируют свои стратегии развития и детальные планы на неделю, месяц, год, — поясняет Оксана Исакова. — Могут меняться требования рынка, появляются новые вызовы, но мы всегда знаем, что делать, чтобы быстро измениться.

Важный момент — такую гибкость может обеспечить только системный подход. «Принципы производственной системы должны стать философией компании для всех сотрудников, ее ДНК, тогда команда будет знать, как действовать в любых обстоятельствах. Не опускать руки, а идти и делать», — говорит Оксана Исакова. По ее мнению, процесс улучшений бесконечен: любой, казалось бы, отточенный процесс позже снова можно улучшить: проанализировать, выявить потери, внедрить кайзены и стандартизировать.

Один из последних успешных кейсов — крупная поставка нижегородских фургонов сразу для двух крупных логистических компаний. Для выполнения контрактов суточное задание на производство машин увеличивалось втрое: в смену надо было выпускать, условно, не пять фургонов, а 15. На нужные объемы вышли опять же за счет методов производственной системы. Например, на этапе сварки изготовили унифицированные кондукторы, позволяющие исключить ручной труд по разметке и креплению комплектующих и, соответственно, сократить время цикла, перепланировали помещение так, чтобы ускорить логистику, а на сборке по-новому организовали работу операторов, разместили дополнительные подиумы, спецтару для подачи деталей, исключили лишние переходы. В результате средняя загрузка операторов выросла с 84 до 94,3%.

Цифровые помощники

Параллельно компания непрерывно работает над автоматизацией производства — и это еще один путь компенсации дефицита сотрудников. На автозаводе один из самых современных в России окрасочных комплексов, роботизированные сварочное и штамповочное производства. Новый приоритет — автоматизация логистики. В этом году завод начал внедрять на производствах роботов-транспортировщиков «Сейчас такие роботы работают на шести маршрутах и перевозят 75 видов деталей, а в следующем году планируем вывести их на 33 маршрута и перевозить уже почти 4,5 тыс. деталей без участия человека», — рассказывает Оксана Исакова.

В этом году на выставке Comtrans была презентована интересная разработка — беспилотная транспортировочная платформа, спроектированная инженерным центром автозавода совместно с Нижегородским политехом. «Интерес к платформе большой, потребность в автоматизации процессов высокая, поэтому в ближайшей перспективе будем выпускать таких роботов и для собственных нужд, и для внешних заказчиков», — поясняет Оксана Исакова.

Аналитика по эффективности работы оборудования тоже автоматизирована: автозавод разворачивает на своих производствах масштабную систему мониторинга промышленного оборудования, в которую будут объединены обрабатывающие центры, робототехнические комплексы, лазеры, токарные станки и так далее. «Мы будем получать данные об их работе в режиме реального времени и на основе этого сможем более эффективно перераспределять загрузку оборудования и персонала», — поясняет Оксана Исакова.

Внедрение искусственного интеллекта для повышения эффективности производственных процессов — федеральный тренд. «Повышению производительности труда должна способствовать цифровизация отраслей и ее самая продвинутая составляющая, а именно технология искусственного интеллекта», — отмечал глава Минэкономразвития Максим Решетников, отчитываясь перед президентом об исполнении нацпроекта «Производительность труда» в августе этого года. По словам министра, внедрение искусственного интеллекта должно стать одним из условий предоставления господдержки компаниям и со следующего года такой подход будет протестирован в пилотных отраслях.

Качество жизни

Роботы, беспилотники, грандиозные производственные задачи — важные факторы для привлечения людей на производство, но в современных условиях этого недостаточно. Как недостаточна и регулярная индексация зарплат. Поэтому ответственный бизнес идет дальше — развивает среду вокруг своих производств, создает такие условия, чтобы сотрудникам хотелось жить и работать именно здесь. «Людей держит не только стабильная работа, но и чувство комфорта от проживания в своем районе, — комментирует Оксана Исакова. — Поэтому мы последовательно работаем над развитием социальной инфраструктуры рядом с заводом: у сотрудников должно быть доступное жилье, спортивные центры, кружки и секции для детей, места для прогулок. Именно это определяет качество городской среды, и это основной фактор привлечения и удержания персонала».

Для решения этих задач на автозаводе на протяжении нескольких последних лет действует программа «Новый социальный вектор», ее разработали рабочие советы предприятия и поддержал Олег Дерипаска. Ее суть — в строительстве или обновлении тех спортивных, образовательных, досуговых объектов на территории района, которые называют сами работники и члены их семей. В результате за пару лет в Автозаводском районе появились обновленный спорткомплекс и первая в городе сеть велосипедных дорожек, реконструирован Дом ветеранов, модернизируется Дом культуры, началось строительство Центра спортивных единоборств и так далее.

Иллюстрация: Михаил Сорокин

Как правило, объекты социнфраструктуры, требующие реновации, находятся в муниципальной собственности, но в городском бюджете нет на это средств, и не факт, что они появятся в ближайшей перспективе. Пока механизм финансирования каждого проекта в каждом конкретном случае индивидуален: например, завод финансирует реконструкцию муниципального объекта, а город организует благоустройство территории вокруг. Но чтобы эта практика повсеместно развивалась, должны создаваться и системные инструменты — например, это может быть опережающее финансирование тех объектов, которые заложены в планах развития регионов на отдаленную перспективу, но нужны людям уже сейчас. Бизнес может за свой счет построить или обновить муниципальные объекты, которыми смогут пользоваться не только работники и их семьи, но все жители города, а затем получить компенсацию затрат из бюджетов различных уровней.

Эксперты считают, что необходимость развития социальной инфраструктуры вокруг заводов особенно важна для привлечения высококвалифицированных кадров. Начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Сергей Заверский отмечает: «Есть проблема с кадрами в отдельных отраслях, и с низко-, и с высококвалифицированными. А для последних особенно важное значение имеет не только зарплата, но и условия проживания. И здесь мы сталкиваемся с еще одной проблемой. В целом ряде перспективных для экономического развития локаций условия жизни (доступность современного жилья, качество городской среды, уровень здравоохранения и образования, наличие мест для досуга) оставляет желать лучшего. И в этом смысле не только привлечение мигрантов из-за рубежа, но даже и внутрироссийская миграция заметно осложняется, добавляя проблем работодателям».

Еще одно направление, способное стимулировать приток кадров на производства и требующее государственного участия, — разработка федеральных программ льготной ипотеки для квалифицированных профессионалов, переезжающих в другие регионы.

До сих пор географическая мобильность в России в разы менее развита, чем во многих странах. По целому ряду отраслей и профессий возникает кадровый дисбаланс между регионами. Было бы полезно направлять поддержку в виде льготной ипотеки для целенаправленного снижения остроты кадрового вопроса в промышленности, — поясняют на нижегородском автозаводе.

Собственная льготная жилищная программа была создана на предприятии три года назад: ценным сотрудникам завод компенсирует половину ипотечного платежа по основному долгу и субсидирует серьезную часть начислений по процентам. По мнению экспертов, льготную ипотеку для поддержки внутренней миграции квалифицированных специалистов нужно внедрять на федеральном уровне, и не только применительно к городам-миллионникам, но особенно к малым городам, где от градообразующих заводов зависит социальное благополучие всех жителей.

Наконец, особого подхода требует популяризация работы в промышленности. Здесь у бизнеса тоже есть работающие инструменты. Например, ГАЗ с начала 2000-х создал целую систему воспитания собственных кадров — начиная от технопарков для школьников и заканчивая базовыми кафедрами и совместными инжиниринговыми центрами с вузами. Студенты колледжей приходят на производство практиковаться, уже будучи хорошо знакомыми с предприятием: компания начинает профориентацию даже не в школах, а в детских садах — с занимательной робототехники. В Музее истории ГАЗа есть целый этаж с тренажерами-симуляторами и игровой зоной, где знакомить с автомобилями детей начинают с трех лет. «Молодые люди должны знать, что у нас интересно: мы строим машины будущего», — заключает Оксана Исакова. В целом за последние 12 лет инвестиции компании в развитие человеческого капитала составили около 30 млрд рублей.

На прямую связь между подготовкой квалифицированных кадров и ростом производительности указывают и авторы доклада Высшей школы экономики «Производительность труда и российский человеческий капитал: парадоксы взаимосвязи?» Исследователи отмечают, что значимость человеческого капитала повышается на фоне ускорившихся изменений в структуре экономики, автоматизации производства и появления новых технологий, которые меняют требования к рынку труда: «Развитый человеческий капитал — необходимое условие для достижения высокого уровня производительности труда и, как следствие, благосостояния и качества жизни».

Автор текста Дарья Иванова