Меню

«Мы должны готовить специалистов для технологий завтрашнего дня»

Иллюстрация: НГТУ им. Р. Е. Алексеева

«Только получая запрос от предприятий и работая с ними в тесном контакте, мы сможем достичь промышленного суверенитета».

Современные реалии требуют новых технологических решений и разработок. Пространством их создания являются федеральные программы Минобрнауки РФ «Передовые инженерные школы» и «Приоритет 2030». О том, какие проекты в рамках этих программ ведет Нижегородский государственный технический университет, как будет построена работа ПИШ и в чем их значение, рассказывает проректор по научной работе НГТУ им. Р.Е. Алексеева, доктор физико-математических наук, профессор РАН Андрей Куркин.

Какие основные научные проекты, в которых участвует университет, вы можете выделить?

— Прежде всего, это программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» и федеральный проект «Передовые инженерные школы» (ПИШ). Также у нас достаточное большое количество научных проектов, поддержанных Российским научным фондом и НОЦ мирового уровня Нижегородской области.

В рамках программы «Приоритет 2030» мы получили как по базовую часть гранта, так и специальную по треку «Территориальное и/или отраслевое лидерство». Наша основная задача как технического университета – способствовать достижению технологического суверенитета в нынешних непростых условиях. Мы должны не пытаться воспроизводить западные технологии (это тупиковый путь), а создавать свои, которые бы их опережали.

Основная цель нашей ПИШ – опережающая подготовка кадров и разработка новых решений по атомно-водородной энергетике и инженерным системам для лазера.

Какими стратегическими проектами в рамках программы «Приоритет 2030» занимается университет?

— У нас пять стратегических проектов, которые являются драйверами развития научной деятельности университета. Конечно, мы развиваем и другие направления, но основными магистральными считаем те, что реализуются в рамках программы «Приоритет-2030».

Первый проект направлен на создание современных образцов оборудования перспективных ядерно-энергетических установок для атомных электростанций четвертого поколения и лазерных систем, превосходящих мировой уровень.

Второй проект связан с обеспечением экологической безопасности РФ за счет внедрения комплекса новых ресурсосберегающих химических технологий и функциональных материалов.

Основной задачей третьего стратегического проекта является обеспечение энергетической безопасности РФ за счет разработки и внедрения кибер-защищенных устройств в области цифровых электрических сетей на основе отечественной элементной базы и ПО.

Четвертый проект направлен на обеспечение технологической независимости страны в проектировании и производстве интеллектуальных транспортных средств нового поколения, в частности беспилотных автомобилей. А пятый связан с разработкой радиолокационных комплексов нового поколения.

Расскажите подробнее, как будет осуществляться работа ПИШ?

— Наша передовая инженерная школа атомного машиностроения и систем высокой плотности энергии создается в интересах госкорпорации «Росатом». Ее основная цель - подготовить инженеров-исследователей, владеющих технологиями завтрашнего дня.

Важно то, что в рамках работы ПИШ мы будем реализовывать перспективные НИОКР, решая реальные задачи, поставленные стратегическими партнерами. Например, вместе с ОКБМ Африкантов будет создаваться высокотемпературный газовый ядерный реактор, а с партнерами из Саровского ядерного центра (РФЯЦ-ВНИИЭФ) -  инженерные системы для лазеров.

Проект также направлен на создание лабораторных центров, ориентированных на новые исследовательские треки. Для работы в них будут отбираться на конкурсной основе лучшие молодые специалисты, которые будут работать вместе с наставниками, сотрудниками предприятий-партнеров.

В чем, на ваш взгляд, основное значение создания ПИШ на базе университетов?

— В рамках развития науки, как прикладной, так и теоретической, создание передовых инженерных школ играет важную роль. Мы должны оценить все сильные и слабые стороны подготовки инженеров-исследователей по стандартам ПИШ, чтобы в конечном итоге перевести весь университет на работу по ним. На наш взгляд, именно такой сценарий работы технического университета будет наиболее востребован в ближайшие несколько десятков лет.

Дело в том, что, только получая запрос и обратную связь от предприятий, работая с ними в тесном контакте, мы сможем достичь промышленного суверенитета. А для этого необходима трансформация, драйвером которой и является ПИШ.

Отрыва науки от образования и промышленности быть не должно – необходим их симбиоз. Например, нужно больше организовывать на промышленных предприятиях базовых кафедр и научно-исследовательских центров университета и привлекать в них, для разработки и развития новых технологий, сотрудников институтов РАН.