В модной индустрии Игорь Гуляев персона знаковая, а вот в Нижнем Новгороде он гость не частный. Точнее, в нашем городе он побывал впервые, но обещал вернуться сюда еще не раз.
В начале февраля Нижний Новгород стал первым городом, где прошли мероприятия просветительской программы для талантливой молодежи от компании МТС — «Поколение М». Хэдлайнером проекта стал ведущий российский дизайнер Игорь Гуляев, который является наставником проекта и вместе с МТС открывает новые имена дизайнеров в городах России.
В интервью NN.DK.RU Игорь Гуляев откровенно рассказал о том, почему он решил стать наставником проекта, как сказалась пандемия на индустрии моды и дал советы начинающим дизайнерам.
«Я за настоящесть и правду»
В чем его миссия проекте «Поколение М»? Какие возможности открываются для участников и победителей?
— Это очень интересная история, с которой мы ездим по городам нашей страны, выбираем молодых дарований. Мы помогаем мальчишкам и девчонкам от 9 до 18 лет, мечтающим о модной сегодня профессии дизайнер. Это не только возможность участия. Наши победители участвуют в интересных колоборациях, мы приглашаем их в Москву участвовать в неделе моды, они приезжают на стажировку в Санкт-Петербург на производство в мой Модный дом Igor Gulyaev.
Это невероятный опыт, и я по-хорошему сам завидую этим мальчишкам и девчонкам, у которых появляется возможность быть рядом с уже действующими серьезными людьми в профессии.
Поэтому проект сам по себе очень интересен, он еще и благотворительный. Баллы, которые набирают участники, переводятся в рубли, и эти деньги направляются на помощь больным детям.
Почему вы решили стать наставником проекта? Что вас подкупило, в первую очередь?
— Настоящесть и правда. Я сам из маленького провинциального городка Никольский, что находится в Казахстане, рядом с космодромом Байконур. С детства я знал и мечтал, что уеду в большой город, стану музыкантом или актером кино. Поэтому мне такие истории — реальные сказки, которые становятся не сказкой, а жизнью, очень интересны. И когда мне сказали – давайте попробуем… Знаете, если меня не подкупает трушность и настоящесть, я не буду этим заниматься. Я за правду.
У меня на мастер-классе была девочка лет 9-10, сказочная просто, показывает свой эскиз и говорит: «Я для бабушки нарисовала эскиз в стиле скетч, но она не пускает меня к швейной машинке. А я так хочу ей что-нибудь сшить, что все равно пролезу к ней и что-нибудь сошью». И я верю, что она добьется своего, потому что ей это нравится.
Насколько популярен проект в масштабах страны и как откликаются учебные заведения, ведущие подготовку дизайнеров?
— В каждом городе, где мы бываем, посещаем учебные заведения. Ну и здесь я за правду. Все нужно переформатировать и поменять, и в учебных заведениях в первую очередь. Я ратую за то, чтобы все поменялось, все изменилось, стало современным. Сегодня новая страна, новое время, сегодня Made in Russia – это прилично. Мода быстротечна, нужно все делать современно и круто. И преподавать должны интересные люди, менять ментальность студентов, а не наоборот, когда нынешнее поколение прогрессивнее своих учителей.
Сегодня растет креативное поколение. У нас несколько ведущих дизайнеров страны, которые доказали и показали, что мы делаем высочайшего класса одежду, нас сегодня не стыдно показывать за рубежом. Мы не копируем, мы делаем то, что нам нравится. И это продается.
Да, есть дизайнеры-однодневки, которые сделали что-то и пропали. А я как раз за историю, чтобы это было серьезно и круто. Если бы у меня было много время, я бы вообще был мотиватором, я понимаю, что это нужно говорить и нужно вести, тянуть и собирать этих людей вместе и сделать какой-то грандиозный проект.
Пандемия заставила меняться, подстраиваться, сбавлять обороты
Отразилась ли пандемия на модной индустрии? Каким образом?
— Нет ничего сложнее для творческого человека, как бездействие. А для меня это просто катастрофа. Я очень живой, и для меня эти 2,5-3 года, как будто просто вычеркнуты из жизни. Хотя я все равно работаю, я постоянно в драйве, всех гоняю…..Но когда ты ветер гоняешь с одного места на другое —это не дает возможности развития, как было раньше. Да, мы сделали показ в Уфе, были еще успешные проекты, но этого очень мало. Более того, мне пришлось сократить 70% своего производства, которое создавалось годами.
Не было момента, когда вам хотелось все бросить?
— Нет. А что я буду делать? Может, если бы мне было лет 30, я бы начал музыкальную карьеру. Я бы писал музыку, делал аранжировки, пел. Но мне нравится то, что я делаю сейчас, я на своем месте и безгранично это люблю. Вопрос в том, что это непросто сегодня. Мне хочется масштабироваться, открывать представительства по стране, за рубежом, делать показы.
У меня масштаб очень большой и я каждое изделие проверяю, прежде чем прийти к товароведу, в бухгалтерию, на оценку и на отправку в бутики на продажу, проверяю сам, выверну все наизнанку. У меня полно сотрудников, но я не доверяю никому. Всегда нужен мой взгляд. А это плохо, потому что должны быть люди, которые будут также трепетно к этому относится. И тут сколько не плати. Они есть, но они все равно могут что-то упустить, потому что для них это не своё.
С кадрами есть проблема?
— Очень большая. Мне кажется, что с кадрами легче по стране. У нас в Петербурге – очень все сложно. В регионах легче, потому что простых трудяг больше.
Сейчас мир моды для вас – это бизнес, искусство, что больше?
— Это моя жизнь. Если бы для меня это был только бизнес, я бы занимался совершенно другим делом. Но мне нравится творить и созидать, я прям балдею от этого. Ведь бизнес-то очень сложный.
Я много лет работал только в люкс-сегменте, а сегодня в эпоху пандемии и карантинов приходиться меняться, подстраиваться под экономическую ситуацию, сбавлять обороты. Это очень сложно для человека, который всегда привык лететь.
Я всегда говорю: «Я родился на космодроме Байконур, у меня полет масштабный, я не мыслю так – завтра сделаю это, потом то. Я с расправленными крыльями планирую далеко и серьезно».
Добавлять свои фишки
Расскажите, как вырастить гения в моде?
— Если он родился гением, ему нужно просто не мешать. Нужно дать возможность, и он сам себя проявит. Невозможно связать руки творческому человеку. Да даже если и связать, он все равно найдет вариант перевязать это все в красивый узел, преподнести, еще его продать. Это скорее моя личная история. Я благодарен своей судьбе за родителей. Мне не мешали.
Я рос в интеллигентной семье, занимался музыкой, мне это нравилось. Меня никто не заставлял, например, заниматься карате, потому что это надо. Не было такого, чтобы меня заставляли заниматься тем, что не мое.
Что вы посоветуете начинающим дизайнерам? Им лучше выражать себя, проявлять свою уникальность или все-таки лучше подстраиваться под клиента и делать то, что он хочет?
— Я всегда говорю – если есть что-то, что является криком вашей души, что выделяет вас от общей массы людей, что-то уникальное, аутентичное, то конечно же делайте это. Потому что именно необычное и новое, всегда притягивает. Конечно, нужно смотреть, что делает мир, нужно интересоваться всем, быть в профессии. Пожелания клиентов тоже надо учитывать, но обязательно со своей фишкой. Потому что если клиент будет видеть то же самое, что сделано уже другими, вы никогда не будете Шанель, Диор, вы будете Колей, Светой …
А у вас какие фишки?
— Перфекционизм. Все, кто знаком с моим творчеством, знает мой почерк. Слава Богу, он есть у меня с первой моей рубашки. У меня все всегда выработано, вылизано так, что сегодня многим это и не нужно. Сегодня мода скоростная, она может быть попроще. Но у меня даже с изнанки вся одежда очень хорошего уровня. Футболку мою купите – она не растягивается, не кривится.
Я считаю, что лучше сделать 10 качественных футболок, чем миллион некачественных.
Если вы купили мою футболку, вы захотите купить еще что-то. Потому что она вам очень понравится, вы будете ее носить. Вообще я просто все делаю с любовью.
Какие основные риски в построении бизнеса в фэшн-индустрии?
— Разные. Все зависит от коллекции, от команды, от партнеров. Вот здесь как раз все должно складываться. Порядочные партнеры, которые не подменят нитки, команда, которая никогда не подведет. Я, например, никогда не продам то, что мне не нравится. Я позвоню своим клиентам любой величины, и скажу: Я вас подвел, но я не могу вам это сдать. Я сошью то, что мне нравится. Это знают все мое окружение, все мои люди, и те, кто доверяет моему творчеству. Я не могу предать себя, я к этому так отношусь. Правильно это или нет – не знаю, но это мои правила. Я так живу, мне так не стыдно, мне так честно.