В день банковского работника 2 декабря состоялся бизнес-завтрак Банка «РОССИЯ» при партнерстве с РБК. Темой встречи стала безопасность бизнеса в цифровую эпоху.
Каждый день мошенники придумывают новые схемы, жертвами которых становятся не только физические, но и юридические лица. Согласно статистике ЦБ РФ, в третьем квартале 2021 года мошенники похитили у клиентов российских банков 3,2 млрд руб., что на 18% больше, чем в аналогичный период 2020 г.
На бизнес-завтраке представители крупного и среднего бизнеса, Банка «РОССИЯ», а также правоохранительных органов обсудили ситуацию вокруг информационной безопасности и новые инструменты защиты финансовых интересов клиентов, которые используют кредитные организации.
Открывала встречу Любовь Юдина, вице-президент Банка «РОССИЯ», управляющий Нижегородским филиалом. Она поблагодарила гостей и подчеркнула важность обсуждаемой темы:
- Я считаю, что тема нашего круглого стола актуальна не только для собственников бизнеса, директоров крупных предприятий и финансистов, но и для каждого частного потребителя банковских услуг.
Потому что сейчас, когда регулярно появляются новости о новых схемах мошенничества, все мы обеспокоены защитой наших финансов.
Первой выступила Наталья Назарова, начальник отдела корпоративного бизнеса Нижегородского филиала АБ «РОССИЯ». Она рассказала о том, как в банке осуществляется обеспечение безопасности для клиентов - юридических лиц.
- В нашу жизнь давно и прочно вошли разного рода онлайн-сервисы, и сейчас, как нельзя остро, стоит проблема их безопасного использования. Наш банк особо пристальное внимание уделяет как вопросам защиты денежных средств клиентов, так и вопросам защиты информации. Мы регулярно внедряем новые механизмы и инструменты для повышения надежности наших услуг.
В 2015 году с целью борьбы с кибер-атаками Центральным Банком РФ был создан Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ). Его основная задача – не допустить несанкционированные платежи и хищение средств в онлайн-пространстве. Система имеет высокий уровень надежности, и наш банк использует такие механизмы в своей повседневной работе. По итогам прошедших 11 месяцев текущего года в нашем банке не было совершено ни одного платежа юридического лица без его согласия.
Для корпоративных клиентов у нас действуют две системы дистанционного обслуживания – iBank2 и BS-Client. На обеих платформах, оснащенных дополнительными модулями fraud-анализа, реализована проверка платежей на предмет мошенничества. Дополнительными барьерами на пути мошенников при проведении платежей выступают сервисы использования ключей усиленной цифровой подписи, а также СМС-коды, которые направляются уполномоченному лицу организации.
О том, какие кибер-атаки совершаются на физических лиц, и как от них защититься, рассказала Мария Яшкина, заместитель управляющего нижегородским филиалом АБ «РОССИЯ». Она также подчеркнула, что есть ситуации, когда уберечь свои финансы можно только совмещая бдительность клиента и защитные механизмы банка.
Мария Яшкина рассказала о современных технологиях и эффективных методах противодействия мошенничеству. Для дополнительной безопасности все карты банка выпущены в соответствии с международным стандартом EMV, что позволяет более эффективно бороться с таким видом мошенничества, как скимминг.
Мария Яшкина также подчеркнула, что для дополнительной безопасности есть функция установки индивидуальных лимитов на проведение операций по карте физического лица. При оплате в интернет-магазинах рекомендовано использовать отдельную карту для данных покупок, обращать внимание на корректное название сайта интернет-магазина, чтобы защитить себя от сайтов дублеров, которые создают мошенники. Для постоянного контроля за своими денежными средствами рекомендуется подключать смс-сообщения, чтобы оперативно реагировать на попытку проведения несанкционированных операций по банковской карте.
Анатолий Щечин, заместитель начальника отдела уголовного розыска МВД России по городу Нижнему Новгороду, капитан полиции, рассказал о масштабах мошеннической деятельности и о том, как можно себя обезопасить.
- На территории Нижнего Новгорода за прошедшие 10 месяцев текущего года зарегистрировано 3 665 преступлений с использованием информационно -телекоммуникационных технологий. Один из распространенных видов мошенничества такого типа – звонки на мобильный телефон. Мошенники звонят под видом сотрудников банка, или правоохранительных органов, или родственников, попавших в беду. Они могут попросить представить данные о карте, или убедить установить программное обеспечение на телефон, с помощью которого получают полный доступ к управлению устройством.
Набирают обороты преступления, совершаемые при оплате услуг или товаров через площадки социальных сетей, маркетплейсов, сайтов-однодневок. Мошенники могут создавать дублеры уже существующих сайтов известных магазинов. В качестве примера был приведен случай, когда граждане оплачивали покупки через сайт-дублер известной пиццерии, созданный путем замены одной буквы в адресной строке сайта.
Анатолий Щечин подчеркнул, что необходимо всегда проявлять бдительность и осторожность, чтобы не попасться мошенникам. При поступлении подозрительных звонков никогда не будет лишним перезвонить родственникам или в свой банк, чтобы убедиться в достоверности полученной по телефону информации. Не следует совершать онлайн покупки и переводы, если имеются малейшие сомнения в безопасности такой операции.
Заместитель министра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, Альбина Разина, поздравила присутствующих с Днем банковского работника и дала комментарий по теме бизнес-завтрака.
- Хотелось бы в первую очередь отметить важность и актуальность темы сегодняшнего мероприятия. В министерстве регулярно рассматриваются вопросы финансирования инвестиционных проектов предприятий региона, и зачастую финансирование осуществляется с привлечением банков. И мне очень приятно слышать о том, что банк полностью стоит на стороне своих клиентов и прилагает все усилия для защиты их интересов. Мы знаем, что клиентами Банка «РОССИЯ» по большей части являются крупные предприятия, но у нас сейчас есть проекты и для среднего бизнеса, которые мы можем рекомендовать для финансирования. Мы видим, что можем передать их в надежные руки и надеемся на сотрудничество с Банком «РОССИЯ».
Заместитель генерального директора по финансам АО «Нижегородский Водоканал» Алексей Шаронов поделился опытом внедрения информационных технологий и обеспечения безопасности у себя на предприятии. Проведение обучающих мероприятий на местах, направленных на повышение безопасности, стало приоритетной задачей предприятия, ведь бизнес буквально вынужден подстраиваться под быстро меняющиеся условия. Еще больше данный вопрос усугубился с резким ростом киберпреступности.
- Для удобства клиентов «Водоканала» мы внедряем много новых электронных продуктов, сопряженных с обработкой больших баз персональных данных, поэтому для нас очень важна тема безопасности. Сегодня мы говорили в основном о том, как обезопасить финансы, но есть и другие сферы, требующие обеспечения безопасности. Например, персональные данные, попадающие в открытый доступ. Причиной 70% случаев таких утечек в России были действия сотрудников компаний.
Благодаря работе, которую мы проделали у себя на предприятии за этот год, нам удалось не только сократить утечку, но и оптимизировать работу сотрудников, повысив ее эффективность.
В заключение Любовь Юдина еще раз подчеркнула важность подобных встреч. По словам спикера, необходимо регулярно проводить подобные мероприятия не только в формате бизнес-завтраков, но и на площадках предприятий для того, чтобы максимально донести информацию о необходимости соблюдения мер безопасности, о том, как реагировать на возможные мошеннические атаки и том, как уберечь себя, свое окружение и свои финансы. Банк «РОССИЯ» готов делиться своим опытом и наработками с компаниями.