Меню

«Нефти и газа за рубли больше покупать не станут. Скорее, наоборот»

«Торговля, также как и бизнес — это всегда поиск взаимных выгод, где уступка в способе оплаты, например, должна давать еще больше выгод в чем-то другом».

На текущей неделе президент Владимир Путин заявил, что отныне платежи за газ от «недружественных стран» Россия будет принимать в рублях, а не в долларах или евро. При этом глава государства подчеркнул, что РФ продолжит поставлять Европе газ в соответствии с объемами, зафиксированными в заключенных ранее контрактах. 

Директор АРБ Про (стратегический консалтинг) Демид Голиков рассказал в NN.DK.RU о том, что означает этот шаг, поможет ли это интернационализации рубля.

— Это практически никак не изменит экономику России. Нефти и газа от этого больше покупать не станут, скорее, наоборот: перед покупателем мы выставили еще одно препятствие на пути к товару.

Спрос на рубль под текущие закупки вырастет под совершение конкретной трансакции, на «пять минут». Максимум появятся рублевые фьючерсы.

Это немного поднимет курс российской валюты, пока мир покупает наши нефть и газ. Инвестиционный же спрос на рубли, то есть желание держать рубли в финансовом портфеле, от этой меры никак не вырастет. Чтобы банки, инвесторы захотели держать рубли, надо совсем другое:

  • рубль был стабильнее других валют в кризисы;
  • рубль не снижался по отношению к другим валютам в длинном тренде, и это значит, что экономический рост внутри страны должен быть на уровне среднемирового;
  • чтобы в мировом рынке было много (хотя бы 10%) рублевых акций, облигаций, долговых расписок и т.п. американских и европейских компаний, т.е. резидентов конкурирующих валютных зон;
  • недвижимость, доли в компаниях и прочие физические активы внутри России были бы доступны для свободной купли-продажи для граждан и компаний большинства стран мира (чем больше – тем лучше);
  • чтобы эмитент рубля – российское государство – пользовался доверием у тех, кто привык к доллару и евро.

Список длинный. Будет все — и тогда люди сами захотят покупать наш экспорт за рубли. Даже те, кого обозвали «недружественным». Торговля, как и бизнес — это всегда поиск взаимных выгод, где уступка в способе оплаты, например, должна давать еще больше выгод в чем-то другом.

Кстати, надо ли нам добиваться «интернационализации» рубля? Китай, чей ВВП еще на нашем веку был сравним с ВВП небольшого советского региона, сегодня сам стал основой мировой экономики, научившись играть на равных с США. При этом юань не стал пока резервной международной валютой.

Швейцария, Япония, Сингапур — это стабильные, вызывающие доверие эмитенты, их валюты обращаются на биржах, но все же эти страны слишком маленькие, чтобы их валюты стали реально международными. Большинство покупок на мировом товарном рынке швейцарские, японские и сингапурские компании совершают в долларах, и видят в этом много преимуществ.