Меню

«Всегда должны быть планы A, B и C, а лучше ещё D. Не нужно ставить всё на красное»

«Самая большая задача сейчас — сохранить и удержать в адекватном состоянии людей. Подумайте, как вы можете успокоить партнеров и сотрудников и дать им дополнительную мотивацию в виде новых проектов».

Один раз в год у предпринимателей есть возможность получить информацию и лично пообщаться с консультантом «ЭР-Телеком Холдинг» (Дом.ru), «1С», Nestle, «Снежная Королева», ГК «Руян» (бренд «Экспедиция») и других компаний. «Базовые Стратегии» с Сергеем Макшановым пройдут в Нижнем Новгороде 27 января уже в 11-й раз.

Перед приездом эксперта в Нижний Новгород, NN.DK.RU поговорил с ним о перспективах развития и структурных изменениях в бизнесе, а также о том, как «отодвинуть горизонт» и развивать собственную антихрупкость.

Какие перспективы у российского бизнеса в целом?

— Российская бизнес-среда — это большая сущность, 6 миллионов юридических лиц. Есть «великое среднее», где сейчас слишком много времени тратится на то, чтобы переживать понятные по интенсивности эмоции. Находясь в этом беспокойном потоке негативной информации, люди «придавливаются» к земле и переходят в абсолютно реактивный режим.

В той среде, в которой работаем мы, ситуация другая. Мы ежедневно стартуем проекты, и это компании, которые инвестируют: индустриальные, транспортно-логистические центры, новые услуги и так далее.

Поэтому я рекомендую прекратить непродуктивное времяпрепровождение за переживаниями. Понятно, что ситуация не из веселых. Но жизнь продолжается, и наиболее простроенные, с хорошим горизонтом компании — работают. И реализуют свои планы до 2030-2032 гг.

Вся здоровая часть бизнеса идет вперед.

На чем основаны стратегии до 2030 года? Где стабильность?

— Нет никакой стабильности. Базой является то, чтобы делать лучше дело, которое вы делаете. Отталкивайтесь от наращивания пользы, которую вы можете дать другим людям.

Как сейчас выстраивать бизнес на зарубежных рынках? Где?

— Ситуацию осложняют, в первую голову, даже не события в Украине. Всё началось во время ковида. Первый пункт — переломанная логистика. 90% бизнеса в Евросоюзе и США хотят работать и ищут возможности. Но направления на Евросоюз сейчас наиболее осложнены. Поэтому стоит смотреть на постсоветское пространство. В первую очередь это Узбекистан, далее Армения, Таджикистан, Киргизия, Азербайджан. Ну и всё, что касается исламского пояса, начиная с Турции. А эти рынки больше, чем Евросоюз. Да, будет сложно, но со временем наладится. Нужно адаптироваться. Ну и для всех — максимально усиливаться в России. Мы не знаем ни одной компании, которая полностью освоила все участки российского спроса.

А какие перспективы у российского спроса?

— Евросоюз, США и мы тоже — в рецессии, либо скатимся в неё. Но катастрофических ситуаций для российской экономики не просматривается, слишком большой запас прочности. Кроме того, примерно треть российских компаний перейдут эту бурную воду просто на том спросе, который освободился. Не знаю, кто и куда «укусил», например, «Данон», который уходит из России, но закрыть то, что делает «Данон» очень много желающих. Только мы знаем семь компаний, которые сейчас «врубают» производство на полную мощность, чтобы заместить эти объемы. Сейчас основное, что нужно — это вовлечь людей в работу, чтобы делать хороший продукт и наращивать экспертизу. Не тратить время на то, чтобы держать голову в потоке массовых фейков. Никаких оснований, чтобы рисовать катастрофические сценарии по экономике, я не вижу.

Что вы думаете о мобилизации экономики?

— Если предположить, что у вас есть предприятие, которое делает что-то для армии, то оно уже работает 24 часа в сутки. Если кто-то шил нижнее бельё, а сейчас начнёт шить термобельё — да, нормальная реакция. А если вы выращиваете в тепличном хозяйстве огурцы — ничего для вас не изменится, продолжайте выращивать. Какую мобилизацию можете провести вы? Осмотреться внутри своего бизнеса, поставить задачи, сформулировать проекты, вовлечь всех в дело.

Какие происходят структурные изменения?

— Принципиально новое явление — это когда российские компании купили уходящих иностранцев, и теперь не знают, что с ними делать. Они построены по своим калькам, и встаёт задача как-то их инкорпорировать.

Как бизнесу стать антихрупким и развиваться так, чтобы не зависеть от ударов внешней среды?

  • Выравнивать штат гендерно и по возрастам, нанимать, в том числе, сотрудников старше 55 и студентов. Это всегда нужно было делать. И нужно сейчас.
  • Держать резервы. Компания должна быть способна протянуть на нулевой выручке хотя бы полгода. Все активы сейчас, кроме сырья, товаров и основных средств — токсичны. Давайте сделаем из этого вывод: увеличивайте запасы сырья и товара.
  • Важнейший ресурс, который можно и нужно резервировать — время. Если вы два года собирали информацию о рынке Узбекистана и перезнакомились с кучей поставщиков— это резервирование времени.

Самая большая задача сейчас — сохранить и удержать в адекватном состоянии людей. Подумайте, как вы можете успокоить партнеров и сотрудников и дать им дополнительную мотивацию в виде новых проектов.

Несокрушимая компания — это компания, которая сохраняет возможность действовать в нескольких направлениях. Это залог успеха. Сохраняя позицию, что мир познаваем, нужно принимать и то, что в любой момент времени есть что-то, что нам неизвестно. Поэтому всегда должны быть планы A, B и C, а лучше ещё D. Не нужно ставить всё на красное.

Разрыв с Евросоюзом — это надолго, или процесс обернется вспять?

— Очень похоже, что это какой-то циклический процесс. С рациональной точки зрения, то, что сейчас делает Евросоюз — выше моего понимания. Например, финны, с которыми у нас самая протяженная граница, уходят с концами, бросая всё. Есть какие-то старые-старые корни вражды у ряда стран, которые они никак не могут переработать.

Весь бизнес против разрыва, но денег у глобальных фондов много, и голоса разума пока заглушаются. Думаю, что ситуация, по принципу маятника, со временем сбалансируется, возможно, на каких-то других условиях. Мы усилимся на Востоке и потом на каком-то другом балансе восстановим связи на Западе.

Ваш прогноз по курсу рубля?

— Я исхожу из того, что рубль еще немного ослабят, чтобы было комфортно экспортёрам. Слава Богу, что его отвязали. Сейчас никто не держит валюту на счетах — оплатили сделку, и остаток ноль. Нельзя держать в валюте большие объемы.

Меня больше интересует фондовый рынок, я думаю, положение на нем изменится немедленно после слома ситуации на театре военных действий. Мы имеем колоссальный шанс. У нас великолепного качества активы на фондовом рынке, а уехал он вниз в два раза. Мы рассчитываем на отскок.

Что делать сейчас?

— Я бы посоветовал следующее:

-  беречь людей;

- разрабатывать и запускать новые продукты;

- переписать отрасли, которые в выигрыше и которые будут расти дальше. Они группируются вокруг АПК, пищёвки, легпрома, авиапрома. Ищите место там;

- по региональной политике сейчас есть четкие четыре региона, которые растут по всем показателям. Это ЮФО, Тюмень, Москва с областью, Санкт-Петербург с Калининградом. Ну и Татарстан идет ровно. Остальные — по-разному.

О чём мы будем говорить на «Базовых Стратегиях 2023»?

— Речь идет о январском мероприятии, а к тому времени чудес произойдет еще очень много. В квартире переколотили уже всю посуду и начинают крушить мебель. Будет, что обсудить.

Первое: мы дадим системную интерпретацию статус-кво. Народ не успевает всё осознавать, мы тоже. Но у нас работает система, и мы не сильно отстаём.

Второе: поделимся практикой. Отрасли разные: кому-то жмёт, а кто-то аплодирует. Некоторые компании выросли в шесть раз — такого мы раньше не видели.

Третье: посмотрим внимательно на ситуацию с персоналом. У нас сейчас новый подход к мотивации, мы его как раз «дотачиваем».

Четвертое: по-новому посмотрим на ВЭД.

Пятое: дадим новый срез по e-commerce, там сейчас очень быстро меняется ситуация. Для иллюстрации несколько цифр: в Китае более 60% продаж на товарных рынках — это e-commerce. В США — 56%, в Евросоюзе — 20%, в России — 14%.

Шестое: IT. Осенью заканчиваются подписки на сервисы, связанные с кибербезопасностью, например. Будет интересно.