«Мы продаем не просто гранулы и порошки, мы создаем и реализуем производственно-технологическое решение для рынка и отраслей в целом».
Мы продолжаем серию материалов в рамках спецпроекта NN.DK.RU и банка «Центр-инвест» о том, как тренды последних лет и сложные экономические условия подтолкнули нижегородских бизнесменов к поиску новых направлений работы.
Все интервью участников проекта читайте по хэштегу #ТрансформацияБизнеса.
Сегодня представляем Дмитрия Огородцева – основателя и генерального директора компании «ОКАПОЛ», президента Ассоциации промышленников и предпринимателей «ДзержинскХимРегион», который вошел в тройку претендентов в номинации «Человек года в трансформации бизнеса».
СПРАВКА
Дмитрий, как появилась идея создания именного такого производства?
— Все началось в 2008 г., когда мы с моим партнером Петром Каревым занимались проектами в металлургии. Проблема антикоррозионной защиты металла – это один из ключевых вопросов в данной отрасли. Мы стали искать эффективное решение, коим явился современный мировой тренд – полимерные композиционные материалы, которые в России, к сожалению, не производились.
Создание современных полимерных композиционных материалов требует технологической возможности совмещения разных по своей природе трудносовместимых или вообще несовместимых компонентов с полимерной матрицей – соответственно необходима технология модификации полимеров, позволяющая программировать и создавать изделия из полимеров с уникальными свойствами.
Было принято решение двигаться именно в этом направлении.
В итоге в лабораторных условиях, практически «на коленке», мы получили искомую технологию и приняли решение о ее масштабировании до промышленных объемов.
Долгий у вас получился путь – от идеи до запуска завода больше 10 лет. В чем была проблема?
— В 2013 г. мы начали заниматься лабораторными разработками, параллельно готовясь к реализации проекта: считали, планировали, искали инвестиции. Тогда же грянул кризис 2014-2015 гг. В результате мы самостоятельно, шаг за шагом создавали предприятие.
В 2015 г. официально зарегистрировали предприятие, на базе которого был создан RnD — это научно-исследовательский центр, где были выполнены стадии ОКР и НИОКР. Итогом этого этапа явилась запатентованная технология — результат собственных разработок, где усовершенствованы лучшие технологии производства и переработки полимеров мировых лидеров полимерной индустрии.
После данного этапа было принято решение и построен завод по производству функционализированных полимеров производительностью 5 000 тн в год на 150 рабочих мест.
Как только мы начали производить и поставлять продукцию в промышленных объемах, мы получили первые отзывы с рынка. Оказалось, что сфера применения функционализированных полимеров гораздо шире, нежели мы предполагали. Возникла необходимость трансформации самой бизнес-модели, структуры компании, качества кадрового состава с учетом других масштабов и актуализированных запросов.
По сути, мы сами начали формировать новые рыночные ниши.
С февраля 2021 г. Вы приступили к производству и выпуску промышленных партий. Как Вы создаете эти продукты? Каковы принципы формирования продуктового портфеля?
— Все продукты на рынке делятся на универсальные, массового производства и потребления – commodity, и продукты, разработанные непосредственно под клиента - так называемые, special. Рынок полимерных добавок и модификация свойств полимеров находятся в зоне технического маркетинга и продажи на этом рынке – это «экспертные продажи». Мы продаем не просто гранулы и порошки, мы создаем и реализуем производственно-технологическое решение для рынка и отраслей в целом. Действуем от частного к общему.
С учетом разработок, полученных индивидуально под клиентов определенной отрасли, собрав достаточный массив данных, обработав их, объединив общие системные точки, мы переходим к созданию универсальной линейки- commodity. Данная модель вывода продуктов на рынок – это достаточно долгий по времени, кропотливый и трудозатратный процесс, но нас здесь выручает наша технология, которая отличается от аналогов возможностью гибко адаптировать производственные процессы под конкретные задачи.
Но ведь индивидуальные решения стоят, как правило, дороже?
— Абсолютно справедливое замечание. Но в данном вопросе мы имеем ряд преимуществ :
- Во-первых, инжиниринг оборудования мы производили сами, именно поэтому получили достаточно мобильную технологию и простоту аппаратного оформления.
- Во-вторых, благодаря собственной научно-исследовательской базе RnD-центра мы получили эффективную модель, позволяющую вести индивидуальные разработки и поставили их на поток.
- В третьих, за последние 2 года рынок сам подсказывает нам, в каких направлениях нужно двигаться. Трансформируются сейчас целые отрасли! Бизнес понял, что существуют более современные, эффективные материалы и их можно производить в России.
Благодаря этим факторам, мы создаем индивидуальные решения с приемлемой стоимостью для рынка. Это позволяет клиентам, в свою очередь, развивать и совершенствовать собственный бизнес.
В этом есть необходимость постоянной трансформации: себя и окружения, где именно мы формируем новые рыночные ниши, где мы на основании наших решений помогаем отраслям получать материалы нового поколения, а бизнесу повышать эффективность его работы.
Приведу простой пример: Компания производит полимерно-песчаный композит (брусчатку, бордюры и т.д.). В рецептуру входит 2 трудносовместимые субстанции: песок и полимерная матрица, которые не смешиваются друг с другом и всегда существуют отдельно. Мы предлагаем Компании решение в виде компатибилизатора, который совмещает песок и полимер, в результате чего, по сути программируются свойства конечного продукта, оптимизируется структура себестоимости за счет бОльшего ввода песка (который дешевле, чем полимер), при этом повышается еще и качество, увеличивается прочность и долговечность.
Зачастую, в силу стереотипности мышления клиенты предполагают, что использование дорогих добавок ведет к удорожанию, но при этом те, кто начинают с нами работать, видят, что они получают абсолютно новый, качественный уровень своего продукта! Это позволяет им реализовывать свою продукцию в более дорогом ценовом сегменте, с совершенно другой маржинальностью.
Какие отрасли для вас сейчас наиболее приоритетны?
— Еще раз повторюсь, сфера применения полимерно-композиционных материалов очень обширна. Для себя мы сейчас определили в качестве ключевых направлений следующие отрасли: многослойная упаковка, антикоррозионные защитные покрытия, полимерные добавки для дорожного строительства, отделочных материалов, товаров народного потребления, изготовления масел, автомобилестроения и инженерных пластиков.
И отдельно выделю еще один очень важный сегмент, который мы для себя ставим в приоритет - это вторичная переработка пластика. В линейке наших продуктов присутствует модификатор, который позволяет восстанавливать свойства вторичных полимеров и снова использовать их в бОльших объемах при производстве без ущерба для качества конечной продукции.
Какую долю сейчас занимает ваша продукция на российском рынке?
— Очень сложно судить о доле на рынке в тот момент, когда твой продукт уникален.
Если принять во внимание, что на рынке есть так называемые «субстраты», то можно говорить о том, что в 15 ключевых направлениях, которые мы для себя определили, «ОКАПОЛ» присутствует с долей более 50% по ряду рынков, а есть рынки с долей до 10%, потому как промышленное производство продукции было запущено только в феврале 2021 года.
Как вы продвигаете свои разработки? Какие инструменты используете?
—Мы используем как стандартные подходы, так и инновационные. В основе данной деятельности лежит проектный подход. Мы рассматриваем рынки, продукты, клиентов как отдельные проекты.
Очень просто прийти и сказать клиенту: - «Тебе нужно техническое перевооружение. Покупай новое оборудование, меняй производственный цикл и др. и только тогда у тебя будет новый, усовершенствованный продукт». Это дорого!
Мы действуем по принципу разумной достаточности: учитывая особенности технологий, производственной базы, требований клиента, мы подбираем оптимальное решение, позволяющее максимально эффективно использовать существующие ресурсы.
Мы создаем на рынке новую модель взаимоотношений в формате «Экспертных коммуникаций», при которой наша задача дать максимальный сервис для клиентов, а через это получить максимальный объем информации для создания эффективного решения.
А на экспорт поставляете свою продукцию?
— Безусловно. Мы активно поставляем продукцию в ближнее зарубежье — Белоруссию, Казахстан. В силу того, что за рубежом данные технологии более известны потребителям, есть запросы на поставки от Турции, Китая, Польши, Индии. Но в свете текущей гео-политической обстановки и в связи с масштабными запросами российских предпринимателей мы решили сконцентрироваться пока на внутреннем рынке.
По самым скромным прогнозам, в течение следующих 5 лет внутренний рынок потребления станет вдвое больше – у нас много работы.
У вас много работы, а вы еще возглавили Ассоциацию промышленников и предпринимателей «ДзержинскХимРегион». Это вам зачем?
— Ассоциация — это инструмент, который позволяет выстроить эффективный диалог между бизнесом, государством, финансовыми структурами.... Взаимодействуя совместно, нам удаётся решать массу системных вопросов, направленных на развитие промышленности и бизнеса. Выстроен продуктивный диалог с Администрациями города и региона, Федеральными властями, ВУЗами.
Закон синергии ещё никто не отменял. Работая вместе можно добиться бОльших результатов и успеха, нежели действуя по одиночке!
Дмитрий, а в чем тогда ваша личная формула успеха?
— В моем случае существует следующая формула: 100% Результата = 10% личных талантов + 40% знаний, компетенций и навыков + 50% мое (наше) окружение.Я уверен, что окружение – это половина успеха, поэтому совершенствуясь сами, мы должны участвовать в совершенствовании Общества, то есть Окружения. В этом и есть суть Трансформации!
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Для предпринимателей, которые хотят трансформировать свое предприятие в минимальные сроки, банк «Центр-инвест» запустил уникальную кредитную программу. Кредитные средства выдаются по ставке от 12% до пяти лет. Максимальная сумма 10 млн руб., а без залога под поручительства собственников бизнеса можно получить кредит в размере 1 млн руб.
Клиенты банка могут рассчитывать на информационную и консультационную поддержку в Акселераторе банка. Подробные условия кредитования и оформление онлайн-заявки на кредит на официальном портале банка.