Меню

Дмитрий Огородцев: «Полимерные композиты. Рынки ожидает революция»

Иллюстрация: Окапол

«Мы продаем не просто гранулы и порошки, мы создаем и реализуем производственно-технологическое решение для рынка и отраслей в целом».

Мы продолжаем серию материалов в рамках спецпроекта NN.DK.RU и банка «Центр-инвест» о том, как тренды последних лет и сложные экономические условия подтолкнули нижегородских бизнесменов к поиску новых направлений работы.

Все интервью участников проекта читайте по хэштегу #ТрансформацияБизнеса.

Сегодня представляем Дмитрия Огородцева – основателя и генерального директора компании «ОКАПОЛ», президента Ассоциации промышленников и предпринимателей «ДзержинскХимРегион», который вошел в тройку претендентов в номинации «Человек года в трансформации бизнеса».

СПРАВКА

 
ООО «ОКАПОЛ» — частная высокотехнологичная российская компания, созданная в 2015 г. Это инновационное предприятие обладает уникальной технологией производства модифицированных (привитых) полимеров, которые являются ключевым, неотъемлемым компонентом для создания современных полимерных композиционных материалов, широко востребованных практически всеми отраслями промышленности. В начале 2020 г. в Дзержинске построен и введен в эксплуатацию производственно-технологический комплекс, а с февраля 2021 г. дан старт промышленному выпуску и реализации инновационной продукции, которая позволит удовлетворить спрос в современных полимерных композиционных материалах, так необходимых Российской экономике. Инвестиции — 370 млн руб. Индустриальными партнерами компании являются «Сибур», «Лукойл», «Нижнекамск-нефтехим», «Газпромнефть-Салават». В 2020 году «ОКАПОЛ» удостоен национальной премии «Приоритет-2020», а продукция компании прошла экспертизу и является победителем «100 лучших товаров России» и «Нижегородская марка качества, Лауреат премии «Инвестпроект года-2021», Победитель Премии имени И.П.Кулибина. Решением Департамента Минпромторга РФ технология компании включена в перечень критических технологий.

Дмитрий, как появилась идея создания именного такого производства?

— Все началось в 2008 г., когда мы с моим партнером Петром Каревым занимались проектами в металлургии. Проблема антикоррозионной защиты металла – это один из ключевых вопросов в данной отрасли. Мы стали искать эффективное решение, коим явился современный мировой  тренд  – полимерные композиционные материалы, которые в России, к сожалению, не производились.    

Создание современных полимерных композиционных материалов требует технологической возможности совмещения разных по своей природе трудносовместимых или вообще несовместимых компонентов  с полимерной матрицей – соответственно необходима технология модификации полимеров, позволяющая программировать и создавать изделия из полимеров с уникальными свойствами.  

Было принято решение двигаться именно в этом направлении.

В итоге в лабораторных условиях, практически «на коленке», мы получили искомую технологию и приняли  решение о ее масштабировании до промышленных объемов.

Долгий у вас получился путь – от идеи до запуска завода больше 10 лет. В чем была проблема?

— В 2013 г. мы начали заниматься лабораторными разработками, параллельно готовясь к реализации проекта: считали, планировали, искали инвестиции. Тогда же грянул кризис 2014-2015 гг. В результате мы самостоятельно, шаг за шагом создавали предприятие.

В 2015 г. официально зарегистрировали предприятие, на базе  которого  был создан RnD — это научно-исследовательский центр, где были  выполнены стадии ОКР и НИОКР.  Итогом этого этапа явилась запатентованная технология — результат собственных разработок, где усовершенствованы лучшие технологии  производства и переработки полимеров мировых лидеров полимерной индустрии.

После данного этапа было принято решение и построен завод по производству функционализированных полимеров производительностью 5 000 тн в год на 150 рабочих мест.

Как только мы начали производить и поставлять продукцию в промышленных объемах, мы  получили первые отзывы с рынка. Оказалось, что сфера применения функционализированных полимеров гораздо шире, нежели мы предполагали. Возникла необходимость трансформации самой бизнес-модели, структуры компании, качества кадрового состава с учетом других  масштабов и актуализированных запросов.  

По сути, мы сами начали формировать новые рыночные ниши.

С февраля  2021 г. Вы приступили к производству и выпуску промышленных партий.  Как Вы создаете эти продукты? Каковы принципы формирования продуктового портфеля?

— Все продукты на рынке  делятся на универсальные, массового производства и  потребления – commodity, и продукты, разработанные непосредственно под клиента  - так называемые, special.  Рынок полимерных добавок и модификация свойств полимеров  находятся в зоне технического маркетинга и продажи на этом рынке – это «экспертные продажи». Мы продаем не просто гранулы и порошки, мы создаем и реализуем производственно-технологическое решение для рынка и отраслей в целом. Действуем от частного к общему. 

С учетом разработок, полученных индивидуально под клиентов определенной отрасли, собрав достаточный массив данных, обработав их, объединив общие системные точки, мы переходим к созданию универсальной  линейки- commodity.  Данная модель вывода продуктов на рынок –  это достаточно долгий по времени, кропотливый и трудозатратный процесс, но нас здесь выручает наша технология, которая отличается от аналогов возможностью гибко адаптировать производственные процессы под конкретные задачи.

Но ведь индивидуальные решения стоят, как правило, дороже?

— Абсолютно справедливое замечание. Но в данном вопросе мы имеем ряд преимуществ :

- Во-первых,  инжиниринг оборудования мы  производили  сами, именно поэтому получили достаточно мобильную технологию и  простоту аппаратного оформления.

- Во-вторых, благодаря собственной научно-исследовательской базе RnD-центра мы получили эффективную модель, позволяющую вести индивидуальные разработки и поставили их  на поток.

- В третьих, за последние 2 года рынок сам подсказывает нам, в  каких направлениях нужно двигаться. Трансформируются сейчас целые отрасли! Бизнес понял, что существуют более современные, эффективные материалы и их можно производить в России.

Благодаря этим факторам, мы создаем  индивидуальные решения с приемлемой стоимостью для рынка. Это позволяет клиентам, в свою очередь, развивать и совершенствовать собственный бизнес.  

В этом есть необходимость постоянной трансформации:  себя и окружения, где именно мы формируем новые рыночные ниши, где мы на основании наших решений помогаем отраслям получать материалы нового поколения, а бизнесу повышать эффективность его работы.

Приведу простой пример: Компания  производит полимерно-песчаный композит (брусчатку, бордюры и т.д.). В рецептуру входит 2  трудносовместимые субстанции: песок и полимерная матрица, которые  не смешиваются друг с другом и всегда существуют отдельно. Мы предлагаем Компании решение в виде компатибилизатора, который  совмещает песок и полимер, в результате чего, по сути программируются свойства конечного продукта, оптимизируется структура себестоимости за счет бОльшего ввода песка (который дешевле, чем полимер), при этом повышается еще и качество, увеличивается прочность и долговечность.

Зачастую, в силу стереотипности мышления клиенты предполагают, что использование дорогих добавок ведет к удорожанию, но при этом те, кто начинают с нами работать,  видят, что они получают абсолютно новый, качественный уровень своего продукта!  Это позволяет им реализовывать свою продукцию  в более дорогом ценовом сегменте, с совершенно другой маржинальностью.

Какие отрасли для вас сейчас наиболее приоритетны?

— Еще раз повторюсь, сфера применения полимерно-композиционных материалов очень обширна. Для себя мы сейчас определили в качестве ключевых направлений следующие отрасли:  многослойная  упаковка, антикоррозионные защитные покрытия, полимерные добавки для дорожного строительства, отделочных  материалов, товаров народного потребления, изготовления масел, автомобилестроения и инженерных пластиков.

И отдельно выделю еще один очень важный сегмент, который мы для себя ставим в приоритет - это вторичная переработка пластика. В линейке наших продуктов присутствует модификатор, который позволяет восстанавливать свойства вторичных полимеров и снова использовать их  в бОльших объемах при производстве без ущерба для качества конечной продукции.

Какую долю сейчас занимает ваша продукция на российском рынке?

— Очень сложно судить о доле на рынке в тот момент, когда твой продукт уникален.

Если принять во внимание, что на рынке есть так называемые «субстраты»,  то можно  говорить о том, что  в 15 ключевых направлениях, которые мы для себя определили, «ОКАПОЛ» присутствует  с долей более 50% по ряду рынков, а есть рынки с долей до 10%, потому как промышленное производство продукции было запущено только в  феврале 2021 года.

Как вы продвигаете свои разработки? Какие инструменты используете?

—Мы используем как стандартные подходы, так и инновационные. В основе данной деятельности лежит  проектный подход. Мы рассматриваем  рынки, продукты, клиентов как отдельные проекты.

Очень просто прийти и сказать клиенту:  - «Тебе нужно техническое перевооружение. Покупай новое оборудование, меняй производственный цикл  и др. и только тогда у тебя будет новый, усовершенствованный продукт».  Это дорого!

Мы действуем по принципу разумной достаточности: учитывая особенности технологий, производственной базы, требований клиента, мы подбираем оптимальное решение,  позволяющее максимально эффективно использовать  существующие ресурсы.

Мы создаем на рынке новую модель взаимоотношений в формате «Экспертных коммуникаций», при которой наша задача дать максимальный сервис для клиентов, а через это получить максимальный объем информации для создания эффективного решения.

А на экспорт поставляете свою продукцию?

— Безусловно. Мы активно поставляем продукцию в ближнее зарубежье — Белоруссию, Казахстан. В силу того, что за рубежом данные технологии более известны потребителям, есть запросы на поставки от Турции, Китая, Польши, Индии. Но в свете текущей  гео-политической  обстановки и в связи с масштабными запросами российских предпринимателей мы решили сконцентрироваться пока на внутреннем рынке.  

По самым скромным прогнозам,  в течение следующих 5 лет внутренний рынок потребления  станет  вдвое больше – у нас много работы.

У вас много работы, а вы еще возглавили Ассоциацию промышленников и предпринимателей «ДзержинскХимРегион». Это вам зачем?

— Ассоциация — это инструмент, который позволяет выстроить эффективный диалог между бизнесом, государством, финансовыми структурами.... Взаимодействуя совместно, нам удаётся решать массу системных вопросов, направленных на развитие промышленности и бизнеса. Выстроен продуктивный диалог с Администрациями города и региона, Федеральными властями,  ВУЗами. 

Закон синергии ещё никто не отменял. Работая вместе можно добиться бОльших результатов и успеха, нежели действуя по одиночке!

Дмитрий, а в чем тогда ваша личная формула успеха?

— В моем случае существует следующая формула: 100% Результата  =  10% личных талантов + 40%  знаний, компетенций и навыков + 50%  мое (наше) окружение.Я уверен, что окружение – это половина успеха, поэтому совершенствуясь сами, мы должны участвовать в совершенствовании  Общества, то есть Окружения.  В этом и есть суть Трансформации!

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

 
В 1980-е годы СССР занимала третье место в мире по применению композитных материалов, однако, в 1990-е развитие отрасли практически остановилось. Сейчас объем производства композитных материалов на душу населения в России в 40 раз ниже, чем в Европе, Америке или Китае. Россия обеспечивает лишь 0,3-0,5% мирового спроса. Согласно статистике рынок композиционных материалов с 1960-го года увеличился в 60 раз. Сегодня он оценивается более чем в $90 млрд. Даже сейчас, на фоне общего падения и стагнации мировой экономики, мировая композитная отрасль показывает стабильный рост — около 7%. К 2024 г. аналитики прогнозируют рост до $132 млрд. Большой потенциал для роста отрасли есть и в России.
 

Для предпринимателей, которые хотят трансформировать свое предприятие в минимальные сроки, банк «Центр-инвест» запустил уникальную кредитную программу. Кредитные средства выдаются по ставке от 12% до пяти лет. Максимальная сумма 10 млн руб., а без залога под поручительства собственников бизнеса можно получить кредит в размере 1 млн руб.

Клиенты банка могут рассчитывать на информационную и консультационную поддержку в Акселераторе банка. Подробные условия кредитования и оформление онлайн-заявки на кредит на официальном портале банка.