Меню

«Театральный бизнес схож с ресторанным. Главное — атмосфера и понимание целевой аудитории»

«Мне говорили, что это не театр, это какой-то синтетический формат. Но именно такой формат понравился публике. И тогда стало понятно, что мы можем делать продукт, который продается».

Руководитель независимого нижегородского театра «Нетеатр» Дмитрий Сухотерин рассказал NN.DK.RU о том, можно ли монетизировать искусство, что интересно зрителям и почему он пьесы пишет сам, а не обращается к классикам.

СПРАВКА

 
Дмитрий Сухотерин — кандидат культурологии, режиссер (ГИТИС), драматург, сценарист (пьесы отмечены конкурсами «Действующие лица», «Школа современной драматургии»), актер, лауреат всероссийских и международных конкурсов, руководитель независимого нижегородского театра «Нетеатр». Его постановки более 10 лет идут на сценах Нижнего Новгорода.
 

Дмитрий, совсем скоро у «Нетеатра» появится свой дом, вам больше не придется скитаться. Сколько вы к этому событию шли?

— Больше десяти лет. Нетеатр был основан в 2010 году, хотя за несколько лет до этого у меня уже было несколько постановок, но именно в 2010 году я понял, что остановиться уже не смогу.

Вообще моя любовь к театру возникла еще в студенческие годы. Я играл в КВН, организовывал фестиваль «Студенческая весна», но в этих формах мне было тесно. Мне не хватало театральности, плотности юмора. Тогда я сам стал писать сценарии, в которых стали появляться еще и танцы, как часть сюжета. Но понимание в среде театралов я не нашел. Мне говорили, что это не театр, это какой-то синтетический формат. Но именно такой формат понравился публике. И тогда стало понятно, что мы можем делать продукт, который продается. КВН, кстати, – это отличный учебник бизнеса.

А где все это время вы репетировали и играли?

— Мы сначала играли большие спектакли на 400 человек в ННГУ им. Лобачевского, потом в культурном центре «Рекорд», репетировали там же. До 2017 года мы играли достаточно редко, а в сезон 2018-2019 гг. мы стали играть каждую субботу и вошли в репертуарный режим.

Сейчас в нашем репертуаре пять постановок. При чем, билеты на наши спектакли продаются всегда, хотя цены у нас не маленькие.

Вы хотите сказать, что на частном театре можно зарабатывать?

Конечно. Театральный бизнес очень похож на ресторанный. Когда ты открываешь кафе, ты тоже не уверен в успехе, хотя, казалось бы, все люди любят поесть. Однако кафе даже в центре города может закрыться, а может «выстрелить» и не в центре. От чего это зависит? От атмосферы и от того, как ты понял целевую аудиторию. Но почему-то люди предпочитают чаще вкладываться в общепит, хотя там тоже можно прогореть, а вложения капитальные – ремонт, интерьер, оборудование. Стартовые вложения в театр тоже нужны, но они гораздо скромнее, чем в ресторанном бизнесе.

Долгое время театр существует исключительно на деньги, которые мы зарабатываем на спектаклях.

Расскажите про новое помещение. Вы его купили или взяли в аренду?

— Помещение, которое находится на ул. Большая Покровская, 4Д, мы взяли в аренду. Я долго искал именно такое здание: с высокими потолками и без  колонн посередине зала. Я очень рад, что нам удалось договориться с владельцами этого здания — Ольгой и Александром Тимофеевыми, которые также заинтересованы в том, чтобы на этом месте возник именно театр. Они даже взяли на себя часть финансовых вложений на реконструкцию.

Сейчас там завершается ремонт. Теперь у нас будет свой зрительный зал площадью более 100 кв. м, сцена, кафе, гардероб, зона с сувенирами и книгами, а также холл, на стенах которого посетители смогут оставлять свои отзывы.

Кстати, проект мы заказывали у профессионалов, которые в свое время выполняли реконструкцию кинотеатра «Рекорд».

Вы вкладываете только свои деньги?

— Не только. Нас также зрители поддержали, а еще мы выиграли грант от «Команды креативных практик», спасибо министру культуры Нижегородской области Олегу Алексеевичу Берковичу.

Вы сказали, что билеты на ваши спектакли продаются всегда. А кто ваши зрители?

— Как человек долгое время проработавший в рекламе, я проводил анкетирование. Наши зрители — это платежеспособное население в возрасте 28-49 лет. Но в последнее время стала активнее ходить молодежь благодаря проекту «Пушкинская карта». И это классно.

Среди наших зрителей есть и такие, которые говорят: я в театр не хожу, но в Нетеатр еще приду обязательно.

Почему идут к вам?

— У нас нет спектаклей, нацеленных на зрителя, который прошел спецподготовку.

Я делаю такой театр, чтобы людям не было сложно воспринимать действие. Наша задача – произвести такой продукт, чтобы он был востребован человеком, который шел по улице и зашел в театр просто отдохнуть. А не так, что ему нужно прочитать аналитику, посмотреть как этот спектакль ставили другие, бесконечное обращение к Чехову и Островскому…

Я уверен, что если бы эти великие классики увидели, что сейчас делают с их произведениями, они бы сильно расстроились. Потому что писали они свои пьесы про то, что их волновало в данную минуту, при этом без мата и чернухи.

И мы ставим пьесы про сейчас, про нормальных людей. Я — сценарист, режиссер, драматург, актер, директор, таргетолог, контент-менеджер в одном лице. И я, как обычный человек, знаю, что волнует обычных людей. В нашем репертуаре, например, есть самый популярный в Нижнем Новгороде спектакль — «Разговор о влюбленных», мы его сыграли более 50 раз.

В спектакле ""Разговор о влюбленных"

А вы ставите спектакли исключительно по своим произведениям?

— Пока да. Безусловно, есть хорошие пьесы других авторов, по которым можно ставить спектакли. Но зачем мне платить авторские, если мои собственные пьесы пользуются популярностью? Когда понадобиться расширять репертуар, я буду к этому готов: у меня есть список, в том числе классика, которая была переведена более 70 лет назад, и я опять не должен буду платить авторские.

А на гастроли вы ездите?

— Мы не гастролируем, но ездим на фестивали в разные города, у нас постоянно покупают спектакли на корпоративы.

Кто ваши актеры?

— Труппа на 50 процентов состоит из тех, кого я сам обучил, на 50 процентов из людей с театральным, музыкальным, педагогическим образованием. Сейчас у нас порядка 15 актеров, но в связи с открытием новой площадки я провожу новый набор, будем расширяться и восстанавливать танцевальную часть.

Дмитрий, мечты сбываются. К чему дальше будете стремиться?

— Да, я очень ждал, когда у нас будет своя площадка, на которой мы сможем работать и зарабатывать. Поэтому следующий шаг – это открытие театральной студии. У меня есть опыт, я знаю, как учить людей. Параллельно — расширение репертуара. Потом — самый успешный частный театр в городе. Ну и в России. Думаю, этого будет достаточно. Хотя...