Меню

Пессимистичный e-commerce? Интернет-магазины ждут спада, а логисты обещают помочь

Роман Безруков, директор службы доставки Boxberry в макрорегионе «Приволжье». Иллюстрация: Boxberry

После бурного пандемийного роста интернет-торговля переживает странные времена: продавцы массово обживают маркетплейсы, новости меняют сезонность продаж и спрос, а перспективы, тем временем, туманны.

Малый и средний бизнес жалуется на трудности и ожидает спада. Логисты же, напротив, говорят о новых перспективах и готовы помочь продавцам не только в вопросах доставки.

О том, как переживают непростой год нижегородские онлайн-ритейлеры, рассказал Роман Безруков, директор службы доставки Boxberry в макрорегионе «Приволжье».

— В Нижегородской области с начала года был заметен рост в объёмах покупок онлайн: по сравнению с первым полугодием 2021 года мы видим рост почти на 50%. Весной, особенно в апреле и мае, ажиотаж достиг своего пика. При этом спрос на товары стал слишком ситуативным: покупатели ориентировались на новости об уходе брендов и закупали вещи про запас. Этот тренд, к сожалению, остаётся актуальным.

С каждым годом покупки нижегородцев более разнообразны. Всё чаще в регионе заказывают крупногабаритные товары — крупную бытовую технику, мебель или товары для сада. Это говорит о росте доверия к интернет-покупкам.

Несмотря на это, настроения продавцов из числа малого и среднего бизнеса довольно пессимистичны. Мы проводили опрос среди своих клиентов — 100 небольших интернет-магазинов. Большая часть из них — 72% — пожаловались на трудности в работе. Наиболее частая проблема продавцов — снижение количества заказов в связи с повышением стоимости товара (60% ответивших). Сокращение ассортимента из-за ухода брендов затронуло всего 22% участников опроса, а проблемы с закупками при отсутствии возможности использовать Visa и MasterCard коснулись всего 11,4% ответивших.

Большинство продавцов (46,5%) прогнозируют уменьшение числа заказов (в том числе сезонный спад), 14,9% магазинов готовы закрыться в ближайшие несколько месяцев. Кажется, что многие интернет-магазины не видят иного выхода, как покорять маркетплейсы.

Переживания ритейлеров понятны. Однако, они зря не видят возможностей в новых условиях. Как и любой кризис, нынешний дарит нам очень хороший шанс: из-за ухода зарубежных брендов покупатели переключаются на российские товары, а наш регион известен своими производителями.

У продавцов есть возможность сосредоточиться на ведении бизнеса и продвижении, ведь наладить логистику сейчас можно за час, не вставая со своего рабочего кресла. Например, Boxberry может обеспечить доставку разными способами через «одно окно»: у нас есть самовывоз из отделений и постаматов, курьеры в 1300 населенных пунктах, предпочтовая обработка и отправка почтой. А для интеграции службы доставки в свой интернет-магазин можно использовать готовые IT-продукты: Boxberry давно занимается разработкой собственных решений.

Логисты всегда чутко отзывались на потребности интернет-магазинов. В сложные периоды это особенно ценно. Например, когда 30% наших клиентов указали, что им нужен более быстрый возврат оплаты за выданные заказы, мы изменили порядок перечисления наложенного платежа. Обычно деньги за выданные покупателям заказы возвращаются продавцу раз в десять дней (чаще — по индивидуальной договоренности с клиентом). Теперь можно настроить ежедневный перевод оплаты.

Перспективным видится мне и освоение российскими предпринимателями рынков соседних стран. Конкуренция там пока небольшая: если Беларусь и Казахстан в последние пару лет развивают интернет-торговлю, то в Киргизии и Армении онлайн практически свободен.

Отечественных конкурентов пока немного — только 11% магазинов собираются в ближайшее время выходить на рынок ЕАЭС. Но те, кто уже продаёт, отмечают рост объемов отправлений. Например, за март-май 2022 года количество отправок в Армению выросло на 260% по сравнению с периодом декабрь 2021 года — февраль 2022 года.

Выход на рынок ЕАЭС привлекателен тем, что там сейчас действуют одинаковые условия отправки во все страны. Это зона свободной торговли, поэтому товары не облагаются пошлинами, а порядок оформления посылок такой же, как по России. С логистикой также просто: Boxberry доставляет заказы из российских интернет-магазинов в четыре страны ближнего зарубежья, которые входят в ЕАЭС. Там доступны уже 480 точек выдачи, в 22 000 населенных пунктах осуществляется курьерская доставка.

Бизнес в России всегда строится на умении увидеть возможность в самой сложной ситуации. Группе компаний «Урал-Пресс», частью которой является Boxberry, в этом году исполняется уже 30 лет. Мы пережили несколько серьезных кризисов в стране за эти годы. И верим, что вместе с партнёрами, сможем найти точки роста в любых условиях.