Меню

«Реестр «инфоцыган» создавать нужно, но сделать это будет трудно»

«Качество продаж сейчас значительно выше, чем качество самих услуг. Государство должно противодействовать не только «инфоцыганству», но и любым нечестным продажам в интернете».

По данным РИА «Новости», в феврале депутаты ГД РФ обсудили вопрос лицензирования деятельности бизнес-коучей и создания реестра недобросовестных представителей отрасли или так называемых «инфоцыган».

Медиа-менеджер Иван Юдинцев и соучредитель компаний Bonex Group и «Клинпарк» Александр Саратовцев рассказали в беседе с NN.DK.RU о том, почему эта отрасль быстро развивается, о перспективах ее роста, и стоит ли государству контролировать инфобизнес. 

 Иван Юдинцев:

 — Сам я никогда не пользовался даже авторитетными курсами, у меня просто времени на это все нет.  Но при этом у меня куча знакомых, особенно молодых, которые теперь продают сами эти курсы. На вопрос о том, понимают ли они, что становятся «инфоцыганами», мне отвечают: «Я не «инфоцыганка», я нутрический философ».

Я наблюдаю за этой темой с большим любопытством. На мой взгляд, масштаб этого явления сейчас очень большой. Все, кому не лень, начинают продавать какие-то курсы, тренинги. Особой толчок этой сфере дала пандемия: в 2020 году многие люди, не имеющие постоянного места работы в крупных корпорациях, а занимавшиеся собственным бизнесом (рекламой, организацией мероприятий, Event-менеджментом), в массовом количестве остались без доходов. Два года назад мероприятия отменялись, упали рекламные рынки, закрылись торговые центры. И очень много харизматичных людей в этой ситуации увидели, как кто-то продает беспомощные курсы в интернете, и решили этим тоже заниматься. И заниматься этим достаточно успешно – продавать себя и свои курсы, тренинги, вебинары с зачастую ничтожным содержанием. 
Мы видим, что качество продаж сейчас значительно выше, чем качество самих услуг. Продавать себя научились все. Я, к сожалению, не могу оценить это масштабное явление в деньгах, но вижу, что наряду с качественными курсами появляются тренинги с красивой оболочкой, но по сути пустышки. 
И эта проблема появилась не только сейчас. Я, например, помню, как в период перестройки мы все заряжали воду, смотрели Кашпировского. С точки зрения экономики нужно, чтобы куча людей осталась в поисках работы и себя, нас изменила пандемия. Многие теперь ищут работу и пытаются объяснить причины своих неудач, найти секреты успеха. То есть появился спрос. Предложение появилось, так как освободилась куча людей, которая готова дать его как в качественном, так и в плохом исполнении. Все это в текущий момент усугубляется интернетом, ведь продавать теперь можно не только на своем участке, но и всем, кто говорит на русском языке. Предпосылки к бурному росту сферы сложились, и он последовал.

«Рынок сам может себя урегулировать»

Если не будет стимулирующего воздействия в виде ограничительных мер (связанных с пандемией, - прим. ред.), то рост этой сферы, наверно, замедлится, может даже произойдет откат. Но незначительный. Люди уже привыкли к онлайн-услугам. Но есть другой момент – рынок становится перенасыщен такими предложениями. Большинство «инфоцыган», которые реально сидят на пустышках, уже не могут делать свои продажи, они у них уже упали.
Я слежу за продажей курсов в области культуры – если раньше можно было всего за два часа изучить всю мировую культуру, то сейчас люди выбирают официальные курсы музеев и университетов. То есть более квалифицированных экспертов. Я думаю, что рынок сам может себя урегулировать.
В нашей экономике по-прежнему работают пережитки того подхода, который был в 90-х годах – есть невидимая рука рынка, которая разрешает людям любые действия, и все потом само собой урегулируется. Но я не рекомендую сейчас идти в эту сферу деятельности, потому что сейчас там наблюдается уже явное превышение предложения над спросом. Этот процесс будет продолжаться и дальше.

«У нас в стране совершенно процесс продаж не урегулирован»

Прежде чем принимать какой-то новый закон нужно посмотреть практику применения старого. На мой взгляд, курсы, на которых учат дышать маткой, как и многое другое, попадают под статью уголовного кодекса «Мошенничество». В таких случаях, полагаю, есть признаки уголовного состава преступления - от людей получают деньги, предлагая заведомо недостоверную информацию. Если такие случаи будут доведены до суда, и он удовлетворит иски, то тогда нужно будет исправлять закон.
Я также поддерживаю составление реестра «инфоцыган», хотя составить его будет трудно. Это, скорее, вопрос моральный. Ведь в России, в отличие от Европы, такие реестры никто не проверяет. Подытожив, хочу сказать, что сам термин «инфоцыганство» мне не нравится. В отношении цыган много стереотипов, и в 21 веке сохранять их ни в коем случае нельзя. Суть этого явления заключается в том, что люди очень успешно и очень эффективно продают.
Надо противодействовать не «инфоцыганству», а любым нечестным продажам. У нас в стране совершенно процесс продаж не урегулирован. На этих услугах в интернете это просто наиболее ярко видно. 
 

Александр Саратовцев:

—  Мне кажется, что одни люди ищут возможности заработать легко деньги, другие - получить ответы на свои вопросы, тоже легко и просто. Всегда, когда есть такие запросы, находятся эксперты, которые готовы на них давать свои ответы. Как правило, этим увлекается женский пол, мужчины, реже. В сложные времена именно женщины пытаются найти какие-то ответы, успокоение, им нужны подсказчики. Какой оборот в этом бизнесе, не знаю – сколько у нас там женщин обеспокоены своим будущим?

«Сфера будет расти»

Инфобизнес однозначно будет расти. Все хотят быстрых и легких денег. Плюс, через интернет можно охватить большой объем аудитории без больших вложений. Если у человека хорошо подвешен язык, то он сможет достаточно быстро заработать. В интернете гуляет слишком много необеспеченных денег, поэтому, да, эта сфера будет расти.

У меня жена коуч на сегодняшний день, по крайней мере, заканчивает курсы. Отмечу, что в коучинге больше представительниц женского пола, и клиенты у них, в основном, женщины — 99%. Моя супруга закончила курсы коучинга в самом серьезном университете (первый уровень в Международном эриксоновском университете коучинга). Там есть рациональное зерно – люди не умеют сами себе отвечать на внутренние запросы, и коуч помогает им это сделать. У многих проблема с размышлениями, с видением своего будущего. К сожалению, эта проблема, исходя из образования сегодняшнего, из-за отсутствия привычки читать и т.д.  

Куче ведомых людей необходимо плацебо, им достаточно всего несколько слов, чтобы поверить в себя и идти вперед. И после курсов той же Блиновской (Елена Блиновская — автор и ведущая популярного марафона личностного роста «Марафона желаний», — прим. ред.) такой человек скажет, что добился всего в этой жизни. Может быть, Блиновская какой-то девушке перевернула мировоззрение, а мы будем говорить после этого, что она - «инфоцыганка». Суть в следующем – некоторым людям просто нужен толчок, мотивация, некоторые без этого «инфоцыгана» ничего не сделает.

О создании реестра «инфоцыган»

Госдума хочет создать реестр . Но давайте перенесем онлайн сферу в оффлайн. Раньше были просто цыгане, правильно? Кто-нибудь создавал реестр? Вот не ходите к этим людям, которые будут гадать на руке, это неправильно, они вам нагадают какую-нибудь ерунду. Их просто ловили, пытались за мошенничество посадить и пр. В интернете такие люди рождаются каждый день, потому что есть запрос. Сажать каждого? Как будут отделять тех, кто реально владеет какими-то компетенциями, а кто - мошенник?

Человек вправе подать в суд, если заплатил деньги, а его ничему не научили. Давайте просто правильно сформируем закон об образовании. Видимо, нужно выдавать какой-то документ о том, что человек имеет соответствующее образование или компетенцию, опыт. Хотя, вопрос спорный.

Я сторонник того, чтобы в стране была наработана некая информационная база на эту тему, накопился большой опыт. И после этого будет понятно, что дальше делать, включить некий фильтр в этой сфере: запускать процессы сертификации, лицензирования. На данный момент какие-то законодательные меры будут преждевременными. Нет случаев, чтобы людей массово обманули, нет нормативной базы.

У нас сразу пытаются что-то запретить, а строгость законов, как правило, компенсируется их невыполнением. Нужно дать пока возможность этому бизнесу развиться. Инфобизнес сам по себе интересный. Вспомним «Бизнес молодость» (школу для стартаперов, которым помогали обрести смысл жизни и источник заработка, — прим.ред.). Я к ним крайне отрицательно относился, но, тем не менее, сколько молодых предпринимателей появилось благодаря им? Дайте этому движению развиться, помогите отрасли объединиться, найти лидеров, которые сами будут выходить с инициативами в Госдуму о том, что тех или иначе нужно отсеивать. Жесткие меры могут убить отрасль в моменте зарождения.