Меню

«Первый шок прошел, и решение 80% проблем уже найдено»

«Меняются и предпочтения клиентов: их интерес сейчас прикован к новым возможностям, а также к защитным инструментам и надежным активам на долгосрочную перспективу».

По данным аналитического исследования НИУ ВШЭ, во II квартале 2022 г потребительская уверенность в России впервые за последние сократилась до значения в –31%. Показатель благоприятности условий для совершения крупных покупок уменьшился на 14 п.п., а комфортности условий для сбережений — сократился на 6 п.п. NN.DK.RU поинтересовался у нижегородских предпринимателей, пришлось ли им сокращать расходы, изменилось ли поведение их клиентов, и как это повлияло на бизнес.

Ирина Князева, директор «Нижегородптицы»:

— Рынок изменился, последние 2,5 года его лихорадит. Сначала случились пандемия и карантин, когда наш общепит практически закрылся. А с 1 марта 2022 г. поставщики перешли на предоплату. У всех сложности, образовывается кассовый разрыв: мы даем магазинам товары на реализацию, а наши поставщики хотят предоплату. Оборотных средств, конечно, не хватает. Плюс, разрушены все логистические цепочки, ведь раньше много товаров приходило с европейского рынка. Например, мы заказывали специи в Германии, Голландии и Австрии, а сейчас ищем другие рынки. Сейчас, по большей части, просто изменена логистика: что-то едет через Стамбул, что-то через Казахстан.

Также сильно изменились сроки поставок: если раньше упаковка приходила за 3-4 недели, то сейчас ждем товар 12-14 недель. Конечно, в этой ситуации нужно оборотных денег в три раза больше — я не знаю, через три месяца привезут заказ или через четыре. А отгружать товар прекращать мы не можем.

Но, не смотря на все сложности, мы сохраняем свой ассортимент и годами наработанную рецептуру. Первый шок прошел, и решение 80%проблем уже найдено.

По рознице пришлось поднимать цены в связи с ростом стоимости сырья. В какой-то момент мы работали с минимальной наценкой и в минус. Постоянные клиенты сохранились — они видят, что мы не удешевили свою продукцию и сохранили рецептуру.

Виктор Злобин, директор компании PREFAB:

— Наши расходы остались на прежнем уровне, плюс – рост инфляции. Нельзя сказать, что это экономия, мы придерживаемся принципа «разумного потребления» и достаточно давно ведём «домашнюю бухгалтерию». Наши клиенты, конечно, отложили некоторые инвестиции, но, в целом, все работы ведаться по графику. На рынке b2c заметно снижение активности, примерно как в 2015 г., соглашусь. Думаю, это временное явление, пока люди привыкают к новым реалиям.

Павел Бочкарев, директор филиала ИК «Фридом Финанс» в Нижнем Новгороде:

— Для наших клиентов сейчас актуальнее вопрос не об экономии, а о сбережении средств и их защите от инфляции. Мы с удовольствием консультируем всех по этим вопросам.

Фондовый рынок сейчас перестраивается: брокеры уходят от усложнения предлагаемых продуктов и услуг в сторону большей географической диверсификации. Поиск идет среди новых типов валют (юань, гонконгский доллар, армянский драм), новых торговых площадок и новых эмитентов (в Китае, Казахстане). Меняются и предпочтения клиентов: их интерес сейчас прикован к новым возможностям, а также к защитным инструментам и надежным активам на долгосрочную перспективу.

Ольга Волкова, директор нижегородского филиала АО «АльфаСтрахование»:

— «АльфаСтрахование» обладает достаточным запасом ликвидности для работы в любых условиях. Сейчас компания чувствует себя устойчиво и работает в обычном режиме, реализуя все стратегически важные направления деятельности.

Различные исследования показывают, что россияне перешли в режим экономии. Безусловно, среди своих клиентов мы наблюдаем запрос на сбережение финансов. Поэтому со своей стороны мы предлагаем страховые продукты, которые помогают нашим клиентам сэкономить на стоимости страховки.