Какие лизинговые компании, действующие в Нижегородской области, показали за 2021 г. наибольший объем нового бизнеса в регионе — в рейтинге NN.DK.RU.
В рейтинге лизинговых компаний Нижегородской области представлены филиалы федеральных независимых лизинговых компаний, действующие в регионе на май 2022 г.
Методика
На первом этапе проведен анализ рынка на основании данных отраслевых ресурсов как all-leasing.ru, аналитики деловых СМИ и рейтинговых агентств.
На втором этапе был определен круг компаний, которым предложено предоставить информацию о показателях деятельности по объему и структуре нового бизнеса. Полученная информация была проверена и уточнена.
Основной ранжирующий показатель — объем нового бизнеса филиала в Нижегородской области в 2021 г. (с НДС), млн руб. Объем нового бизнеса рассчитан как сумма стоимости имущества по договорам лизинга с НДС за 2021 г. В итоговом рейтинге представлены компании с объемом нового бизнеса от 650 млн руб. в 2021 г.
Дополнительный показатель — количество заключенных новых сделок в 2021 г., объем нового бизнеса филиала в Нижегородской области за 4 мес. 2022 г. (с НДС), структура объема нового бизнеса по видам предмета лизинга, млн руб.
Принятые сокращения: н/д - нет данных; в/р – вне рейтинга.
Тренды
1 | Объем нового бизнеса по ТОП 7 филиалов компаний в Нижегородской области вырос за 2021 г на 18,6% и составил 25,3 млрд руб. Из 2,6 тыс. сделок за 2021 г., 44% было совершено с легковым транспортом, 32% с грузовым транспортом, 10% со строительной техникой, остальные сделки пришлись на промышленное, с/х оборудование, складское оборудование, автобусы и другие виды предмета лизинга в порядке убывания их количества. По ТОП 10 компаниям объем нового бизнеса в 2021 г. оценочно составляет 35 млрд. руб. – 20 % от результатов филиалов в ПФО.
2 | Объем нового бизнеса ТОП 7 компаний за 4 мес. 2022 г. составил 15,1 млрд рублей - 60% объема нового бизнеса за весь 2021 г., заключено 594 сделки. Больше 100 сделок заключили компании «КАМАЗ-ЛИЗИНГ», Балтийский лизинг, Сбербанк лизинг, ВТБ лизинг. На конец апреля 2022 г. текущий лизинговый портфель компаний составлял 40,8 млрд руб. и 5,3 тыс. текущих сделок.
3 | Спрос на лизинг транспорта и техники стимулируют несколько факторов. Участники рынка отмечают, что это дефицит транспортных средств и снижение оборотных средств в том числе на б/у технику, замещение западных брендов китайскими и корейскими и такие меры как льготные условия лизингового договора, акции с дилерами легковых авто и специальные условия на спецтехнику, адаптация условий лизинга для клиента, нулевой или минимальный аванс.
4 | Снижение цен на новый транспорт и технику в 2022 г. участники рынка не ждут. Основными факторами участники рынка называют ограниченные объёмы поставок при высоком спросе, сложности в выстраивании новых логистических цепочек. За 4 мес. 2022 г. средняя стоимость сделки по совокупному объему нового бизнеса увеличилась 29% в сравнении с 2021 г. В сегменте легкового транспорта в 2021 г. средняя стоимость сделки составляла 4,3 млн руб. (самая высокая средняя стоимость сделки – 8,6 млн руб. – «Интерлизинг») в сегменте грузового транспорта – 15,8 млн руб. (самая высокая стоимость сделки – 66 млн.руб. – «КАМАЗ-ЛИЗИНГ»), в сегменте строительной техники – 16,6 млн руб. (самая высокая стоимость сделки – 50,8 млн руб. – «Сименс финанс»), с/х технике — 7,5 млн руб. (самая высокая стоимость сделки – 10,8 млн руб. – «Интерлизинг»), складская техника – 3 млн руб., промышленное оборудование – 14,8 млн руб.(самая высокая стоимость сделки – 41 млн руб. – «Сбербанк лизинг»).
— Сложившаяся ситуация коснулась абсолютно всех, что потребовало корректировок бизнес-процессов. Как и все участники рынка, мы обратили внимание на китайских производителей. Благодаря этому, наша линейка спец предложений пополнилась программами на автомобили марок Chery, Geely, Exeed и Haval. Сейчас мы продолжаем развивать перспективные направления, например, операционную аренду. В рамках этого продукта клиент получает не только авто, но и дополнительные опции, избавляющие его от забот, связанных с техническим обеспечением эксплуатации машины, их на себя берет лизингодатель.
Несмотря на турбулентность, которая сейчас происходит в мире, мы по-прежнему продолжаем поддерживать наших клиентов, как и раньше. «Балтийский лизинг» обладает богатой экспертизой, которую приобрел, пройдя все современные кризисы.
Сейчас эксперты компании разработали линейку антикризисных программ, которые помогут предпринимателям развивать свой бизнес даже в непростых условиях. Для аграриев действует актуальная комплексная программа «Агро рулит» - клиенты могут воспользоваться сезонными графиками платежей без погашения основного долга в отдельные месяцы. Приобрести можно как новую, так и бывшую в эксплуатации технику, а также получить дополнительные средства на развитие бизнеса по технологии возвратного лизинга.
Кроме того, экспресс-программа в сегменте оборудования стала выгодной и удобной. Также улучшены условия на приобретение автотранспорта и спецтехники, бывших в эксплуатации. В рамках обновления снижены авансы и увеличен возраст имущества, доступного к финансированию.
— Запросы лизингополучателей скорректировались в сторону ожидания снижения ставок и стоимости предметов лизинга. И если ожидания по снижению ставок вполне справедливые, то стоимость техники далее уже вряд ли будет снижаться быстрыми темпами, так как валюта скорректировалась, а дефицит автомобилей и техники по-прежнему остается.
Мы пересмотрели свою риск-политику в отношении авансирования небольших поставщиков и поставщиков предметов лизинга из Европы, Америки, Японии и тех стран, которые ввели ограничения, считаем риск не поставки, и, как, следовательно, необеспеченности выдачи сейчас основным и для наших лизингополучателей.
Более консервативно стали подходить к неликвидному имуществу. Компания развивает лизинговые программы – так в "Интерлизинге" клиенты могут приобрети крупную сельхозтехнику с минимальным авансом или без него. Есть возможность применения сезонных графиков платежей, вплоть до одного платежа в год.
В 2022 г. ожидания в основном связаны с длительностью периода неопределенности. Мы с корректировали свои планы, учитывая дефицит техники, снижение деловой активности. При это план по-прежнему остается амбициозным и выше тех показателей, что мы достигли за 2021 год.
— В 2021 году мы оптимизировали многие бизнес-процессы, в том числе ускорили обработку клиентских заявок и автоматизировали контакт-центр. Для новых и повторных клиентов, и многих компаний финансировали автомобили и технику с минимальным авансом от 2% или без аванса, расширили продуктовое предложение и начали финансировать приобретение в лизинг пассажирского автотранспорта и самоходной техники с пробегом. Для оформления заявки на автолизинг добавили возможность обратиться за получением услуги в любые отделения банка ВТБ в регионе, которые работают с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В текущей экономической ситуации ВТБ Лизинг старается поддержать развитие малого и среднего бизнеса. В финансовом лизинге расширен диапазон размера выкупной стоимости транспортного средства в конце срока договора с 1 000 рублей до 30%. В операционной аренде уменьшен минимальный срок договора с 1 года до 6 месяцев. Дополнительно компания предлагает отсрочку платежа на срок от 10 дней после месяца аренды.
ВТБ Лизинг продолжает сотрудничество с партнерами и расширяет сеть поставщиков, у которых имеется техника в наличии. На сегодняшний день в регионе остаются доступны новые легковые и легкие коммерческие автомобили большинства наиболее популярных брендов. Это автомобили российских (Lada, ГАЗ и УАЗ), европейских (Renault, Volkswagen, Skoda, Peugeot, Citroen и Opel), корейских (Kia и Hyundai), японских (Toyota, Nissan и Mitsubishi) и китайских (Haval, Chery, Cheryexeed, Changan и Geely) брендов. Для наших клиентов на кроссоверы Chery сейчас действуют скидки до 19%, на премиальные кроссоверы Exeed - 15%, на все модели отечественной марки ГАЗ распространяется скидка 10% от рекомендованной розничной стоимости транспортных средств.
Сейчас мы наблюдаем сокращение количества сделок на рынке. На объем лизинговых договоров влияют: ставка ЦБ (так как от нее зависит лизинговая ставка), рост цен на уже поставленные в автосалоны машины, а также логистические проблемы и дефицит комплектующих, которые вынуждают производителей приостанавливать производство и сокращать поставки автомобилей в дилерские центры. Отдельные положительные подвижки видны даже сейчас, когда ставка ЦБ снизилась до 14%, соответственно, и лизинг стал более доступным для предпринимателей. Ожидаем развития китайского и корейского автопромов. Западные бренды освободили для них вполне емкие ниши. По нашим прогнозам, в 2023-2024 гг. мы получим примерно тот же объем рынка, что был в 2019 или даже 2021 годах, но с другой структурой марок.
— Основные запросы сместились в сторону транспорта с пробегом и новых китайских марок всех сегментов, увеличилось число запросов на оборудование в рамках программ импортозамещения.
Альфа-Лизинг выкупили популярные модели легковых и коммерческих автомобилей, а также спецтехники и сделали онлайн-каталог, где клиент уже сам выбирает конкретный автомобиль, условия лизинга и бронирует машину. Это гарантирует сохранение стоимости автомобиля и его наличие. Также запущен возвратный лизинг – возможность для бизнеса быстро получить деньги на операционные расходы. Возвратный лизинг позволяет получить крупную сумму для нужд бизнеса и при этом продолжать пользоваться имуществом и зарабатывать на нем.
В 2022 г. Альфа-Лизинг продолжает развивать партнерские отношения с теми автомобильными марками, которые присутствуют сейчас на российском рынке. Так, мы ведём переговоры с китайскими автопроизводителями марок и уже запустили совместные программы.
На текущий момент бизнес начинает «оттаивать», мы прикладываем для этого большие усилия – подбираем наиболее выгодные варианты автомобилей и доносим информацию об актуальных ставках финансирования. Ожидания скорее позитивные, т.к. благодаря уходу с рынка кэптивных лизинговых компаний европейских брендов, появился пул клиентов, которым понадобится сильный финансовый партнер.
— В марте 2022 г. произошло заметное падение рынка, которое связано с увеличением стоимости техники, также на спрос повлияло изменение ключевой ставки и как следствие увеличение стоимости финансовых услуг. Основной объем продаж приходится на грузовые автомобили и спецтехнику, сейчас ведутся переговоры с дилерами и представителями заводов, в основном Китайских марок, на предмет совместных программ по приобретению техники в лизинг.
Запросы клиентов на дорожно-строительную технику с низкими авансами связаны с нехваткой в текущем режиме оборотных средств предприятий.
На текущий момент компания финансирует все виды имущества, ориентируясь на рынок предлагаем минимальные авансы на ликвидное имущество. Более гибкие подходы к повторным клиентам, при этом ориентир компании на стабильные предприятия.
В 2022 г. ожидаем падение лизингового рынка на 20-30% в связи с ограниченным выбором техники и автомобилей в свободной продаже, а также адаптацией покупателей к новым реалиям рынка. В связи с ограничениями поставок техники их Европы клиенты ориентируются на технику Китайского производства, что в свою очередь может в ближайшей перспективе сформировать ее дефицит.
Рейтинг подготовила Александра Александрова