Прошло уже более 100 лет с тех пор, как великий русский инженер Владимир Шухов спроектировал первые отечественные нефтепроводы.
Сегодня нефтепроводная отрасль является одной из самых динамичных и высокотехнологичных сфер экономики России. Сложно представить, что всего полвека назад безопасность нефтепроводов обеспечивали конные обходчики. Сейчас же на предприятиях развернута комплексная система безопасности: в ход идут вертолеты и квадрокоптеры, не говоря уже о полноценном автопарке. В техническое перевооружение ежегодно вкладываются немалые средства. На нефтепроводах, на нефтеперекачивающих станциях и резервуарных парках ведется постоянная работа по обновлению оборудования, повышению надежности и безопасности.
В этом году крупнейшая в мире трубопроводная компания «Транснефть» отмечает 30-летний юбилей. А задача ее дочернего предприятия «Транснефть – Верхняя Волга» на протяжении всех этих трех десятилетий остается неизменной: бесперебойная и безопасная транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводам 13 регионов Центральной России, а также хранение топлива в резервуарах и его поставка конечным потребителям нашей страны.
Курс на увеличение продуктов переработки
За последние годы в соответствии с государственными задачами существенно поменялась структура «Транснефть-Верхняя Волга». Теперь компания транспортирует не только сырую нефть, но и нефтепродукты. Это важная трансформация, отражающая суть изменений, характерных сегодня для всей отрасли, которая заключается в сокращении поставок нефти за границу и увеличении продаж готовых нефтепродуктов. И все инвестиционные проекты компании ориентированы прежде всего на поддержку этого курса.
Стратегические проекты
Сейчас «Верхняя Волга» работает над несколькими стратегическими задачами.
Первая — это проекты, ориентированные на рост поставок нефти в порт Приморск в Ленинградской области. Для этого в текущем году предприятие планирует завершить реконструкцию участка магистрального нефтепровода Сургут – Полоцк на крупнейшем в Европейской части России подводном переходе через Волгу. Работы проводятся в Кстовском и Борском районах Нижегородской области.
Второе крупное направление — обеспечение роста поставок авиационного керосина на Московский авиационный узел. Аэропортам, расположенным вблизи столицы, необходимо увеличение поставок топлива. Для этого компанией были построены как новые резервуары и нефтепроводы, так и переориентированы действующие под нефтепродуктопроводы. Более того, в Рязанской области была построена перекачивающая станция и железнодорожная эстакада, которые задействованы в транспорте авиационного керосина с ж/д составов.
Надо отметить, что на всех станционных объектах предприятия используется современное, высокотехнологическое оборудование для обеспечения бесперебойного функционирования магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов, применяются технологии контроля качества нефтепродуктов, а в процессе работы соблюдаются все экологические требования и правила безопасности.
Произвели продукции на 4 млрд рублей
В структуру «Верхней Волги» входит один из крупнейших налогоплательщиков Псковской области – Великолукский завод «Транснефтемаш».
Предприятие занимается изготовлением и обеспечением организаций системы «Транснефть» специализированной продукцией и оборудованием для строительства, капремонта, реконструкции нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. При этом эффективно работает над реализацией программы импортозамещения — в большинстве видов продукции количество отечественных комплектующих в готовом изделии составляет 100%.
В 2022 году предприятие выпустило больше 14 тысяч единиц товара на сумму свыше 4 млрд рублей.
За год на заводе провели модернизацию и последующий выпуск шести установок по вводу противотурбулентных присадок.
По программе импортозамещения успешно завершены опытно-конструкторские разработки (ОКР) горелочных устройств с характеристиками, которые не уступают иностранным аналогам.
Кроме того, в прошлом году выпущено около 3 тысяч единиц оборудования противопожарной защиты. В их числе пеногенераторы с пониженным рабочим давлением, устойчивые к воздействию ударной волны.
Завод осваивает и выпуск новой продукции. Дополнительными направлениями стало изготовление опытной передвижной насосной установки, предназначенной для эксплуатации во время ремонтных работ на линейной части и опытного образца шкафа для пропарки очистных устройств трубопроводов.
Все эти разработки и устройства призваны обеспечивать бесперебойную и безопасную транспортировку нефти и её продуктов до конечного потребителя.
Гордость всей «Транснефти»
Несколько лет назад в структуре «Транснефть – Верхняя Волга» был создан Центр промышленной автоматизации (ЦПА), который занимается решением весьма актуальной в нынешних условиях задачей — импортозамещением в сегменте оборудования для нефтегазовой отрасли.
Сейчас центр выпускает шкафы линейной телемеханики и системы автоматики, благодаря чему были полностью закрыты потребности в данном оборудовании, которое ранее закупалось за рубежом. Продукция центра сертифицирована в России, Казахстане, Белоруссии и Азербайджане.
Этой структурой гордится не только подразделение, но и вся «Транснефть»!
Только за прошедший год ЦПА представил свою продукцию на международных выставках — «Нефть и газ» (KIOGE) в г. Алма-Ате Республики Казахстан и ИННОПРОМ-2022 в г. Екатеринбурге. Кроме того, собственная разработка ЦПА — измерительно-вычислительный комплекс системы обработки информации была представлена в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) в г. Нижнем Новгороде.
А в этом году производственный филиал предприятия показал оборудование на двух международных выставках — «Нефтегаз-2023» в г. Москве и Российском энергетическом форуме в г. Санкт-Петербурге. Продукция вызвала интерес со стороны поставщиков проектных решений для крупных нефтегазодобывающих предприятий, а также производителей оборудования для теплоэнергетики.
Ответственность за будущее поколение
Являясь социально-ответственной компанией, «Транснефть» ежегодно вкладывает значительные силы и средства в развитие объектов региональной инфраструктуры. В частности, оказание благотворительной помощи на развитие образования в учебных заведениях – традиционное социально значимое направление, которому «Транснефть – Верхняя Волга» уделяет особое внимание.
Нефтетранспортники последовательно занимаются ремонтом школ именно в глубинках — там, где в отличие от больших городов, дефицит бюджетов районных администраций особенно ощущается именно в социальной сфере.
Из последних можно отметить — ремонт лицея и детского сада в Тульской области, общеобразовательных школ во Владимирской и Рязанской областях, а также реконструкция гимназии в Кстове Нижегородской области.
В компании отмечают, что, занимаясь благотворительной деятельностью, работают на долгосрочную перспективу. Нефтепроводная отрасль, как и многие другие, нуждается в молодых кадрах, а дети сотрудников предприятия, которые сейчас учатся в школах — это возможно будущие работники «Транснефти». Поэтому предприятие ощущает ответственность за будущее поколение, и проекты по реконструкции школ считает значимой частью такой работы.
Работники компании также проявляют ответственное отношение к окружающей среде, ежегодно реализуя экологические проекты по различным направлениям. Сотрудники участвуют в уборке парков, речных берегов, в озеленении территорий городов и малых населенных пунктов. Только за последний год предприятие высадило в Нижегородской, Владимирской, Ивановской и Рязанской областях, Марий Эл и Подмосковье более 10 тысяч молодых деревьев и кустарников.
Еще одно направление экологической работы – искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов. Начиная с 2011 года во всех регионах присутствия предприятием в воду было выпущено более 9 млн мальков ценных пород рыб.
Будет чем гордиться
Эксперты и ученые еще 30 лет назад предрекали, что нефти в России осталось лишь на 20 лет. Но, к счастью, их прогнозы не оправдались, и сегодня показатели добычи нефти выше, чем максимальные пиковые в СССР. В советские годы стройка была для тех времен невероятных масштабов: открывались новые месторождения, строились новые порты, нефтепроводы. Но сегодня мы живем в не менее интересное время — на пороге нового технологического прогресса и строительства новых объектов, которых ждали не одно десятилетие. Поэтому, с точки зрения истории нам повезло не меньше, будущим поколениям останется достойное наследство.