Рынок интернет-торговли в России растет: по данным аналитиков Data Insight, в 2021 г. покупателям в России было доставлено 1 570 млн отправлений, что на 78% превышает показатель 2020 г.
Пандемия серьезно подогрела продажи онлайн и сформировала у россиян новые потребительские привычки. Она же спровоцировала и серьезный дефицит персонала в логистике. Роман Безруков, директор Boxberry в макрорегионе Приволжье, рассказал NN.DK.RU о трендах в e-commerce и о том, с кем сейчас вынуждены конкурировать интернет-магазины.
Маркетплейсы станут монополистами?
— Последние несколько лет мы видим, как маркетплейсы уверенно захватывают российский рынок. Россия повторяет мировые тренды: и в Европе, и в США, и в Азии гиганты интернет-торговли быстро заняли огромные доли отрасли и начали устанавливать свои правила.
Сейчас на маркетплейсах покупают все: в агентстве Data Insight выяснили, что 97% российских онлайн-покупателей делают покупки на этих площадках, причем главным критерием выбора для них становится цена. Больше половины клиентов отмечает: на маркетплейсах шире ассортимент, ниже цены и чаще проводят распродажи. А вот в качестве товаров на площадках люди сомневаются: по этому критерию выше оценка у интернет-магазинов.
Однако продавцы и производители не хотят становиться зависимыми от интернет-гигантов.
Мы в Boxberry видим, что подавляющее большинство сейчас предпочитает использовать сразу несколько каналов для продаж. Предприниматели комбинируют собственный сайт, пару маркетплейсов, соцсети и площадки-классифайды.
С одной стороны, это в разы увеличивает конкуренцию для классических интернет-магазинов. С другой, подстtгивает развитие инструментов для продаж. Посмотрите, как включились в процесс социальные сети, как меняются площадки частных объявлений. В ближайшие пару лет этот тренд будет усиливаться, поэтому если ваш бизнес еще не в онлайне, стоит поторопиться с выходом.
Рынок активистов и производителей
Нижегородская область является одним из лидирующих регионов на рынке электронной торговли У нас активные продавцы, которые одними из первых вышли за границы области и стали конкурировать со столичными интернет-магазинами. В 2020-2021 году заметен рост количества посылок из Нижнего Новгорода в Москву, хотя раньше основной поток был, наоборот, из Москвы в Нижний Новгород. Также часто нижегородские интернет-магазины отправляют свои товары в Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Воронеж, Чебоксары, Краснодар, Новосибирск и Йошкар-Олу.
Одна из особенностей нашего региона — большое количество производств. Поэтому мы доставляем товары не только покупателям, но и другим компаниям, например, запчасти для оборудования или комплектующие. Поэтому у нас очень заметен свежий тренд: с начала пандемии многие производители решили работать с покупателями напрямую, отказываясь от посредников. И результаты их устроили, судя по тому, как активно они продолжают развивать прямые продажи.
Свои особенности есть и среди получателей посылок. Покупатели из Нижегородской области чаще сравнивают цены — не только на сам товар, но и на его доставку, а также выбирают товары, которые получат быстрее. Они привыкли к недорогой и достаточно быстрой доставке. Чаще всего местные жители заказывают товары для сада и всевозможную электронику — от обычных смартфонов до редких комплектующих.
Дефицитные кадры
Одним из последствий пандемии стала острая нехватка кадров и, как очевидное следствие, рост зарплат в сфере логистики. Спрос на курьеров и работников склада растет, за них сейчас идут настоящие битвы. Классические службы доставки предлагают им помимо высокого заработка дополнительные бонусы. Москва тоже вносит свой вклад, переманивая хорошими условиями вахтовиков из регионов, что делает конкуренцию на местном рынке еще более острой. Местные интернет-магазины, которые раньше нанимали курьера для организации собственной доставки по городу, оказались в проигрышной ситуации.
Вторая кадровая боль — это IT-специалисты. На них тоже сейчас огромный спрос, зарплаты в этой отрасли растут очень быстро, а в гонку за кадрами включаются не только профильные и столичные компании, но и даже западные работодатели.
Для малого и среднего бизнеса в сложившихся условиях выход только один — полностью передавать логистику и IT на аутсорсинг. Это уже заметно: у нас в прошлом году сильно вырос запрос на доставку внутри города. Впрочем, не падает потребность и в межрегиональной доставке.
Очень востребованы сейчас наши IT-продукты: Boxberry более 10 лет разрабатывает решения для интернет-магазинов, которые позволяют автоматизировать информационный обмен без привлечения технических специалистов. К примеру, разработка одного модуля может стоить от 400 тысяч рублей, программистам потребуется не менее полутора месяцев работы. Малому бизнесу не потянуть таких вложений. У Boxberry же стоимость использования комплексного решения «BWS.Интернет-магазинам» входит в тариф, а подключить доставку можно всего за 10 минут.
Перспективы: самовывоз и прямые продажи
Я уверен, что в ближайшие годы рынок ждет однозначный рост. Все больше товарных категорий начнут продаваться в сети, а производители продолжат работать не только с дилерами, но и с конечными покупателями напрямую.
Наиболее популярным способом доставки будет самовывоз: он дешевле и дает больше свободы по времени получения заказа, что сейчас важно для покупателей. Даже несмотря на рост спроса на курьерскую доставку в 2020 году, в не менее пандемийном 2021-м самовывоз вернул и укрепил свои позиции.
Потребительские привычки все больше будут адаптироваться к онлайну. С каждым годом остаётся всё меньше категорий товаров, которые покупатели не готовы заказывать в интернете. В ближайшем будущем, я думаю, мы увидим в интернет-торговле гораздо больше крупногабаритных товаров, например, бытовой техники и мебели.
И, конечно, логистика будет подстраиваться под требования клиентов, так что нас ждёт немало новых сервисных опций.