«Все мы на старте, так как зритель то должен ещё пройти этапы «воспитания», как и инвестор дорасти до понимания, что искусство само по себе привлекательно не только для тех, кто «в теме».
Около тысячи участников и 50 тыс. зрителей онлайн заинтересовались нижегородским трамваем, который стал передвижной площадкой для художников. В 2023 г. проект «Арт-трамвай» стал лауреатом второй степени конкурса «Мой добрый бизнес» от Минэкономразвития РФ, а его создательница, Ася Голубева представила свою задумку на ПМЭФ-2023: «Это мой любимый вид транспорта. Оказывается, трамвай ещё и впервые появился в России в Нижегородской губернии».
В интервью NN.DK.RU автор рассказала о проекте «Арт-трамвай», сложностях в реализации, источниках вдохновения и поделилась своим видением будущего арт-рынка.
«Трамваи люблю с детства»
— Я очень люблю Нежный Нижний, это мой родной город, где я провела свое детство. Каждый раз, возвращаясь из путешествий, творческих проектов в других городах и странах, я испытываю такое приятное чувство возвращения «домой». И к 800-летию у меня возникла идея о том, какой «подарок» мы могли бы подарить городу.
А еще я с детства люблю трамваи. Это мой любимый вид транспорта. Оказывается, электрический трамвай ещё и впервые появился в России в Нижегородской губернии. Так что пришла идея использовать именно этот транспорт. Основная мысль - это экологичный вид «доставки» современного искусства до зрителя. А для молодых авторов – площадка для их творчества. Я знаю не понаслышке как трудно пробиться начинающим ребятам. Без «богатых» портфолио это почти невозможно. Надо приложить максимум усилий, что бы тебя услышали, увидели. Так устроен арт-мир и с его законами трудно спорить. А мы создали передвижную площадку для работ разных, в том числе, и молодых авторов.
Конечно, без сложностей не обошлось. Проект мы писали для города и запрашивали финансовую помощь от города, но не смогли её получить. В итоге, подали документы в несколько организаций федерального уровня и выиграли грант Президентского фонда культурных инициатив. Как оказалось это намного проще, чем защищать проект в регионе. Вообще, надо сказать, что наши проекты в последнее время наконец-то начали прорастать в Нижнем. До этого, десятилетие мы работали по стране и даже за границей.
Так получился доступный массовому зрителю, «вкусный» проект. Мы с супругом придерживаемся философии Йозефа Бойса (был такой замечательный немецкий художник-перформер): «Художником может быть каждый!». Эта мысль нам близка. С одной лишь поправкой - для этого нужен временной и образовательный ресурс.
В апреле «Арт-трамвай» прекратил свое существование. Сотрудники депо готовили трамваи к лету и просто закрасили работы художников. Но в соцсетях нам до сих пор пишут, спрашивают, как нас найти. И «Арт-трамвай» вернется.
В моих заоблачных мечтах - создание подобного рода резиденций в каждом крупном городе. Чтобы люди не боялись и не оскорбляли современное искусство, а использовали его себе во благо. Я очень надеюсь на сокращение разницы между художником и зрителем. Ведь важно не «я художник я так вижу», а диалог. Художник в самолюбовании не будет нести ответственность ни за своё высказывание, ни за свой труд. А назначение искусства не элитарность, а полезность - это мое видение.
«Искусство без социального контекста бесполезно»
Я сама по себе – человек исключительной полезности. Жить по-другому я не могу, это естественное состояние. Творчеством в своей семье я занимаюсь не одна. Мой супруг, когда мы познакомились, был танцором уличных стилей, я — балериной, с экспериментальным и перформативным подходом ко всему.
Мы создали свою студию, где дети могли говорить, купаться в воде, обниматься с обоями, танцевать с завязанными глазами, бегать с шариками в косичках. Но мы всегда были озабочены расширением своей сферы и пытались использовать разные средства выражения того, что происходит внутри и того, что приключается снаружи. Так, мы пришли к современному искусству и долгое время были «в зрительном зале». В один из дней, когда испытали чувство наполненности - все наши знания вылились в первые зрелые самостоятельные работы. И с тех пор мы двигаемся без остановки.
Я уже говорила о том, что для меня искусство без социального контекста бесполезно по своей сути и лишено смысла. А раз так, это значит, что социальная работа, как ее принято понимать - развивалась в моей жизни параллельно с творчеством. Это была и социальная адаптация детей-сирот через танцевальное искусство, танцевальная терапия для детей из православных приютов, авторские тренинги. Хочется обнять весь мир и... научить его любить.
«С Нижним у нас конфетно-букетный период»
Как на художника, на меня влияет все. Я наблюдаю и радуюсь, как расцветает красками любимый город. Знаете. Я часто раньше жаловалась своим коллегам из Питера на то, что глазам «не хватало красоты». Сейчас я все реже смотрю на другие города, развитие культурных пространств на малой родине заставляет влюбляться в Нижний Новгород ежеминутно. Как знать, если мой город примет меня в качестве художника — тогда и заземление будет именно здесь. А пока с Нижним у нас начало отношений, конфетно-букетный период.
Я столкнулась с тем, что в регионе нужно время на то, чтобы получить некую известность и признание. Часто нужно предъявить «заслуги перед отечеством» хотя бы в столице. По моему мнению, это напрочь лишено логики.
Но и в Нижегородской области есть чем похвастаться. Этой осенью открывается новое галерейное пространство в сердце Нижнего. И здесь мы выступаем как резиденты, кроме того, я веду выставочный проект как куратор. Плюс нам все же удалось реализовать еще два проекта: «Мастерские современного искусства: Точки на карте», и «Тима - осознанное граффити». Первый – для жителей села Вад и поселка Новый мир. На протяжении года мы «прокачивали» культурный потенциал. Надо сказать - успешно. Вторым проектом удалось заинтересовать Департамент социальных коммуникаций и молодежной политики администрации Нижнего Новгорода. Старт второй волны запланирован на осень.
Это весьма полезный проект, я даже и не знала насколько, пока мы его не запустили в работу. Рекламы запрещённых веществ почти на каждом доме - по 5-6 штук. Страшно представить, как молодые ребята «подсаживаются» на подобные вещи. Мы с мужем купили маленькие баллончики с краской, чтобы закрашивать «точки поражения» вне зависимости от того, реализуется сейчас проект или нет.
«Я за сытых художников»
Арт-рынок в России еще в начале своего роста. Отрасль современного искусства совершила скачок благодаря событиям последних лет. Так что сейчас у всех равные шансы: у художника, мецената, инвестора, зрителя, покупателя. Развивается внутренний рынок.
Если говорить об экспорте, то интерес к россиянам есть в Китае и ОАЭ. Сейчас там находится элита русского современного арта, а вот начинающим туда не пробиться. А надо ли?
Надо! Это один из этапов развития. Я за «сытых» художников, «голодные» умирают в нищете и безызвестности, что бы потом на их именах кто-то делал миллионы.
Возвращаясь к искусству и деньгам. Я реалист, и предсказываю оптимистичные прогнозы в этой отрасли. Сейчас миллиарды рублей вкладывается в развитие культуры, реставрации объектов, памятников, создание институций, резиденций, выставок. А раз есть вложения на государственном уровне, значит есть стимул для развития. Единственное, все мы на старте, так как зритель то должен ещё пройти этапы «воспитания», как и инвестор дорасти до понимания, что искусство само по себе привлекательно не только для тех, кто «в теме». Инвестиции в искусстве, искусство и деньги - эти темы вполне волнуют людей по обе стороны баррикад.