Все компании сегодня объединяет проблема поиска персонала. И крупный и малый бизнес жалуются на отсутствие кандидатов на рынке труда, кандидаты не доходят до собеседований, быстро трудоустраиваются.
Что случилось с рынком труда и как теперь компаниям решать задачи по поиску персонала?
10 лет назад хорошим инструментом по подбору персонала были различные сервисы и интернет-платформы, которые во многом заменяли функции кадровых агентств. Но за это время рынок труда сильно изменился, изменились представления соискателей о работе и ее поиске, выросли ожидания. Причин этому много:
- «Демографическая яма» - спад рождаемости привел к тому, что людей трудоспособного возраста стало меньше в принципе. И эксперты прогнозируют, что эта тенденция сохранится еще лет 10. Поэтому того количества рабочей силы, к которому се привыкли, больше уже не будет.
- На рынок труда пришло новое молодое поколение со своими особенностями, и компаниям придется адаптировать условия работы и способы трансляции вакансий под запросы и ожидания потенциальных кандидатов.
- Благодаря технологиям стали доступнее и привлекательнее фриланс, свой бизнес и стартапы. Наемная работа теперь не единственный вариант, есть альтернативы.
- На рынке труда почти в каждом сегменте есть сильные компании, с которыми трудно конкурировать за персонал. Поэтому кандидатов приходится убеждать и мотивировать с самого начала, «рекламировать» свою вакансию.
Сегодня HR-ры пользуются в основном сайтом hh.ru, для рабочих специальностей многие используют avito.ru, а для поиска редких специалистов LinkedIn. Кто-то использует сообщества в ВКонтакте, Telegram. Однако, требования у соискателей выросли и многие ищут удалённую работу, либо работу рядом с домом. Люди не хотят тратить много времени на дорогу, и HR-ры должны это учитывать. На hh.ru можно построить поиск только по станции метро, что актуально для Москвы, но не подходит для Нижнего Новгорода. Нужно использовать другие инструменты. Можно, конечно, вернуться к объявлениям на столбах, но это вряд ли создаст положительный hr-бренд. Поэтому сейчас перед HR-специалистами стоит задача о поиске альтернативных источниках поиска персонала. – Катерина Кириллова, HR-консультант, тренер навыков, коуч, ведущий преподаватель ВШЭ.
Решением проблемы может стать расширение своих представлений об источниках привлечения. Нужно осваивать новые способы, экспериментировать, оценивать их эффективность по различным вакансиям.
25% загрузки нашего рекламного инвентаря обеспечивает HR-реклама. За 2 года количество объявлений с вакансиями увеличилось в 5 раз, - поделился данными руководитель рекламного агентства «МОСТ» Артур Амбарцумян.
Компании, которые испытывают постоянную потребность в кадрах (например, крупный ритейл, общепит, крупные заводы и производства) и заинтересованы в большом охвате в первую очередь должны обратить внимание на OOH-рекламу. Это может быть реклама в жилых домах (в лифтовых кабинах и на стендах в подъездах), транзитная реклама (на мониторах в маршрутках, стикерах в метро), наружная реклама.
Белкина Наталия Вячеславовна - заместитель начальника отдела управления персоналом завода «Красное Сормово»: «Мы постоянно ведем набор на вакансии специалистов производства, вспомогательных рабочих, а также руководителей. Специфика предприятия не позволяет полностью закрыть плановую потребность. Во-первых, учебные заведения региона несколько лет не готовят производственных рабочих по ключевым для завода профессиям (сборщик корпусов металлических судов, трубопроводчик судовой, слесарь монтажник судовой и другим). Во-вторых, на рынке труда большая конкуренция и есть работодатели-предприятия, которые имеют возможность (по разным причинам) обеспечить более высокий уровень заработной платы.
При выборе каналов размещения рекламы о вакансиях мы ориентировались на те, что дают большой охват по географии, видам размещения информации о вакансиях, возможность более точного информирования для узкой целевой аудитории. После размещения рекламы о вакансиях на носителях агентства «МОСТ» (стенды в лифтах, мониторы в транспорте) откликов и обращений всегда достаточно много, поток соискателей увеличивается. И с каждым соискателем ведется работа, чтоб заинтересовать и принять в свой коллектив».
Для решения HR-задач мы используем OOH и indoor-рекламу. Размещаем рекламу вакансий ИТР и рабочих специальностей. У рекламы OOH и indoor носителей есть ряд важных преимуществ перед традиционными каналами по подбору персонала: они постоянно находятся на виду у большого количества жителей города, они более наглядные и презентабельные за счет использования фото и видео, графического дизайна, анимации, поэтому можно быстро и лаконично передать большой объем информации. Поток обращений по вакансиям значительно увеличивается, когда мы размещаем рекламу на носителях «МОСТа». Планируем использовать эти ресурсы в дальнейшем. – комментарий от представителя завода «Либхерр»
«Для локального бизнеса поиск сотрудников средствами OOH-рекламы также может быть целесообразен, так как современные технологии позволяют таргетировать ООН-рекламу. Например, рекламу на мониторах в транспорте можно транслировать в радиусе от точки (например, в пределах 1 км. от вашего магазина, салона, кафе и пр.). Для размещения рекламы в лифтах достаточно выбрать район или локацию, на которой сосредоточена целевая аудитория. А для рекламы в бизнес-центрах (да, сотрудников можно искать не только среди безработных, но и «хантить» в других компаниях, предлагая лучшие условия) можно выбрать конкретные объекты», – пояснил Артур Амбарцумян.
Медицинский центр «Эксперт» с начала коронавирусной пандемии ведет активный поиск медицинского персонала. Наш отдел HR-специалистов ежедневно работает с популярными порталами по поиску персонала (например, HH, Superjob). Однако, публикация вакансий и доступ к базам резюме не всегда позволяет эффективно закрыть ту или иную вакансию. Развитие тренда по поиску работы рядом с домом натолкнуло нас на мысль использовать рекламу Out-of-Home с целью подбора персонала. Тем самым, HR-отдел может охватить обширную территорию, когда это необходимо для массового поиска персонала. А при необходимости концентрировать рекламу об открытых вакансиях рядом с тем отделением «Эксперта», где есть нехватка персонала. – Регина Ганюхина – маркетолог сети медицинских центров «Эксперт»
Директор по развитию «Globus IT» Инга Морозова:
«В 2021 году сразу после отмены локдауна Globus IT провел масштабную рекламную кампанию. Главная цель — повысить узнаваемость бренда в Нижнем Новгороде среди ИТ-специалистов и студентов вузов технических специальностей, рассказать целевой аудитории о нашей компании как отличном месте для стажировки и работы и, по возможности, закрыть ряд вакансий.
Мы разработали комплексный подход: для широкого охвата идеально подошла наружная реклама, для адресного взаимодействия — использовали таргетированную рекламу в соцсетях.
Специально для этого мы создали 36 макетов, главными героями которых стали сотрудники компании. Адресная программа включала более 15 поверхностей разного формата, часть из которых предоставило РА «МОСТ». Для размещения были выбраны самые оживленные места и транспортные развязки, в том числе рядом с вузами.
Главную цель мы достигли. Узнаваемость бренда однозначно выросла. Благодаря комплексному охвату ЦА мы быстро нашли общий язык с вузами и в дальнейшем начали ряд совместных проектов, таких как открытие Стартап-лаборатории на базе Университета Лобачевского. А в стажировке — и на летнем курсе-интенсиве по Java от Globus. Academy приняли участие больше сотни студентов технических вузов.
Но вот быстро закрыть существующие вакансии посредством данной ООН-рекламы не получилось. Тем не менее после проведения РК все респонденты отмечали, что слышали о Globus IT».
Успешные кейсы и активное внимание HR-специалистов к OOH-рекламе говорит об эффективности этих инструментов не только для рекламы товаров и услуг, но и для решения задач поиска персонала.