«Не было в моей практике ни одного художника из другого города, который не был бы в восторге от Нижнего: от красоты города, людей, которые готовы всегда помочь, и от возможностей в сфере культуры».
Сооснователь центра современного искусства «Терминал А», куратор и сооснователь ярмарки графики «Контур» Майя Ковальски рассказала NN.DK.RU о ценообразовании в мире современного искусства, проектах мечты и о том, как объяснить современное искусство детям.
Центру современного искусства «Терминал А» недавно исполнилось 2 года. Свой первый год он провел на площадке в ЦУМе. Трудно было запускаться?
— Вы знаете, нет. Проект не тяжело было запускать, потому что мы знали, что мы делаем. У нас были свои потребности и желания, которые мы просто закрыли площадкой. Мы работали с художниками, которым постоянно нужна была мастерская или пространство для экспонирования. И «Терминал», при своем запуске, решил множество наших проблем, и поэтому нам было легко и очень приятно его открывать.
Летом прошлого года мы заехали в новое пространство — это часть бывшего судостроительного завода 19 века — завода «Колчина-Курбатова» на Красной слободе, там сейчас располагается фудхолл «Порт». И в конце первой линии слободы находится наш «Терминал» — это такое трехэтажное мультипространство под выставки и разные проекты. Это была полностью заброшенная территория. Мы туда заехали и сразу начали вести выставочную деятельность, сделали первый, технический пол и стену для экспонирования.
Пространство само по себе удивительное — 12-метровые потолки, невероятно красивые — это всё позволяет развернуться художнику и нам с нашими проектами. Мы плавно, этаж за этажом, стали это всё реставрировать: делали окна, лестницы — тем самым отрыли дополнительный второй этаж, затем. Потом с помощью винтовой лестницы открыли третий этаж. И так, ведя выставочную деятельность, мы построили центр современного искусства, самостоятельно провели все коммуникации, и за год в общей сложности сделали более 30 проектов, ведя непосредственно стройку.
Какой у вас был стартовый капитал для перехода на новую площадку?
— Это изначально был просто энтузиазм. Как получилось это реализовать: у нас уже был работающий проект, но он требовал масштабирования — наша площадка в ЦУМе в какой-то момент стала мала, потому что выросли и художники, и объем, и в целом деятельность. Мы подали документы на грант от АНО 800, и в прошлом году выиграли. На выигранные средства сделали и ремонт, и наши выставочные проекты.
В какой-то момент — на середине, ближе к зиме — у нас появилась частная поддержка, меценатская. Сейчас у центра есть несколько меценатов, и это важный вклад в нашу деятельность, потому что у нас есть команда, есть коммунальные платежи, которые не проходят, естественно, в рамках гранта. Наши дополнительные заработки идут на покрытие этих расходов, и к нам в таком вот формате присоединяются люди, и это приятно и важно. Одной из меценатов, к примеру, стала Наталья Грабарь — искусствовед и галерист, правнучка знаменитого живописца Игоря Грабаря.
Благодаря другому гранту от АНО «Центр 800» вам удалось в этом году открыть арт-резиденцию. Как вы думаете, почему ваш проект получил поддержку?
— Потому что мы и так этим занимаемся: привозим художников, даем им возможность погрузится в контекст и, собственно, делать выставки. И при поддержке этого проекта (АНО Центр 800) у нас получилось выйти на более качественный уровень. То есть поселить художника в хорошем отеле, дать ему большее финансирование на продакшн работ. Также мы закрываем свои внутренние расходы на транспортировку художника туда-сюда-обратно и путешествия по области.
Откуда к нам едут художники?
— У нас прямо сейчас работает художница Лера Кузнецова из Екатеринбурга. До этого у нас был дуэт сестер-художниц «Малышки 18:22» — они из Томска. Еще до этого у нас была художница Лана Морозова из Москвы.
Что касается «Малышек 18:22», я сама люблю этих художниц, и мы неоднократно пытались сделать их выставку, но упирались в то, что это очень дорогостоящий проект в плане транспортировки художниц. Привезти их из Сибири в Нижний Новгород — это приличная сумма денег. И тут, наконец-то, мы смогли этот проект реализовать, и сделали выставку у нас в «Терминале», что для меня большая радость, потому что я где-то год пыталась ее сделать.
Выставка называется «С чего начинается нежность» (работает до 3 сентября). Она посвящена кремлю как понятию и, в частности, Нижегородскому кремлю. И для этого художницы изучили историю, посетили множество разных экскурсий по кремлю, поднимали архивы, работали с разными людьми, чтобы погрузиться в контекст.
Какие впечатления остаются у художников от Нижнего Новгорода?
— Не было в моей практике ни одного художника из другого города, который не был бы в восторге от Нижнего: от красоты города, от людей, которые готовы всегда помочь и от возможностей в сфере культуры — у нас правда классно с этим всё обстоит.
Благодаря программам поддержки культуры открываются новые пространства, создаются потрясающие проекты, воспитываются новые художники.
В «Терминале» этим летом также открылись программы для детей от 7 до 12 лет. Почему этот возраст?
— Я могу очень странно ответить на этот вопрос, но это будет самый честный ответ. У нас достаточно большой коллектив для частного центра современного искусства — 8 человек. И на мой взгляд, человеческий ресурс — это самое важное.
В нашей команде есть как раз одна девушка-специалист по детским программам, которая работает с детьми этого возраста уже несколько лет, не только в области современного искусства, но также в сфере каких-то развлекательных событий. Она выполняла совершенно другой функционал в «Терминале», и в какой-то момент мы почувствовали, что чтобы нашей коллеге реализоваться, нужно запустить эту программу. Это здорово, потому что мы видим горящие глаза у нашей коллеги, и для меня, как для руководителя, это самое главное. Еще это дополнительная аудитория: к нам приходят молодые родители, и дети самого маленького возраста начинают интересоваться искусством и становятся нашими постоянными зрителями.
Как вы разговариваете с детьми о современном искусстве? Как со взрослыми?
— С детьми совершенно другой язык. Для каждого взрослого нам нужен индивидуальный подход. Нет даже какой-то общей экскурсии, которая объяснит каждому взрослому, что здесь происходит. Что касается детей, это вообще кардинально другой формат, потому что с детьми всё проходит через игру. У нас нет такого, что мы собираем детей в холле, а потом приходит наша коллега и проводит им экскурсию.
Детей сразу погружают в какую-то игру, у них есть разные задачки, которые они решают, изучая объекты с выставки. Также у них есть различные картинки, которые не участвуют в выставке, но дополнительно раскрывают контекст работы на уровне детского восприятия. Затем у детей проходят мастер-классы, где они воспроизводят либо работы с выставки, либо какие-то свои фантазии на тему увиденных работ, при этом ведя полемику с нашей коллегой, обсуждая, что они видели, и делятся эмоциями, тем самым они погружаются и понимают выставку с помощью игры.
В этом году состоялась ярмарка графики «Контур». Какое будущее у этого проекта?
— Мы сразу задумывали ее как ежегодную, и при застройке самого ярмарочного комплекса — стены, планировки и прочее — сразу строили с учетом того, что ярмарка будет не одноразовой. Мы выбирали стены, с которыми возможно работать несколько лет. И работали с архитекторами, которые разные планы предлагали для застройки и возможного масштабирования.
В прошлом году закрылась ваша онлайн-площадка Honestly. Ее миссия, в числе прочего, звучала как «нормализация монетизации искусства». Насколько вы продвинулись?
— Да, частично нам удалось, мы это видим, как минимум, по нашим нижегородским коллегам-художникам, да и в целом художники перестали стесняться, что они продают свои работы. Вот это важно. Я не уверена, конечно, что это заслуга исключительно Honestly, но это такая тенденция, которая была запущена и сильно повлияла.
Главная проблема монетизации, и вообще в структуре рынка, была в том, что художники не могли дать цену своим работам, потому что они не понимали, как работает ценообразование. И случались разные странные эпизоды, которые влияли в целом на арт-рынок и доверие к арт-рынку. А мы – Honestly — выстраивали логичную концепцию ценообразования. И у авторов, с которыми мы работали постоянно, эта концепция закрепилась.
Допустим, есть молодой художник, у него есть ряд работ, он назначает их стоимость, учитывая трудочасы, себестоимость продакшена, и прочие маленькие факторы. В последующем, когда этот молодой художник начинает выставочную деятельность, например, в кафе или в других неспециально выставочных местах, у него возрастает ценность работ, потому что у художника уже есть выставки. Затем художник, допустим, попадает в галерею — это профессиональное выставочное пространство, то есть у художника появляется институциональное признание, и стоимость его работ растет.
Потом начинаются продажи, они тоже влияют на ценообразование, потому что у художника появляется фиксированная стоимость, которую можно рассчитывать — от размера работ, от вида, от жанра, в котором он работает и так далее. И самый важный момент в ценообразовании художника, это когда он уже выставляется в государственном музее. Это музейное признание и значительный рост в цене. А дальше идут международные проекты и так далее, и стоимость безусловно растет.
Главная задумка Honestly была в том, что мы сразу писали стоимость. Обычно происходит так, что художник выкладывает работу в свои соцсети, и, как правило, не пишет стоимость, да и вообще не пишет, что работа продается. Грубо говоря, это такой показ «что я делаю». На Honestly мы сразу выкладывали работы со стоимостью, чтобы сделать коммуникацию проще. Зачастую человек просто стесняется написать художнику, узнать, сколько это стоит, боясь услышать в ответ какую-то безумную сумму и оказаться в неловкой ситуации. Honestly как раз выполняла задачу убрать вот этот дискомфорт покупки искусства.
А кто в Нижнем дороже всех?
— Родом из Нижнего Новгорода много потрясающих авторов. У нас есть, например, Павел Отдельнов — это художник мирового уровня, работы которого стоят безумно дорого.
Если пять лет назад его работы продавались от 4 до 10 тысяч евро, то сейчас, если честно, я не знаю актуальный прайс, но можно представить как за пять лет выросла стоимость его работ.
Если мы говорим о других художниках — есть объединение YOUR MUM`S KNIGHT (Максим Трулов, Ксюша Ласточка, Иван Серый). Они также ведут международную практику: зимой у них открылась выставка в Гонконге, в сентябре они участвуют в большой интернациональной международной ярмарке KIAF в Сеуле. И стоимость их работ с каждым проектом серьезно растет. Например, большие холсты от 5 тысяч евро.
Есть «Студия Тихая» — это художники, которые обитают в Нижнем Новгороде, на Ульянова у них расположена студия, и там тоже продаются работы нижегородских авторов-резидентов этой студии. По нижегородскому рынку, актуальному, который здесь и сейчас — они самые дорогие.
Будь у вас неограниченные ресурсы, какое произведение искусства вы бы купили?
— Я бы купила что-то от Дэмьена Херста. Всё равно что, хоть что-то, может быть не из последнего со стразами и бабочками, а что-то из раннего Дэмьена Херста.
А можете описать людей, которые сегодня покупают современное искусство?
— На самом деле у каждого временного периода искусства и даже у каждого направления в современном искусстве есть свой покупатель, поэтому мне сложно дать общий образ. Скажем так, что более молодое искусство — до 35 лет, до среднего сегмента, не каких-то больших авторов с музейными выставками, а начинающих и полуначинающих художников — его покупают люди, грубо говоря, от 25 до 45 лет, которые интересуются искусством, посещают выставки, следят за трендами в искусстве и проводят так свой досуг. Сходить на выставку в выходные — для них это нормально.
Беседовал Иван Бочарников