Меню

Совершаем ошибки, делаем выводы, двигаемся вперед. Что еще обсудили на бизнес-завтраке DK

Как заработать несколько сотен тысяч евро с небольшой командой, допустив множество ошибок? О чем важно договариваться для успешного сотрудничества? На эти вопросы ответили спикеры мероприятия.

В Нижнем Новгороде 20 апреля в ресторане Monet прошел бизнес-завтрак «Делового квартала». Тема была обозначена так — «Учимся на чужих ошибках: успешные кейсы с нюансами».

«Надо было не расслабляться, а наоборот — напрячься»

Сооснователь и исполнительный директор в MIXAR Вадим Вишневский рассказал о том, как его компания выходила на международный рынок и каких ошибок они наделали, преодолевая этот путь.

— Когда мы были совсем маленькой компанией, мы участвовали в крупном конкурсе в Берлине, где познакомились с руководством серьезной телекоммуникационной компании из Европы. Им понравилось наше выступление, а мы там заняли первое место, и они приняли решение с нами сотрудничать.

Мы разработали проект, суть которого была сократить издержки для различных выставок. Обычно на выставках серьезные затраты – это покупка площади и логистика: привезти оборудование, получить на это разрешение и .т.д. Мы предложили вариант представления своей компании на выставках с использованием дополненной реальности, при помощи специальных очков. Сокращение издержек получалось на сотни тысяч евро, по нашим подсчетам.

Мы приехали в Россию, начали думать над проектом и стали допускать ошибки.

Ошибка первая. Мы стали нанимать в команду джунов — младших специалистов с небольшим опытом, на обучение которых у нас уходило много времени.

Ошибка вторая. Нам нужны были 3D-дизайнеры, которых в штате у нас было недостаточно, поэтому мы решили работать с фрилансерами. Они постоянно нас подводили, пропадали, срывали сроки.

Ошибка третья. Когда мы получили первы транш за работу, мы расслабились. Мы понимали, что  у нас впереди еще 4 месяца, мы все успеем. Надо было не расслабляться, а наоборот напрячься.

По ходу были еще несколько ошибок, которые мы допускали. Но в итоге выставка прошла на ура, все всем понравилось, и потом с этой компанией были заключены еще ряд контрактов на подобные проекты.

В заключении своего выступления Вадим Вишневский отметил, что любой кризис — это для кого-то падение, а для кого-то рост, и нужно всегда искать возможности.

У нашей компании сейчас есть импортозамещающие проекты в области дополненной реальности, которые мы планируем запустить в России. Также нам интересен рынок Индии и Арабских Эмиратов.

Один в поле не воин?

Заместитель руководителя нижегородского филиала «Московской коллегии адвокатов «Яковлев и партнеры»  Марина Костина рассказала в своем выступлении о том, как установить эффективное партнерство и о чем важно договариваться для успешного сотрудничества.

— Возможно, сейчас наступает пора, которую можно обозначить как «Один в поле не воин». И если вы сейчас находитесь в стадии принятия решения о создании совместного бизнеса, привлечении партнеров в действующий бизнес, ответьте на вопрос «Действительно ли партнер вам так необходим, что вы не можете справиться сами?».

Если вы понимаете, что не справитесь в одиночку, то необходимо понять ценность партнера. Если это деньги, то не проще ли взять кредит, если в интеллектуальном плане, то может есть возможность заменить партнера на специалиста в соответствующей области или воспользоваться услугами контрагентов.

Безусловно, бизнес-партнерство имеет ряд преимуществ:

— увеличение капитала;

— взаимозаменяемость;

— разграничение компетенций;

— объединение экспертиз;

—  взаимная поддержка и т.д.

Но есть и недостатки, такие как:

—  стратегические разногласия;

— соперничество;

— непредсказуемость;

—  соподчинение; обоюдная ответственность;

— неоправданные ожидания;

— финансовые разногласия и пр.

Многие из тех, кто работает с бизнесом, считают, что выбор партнера — это более ответственный шаг, чем выбор супруга. Ему нужно доверять еще больше, чем своей второй половине.

Для начала нужно обсудить, про что ваш бизнес, что вы делаете, какой именно продукт планируете представить на рынок.

Также необходимо обсудить форму инвестиций каждого из партнеров: деньги, недвижимость, оборудование, имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, экспертиза в определенной области и проч., а также определить стоимость таких вкладов.

Распределите компетенции и определите круг вопросов, по которым каждый из партнёров имеет право решающего голоса: финансовое планирование, контроль поступления прибыли и текущих расходов, управление персоналом, маркетинг, продажи, закупки и много другое.

В случае, если вы пришли к выводу, что партнер вам необходим, то обязательно договоритесь о «правилах игры».

Прежде чем вступать в партнерство, получите ответы на максимальное количество вопросов, потому что без ответов на них, с уверенностью входить в партнерство нельзя.

Сблизить точки зрения

Заместитель генерального директора по региональному развитию АО «Российский аукционный дом» Павел Жирунов отметил, что тема работы над ошибками ему очень близка, потому что компания, в которой он работает — хороший образец того, как люди оценивали свой путь, делали выводы из ошибок и в конце концов пришли к тому, что есть.

— Сегодня РАД — это одна из восьми площадок, которая участвует для размещения процедуры госзаказа и юридическое лицо,  которое от имени государство может выступать в качестве организатора торгов по продаже имущества. На самом деле это внешние регалии, а внутренние – мы торгуем вообще всем по поручению всех.

В 2009 году РАД создавался совместно со Сбербанком и Фондом имущества Санкт-Петербурга, как площадка для реализации внесудебных проблемных активов Сбербанка. Сейчас мы этим не занимаемся. За 12 лет произошла полностью трансформация бизнеса. Не в силу того, что мы плохие специалисты, нет. Наша площадка по банкротным торгам  все время входит в ТОП-3, но сама модель, предлагаемая через внесудебную реализацию, не позволяет масштабировать эффект от этого бизнеса.

Основная ошибка, которая была допущена нами – в том, что мы пытались подстраивается под любые условия, как это делают риелторы. Нас поэтому и начали воспринимать как риелторов. Хотя мы действительно продаем огромный ассортиментный ряд, у нас одновременно в реализации порядка 20 тыс. позиций: это движимое и недвижимое имущество, права требования, акции государственных и не только предприятий, частные предложения, в общем все, что угодно.

Так вот об ошибках. Умение говорить на одном языке с заказчиком вовсе не подразумевает умения говорить на одном языке с клиентом. Поэтому мы, как связующий канал между государством и бизнесом, никак не могли понять, почему же – есть правильные с нашей точки зрения, с точки зрения законодательства принятые документы, обязательные для исполнения, но их никто не исполняет.

Дело в том, что интересы сообщества разные. У государственного сектора один вопрос на первом месте, сформулированный еще Салтыковым-Щедриным – как бы чего не вышло.

Смысл в том, что боязнь принять решение, потому что за каждое решение наступает какая-то ответственность, приводит к тому, что происходит разрыв логистических цепочек. Происходит вроде принятие хороших налоговых нововведений, но при этом их реализация опять остается тем, кто раньше работал по другим схемам.

Опять же мой любимый Салтыков-Щедрин говорил: «Суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения». Этот парадокс приводит к тому, что, ведя диалог с бизнесом, государство всегда выступает в роли заказчика. А бизнес всегда обслуживает интересы государства. Из-за этого происходит разрыв коммуникаций. И как раз привлечение такой компании как наша, которая выступает медиатором, и позволяет сблизить эти точки зрения.

С точки зрения государственного заказчика мы обеспечиваем необходимую в соответствии с законодательством чистоту процессов, их проведения в абсолютно законном поле, с точки зрения потребителя услуги – покупателя – мы обеспечиваем им гарантию перехода права собственности без судебных оспариваний. Вот эта модель оказалась успешной.

Поэтому мы постепенно начали работать с госкомпаниями, госкорпорациями, которые также в силу требований закона должны свое непрофильное имущество продавать через открытые процедуры. Потом перешли к работе с крупными заказчиками в виде муниципалитетов, субъектов РФ.

С 2013 года мы участвуем в третьей волне малой приватизации, выступая организатором торгов от имени РФ. Этот опыт позволил нам только через 10 лет приблизиться к самому интересному для нас сегменту – сегменту частных собственников. И стартовой площадкой стал именно Нижний Новгород. Для меня самого это было удивительно, потому что я здесь 5,5 лет проработал, обслуживал 21 субъект РФ в Центральной части все Поволжье, и мне не удавалось работать с частными собственниками, мне чего-то не хватало. Я не могу говорить с ними на одном языке.

Но в конце концов мы приобрели необходимые компетенции, у нас появился новый член команды, который понимает о чем идет речь. И эта ошибка, что мы не могли привлечь нужного нам человека, долгие годы не позволяла двигаться вперед.