В Нижегородской области расцвет частного банкинга пришелся на конец 90-х, и Альфа-Банк стал одним из первых частных банков в регионе. Первое региональное отделение открылось в ноябре 1996 года.
Управляющая Альфа-Банком по Нижегородской области Наталья Рыжова рассказала NN.DK.RU за счет чего кредитной организации удается уже много лет удерживать лидирующие позиции на отечественном и региональном банковских рынках, подвела итоги уходящего года и поделилась планами по развитию филиала на будущее.
Нижегородскому филиалу Альфа-Банка исполнилось 25 лет. Поговорим немного о том, как все начиналось здесь, в Нижнем Новгороде. Каким был банковский рынок тогда и сейчас? Какое место сегодня занимает на нем Альфа-Банк?
— Начало 90-х стало знаковым временем в развитии российской банковской системы. Буквально за несколько лет появилось много кредитных организаций и в столице, и в регионах. Начиналось все с банального расчетно-кассового обслуживания коммерческих предприятий и валютно-обменных операций, а пришло к тому, что к 1995 году банкиры стали главными фигурами не только в экономике, но и в политической жизни страны.
Изначально у Альфа-Банка в Нижнем Новгороде была сильная команда, и уже к 1998 году мы заняли серьезную позицию, составив конкуренцию даже государственным финансовым организациям.
Сейчас Альфа-Банк продолжает удерживать хорошие позиции по всем направлениям бизнеса. Традиционно мы входим в тройку лидеров по ключевым показателям. Кроме того, Нижегородский филиал удерживает лидирующие позиции и в структуре самого банка, оставаясь ключевым регионом.
Какие самые яркие достижения последнего года вы можете отметить?
— Это открытие офисов нового формата. Уже три phygital-офиса работают в регионе. Первый — флагманское отделение в городе на ул.Белинского и два в заречной части города — в Ленинском и Автозаводском районах. Офисы пришлись по душе и сотрудникам, и клиентам: мы отмечаем, что клиентский поток в отделениях нового формата выше. И, конечно, phygital-офисы — это новое слово в сфере банковского обслуживания, и Альфа-Банк здесь оказался первым.
Какие предложения есть у Альфа-Банка для своих корпоративных клиентов сегодня?
— Мы не просто работаем с бизнесом, мы создаем для предпринимателей идеальные условия, в которых им не надо заниматься долгим оформлением, проходить через все бюрократические процедуры.
Для малого бизнеса в Альфа-Банке есть уникальные продукты, которые облегчают регистрацию и ведение бизнеса. Это важно в ситуации, когда молодые предприниматели просто не знают, с чего начать. У нас есть продукты для тех, кто полностью отдает себя делу, у кого нет времени отвлекаться на бумажную волокиту и мелочи.
В процессе ведения бизнеса важна скорость: от того, насколько быстро человек может сориентироваться в ситуации, принять решение и реализовать его, во многом зависит успех всего дела. Мы понимаем это, поэтому одним из ключевых факторов в продуктах для бизнеса является скорость их предоставления.
Например, мы поддерживаем бизнес-проекты клиентов, предоставляя онлайн-кредитование и экспресс-кредиты. Это услуги оперативного действия, где максимальный срок рассмотрения занимает не больше трех дней. Или электронные банковские гарантии тоже не требуют длительного рассмотрения и, в отличие от большинства банков, в Альфа-Банке предоставляются не только тендерные гарантии, но и коммерческие. Мы активно работаем и по факторинговым продуктам, которые позволяют нашим клиентам быстро получать средства для финансирования своего бизнеса.
Банковские продукты для предпринимателей должны способствовать развитию бизнеса. Например, интернет-эквайринг, который сейчас просто необходим на рынке. Недавно, кстати, мы создали особый сервис «Нет монет», когда через специальное приложение можно оставлять чаевые по QR-коду. Он подойдет нашим клиентам, работающим в различных сферах предоставления услуг — цветы, пекарни, рестораны, салоны красоты и другие. Все крупные ресторанные сети Нижнего Новгорода уже присоединились к нему, понимая, насколько это удобно и современно.
Еще один новый сервис — AlfaPOS, благодаря которому не нужно подключать и носить с собой терминалы — все делается через приложение.
Банк — своего рода «лакмусовая бумажка», по которой можно судить о развитии бизнеса в регионе. Как, по вашей оценке, сейчас чувствует себя нижегородский бизнес?
— Я рада, что нижегородский бизнес смог достойно пройти непростые времена ковидных ограничений. И последний локдаун, который случился с нами в октябре-ноябре этого года хорошее тому подтверждение: большинство компаний не воспользовались предложениями о льготном кредитовании, рассчитывая на собственные ресурсы.
Вместе с тем, мы видим, что клиенты стали более осторожными, более прагматичными и экономными. Они не гонятся за сиюминутной выгодой, тщательнее взвешивают все «за» и «против» и выбирают «игру в долгую».
Поэтому мы стремимся создавать своего рода суперсервисы и пакетные предложения, учитывающие потребности разных категорий клиентов. Люди хотят ощущать, что их понимают и видят специфику их работы. В основе наших суперсервисов всегда лежит адресность.
Мы предлагаем пакеты услуг буквально для каждой отрасли, например, ПУ «Строитель», ПУ «Нотариус», ПУ «ВЭД» для компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность. В этих пакетах мы собрали лучшие практики в каждом направлении деятельности и даем их уже в виде готовых решений, когда клиенту не стоит переживать, будет ли та или иная услуга эффективна именно для его бизнеса.
Цифровизация — важная часть современной финансовой системы. В этом году Альфа-Банк открыл в Нижнем Новгороде первый phygital-офис — «отделение будущего». Какие еще новшества ожидают нижегородцев в части цифровизации и диджитализации?
— Действительно, один из трендов нового времени — это упор на цифровизацию. Даже если банк был довольно традиционным, за время пандемии он был вынужден развивать удаленные каналы.
У нас не было проблем с этим — мы только усилили свои позиции в онлайне. С другой стороны, мы не перешли полностью на модель дистанционной работы с клиентом. Потому что для нас важен живой контакт. Так родилась наша концепция phygital-офисов. Это яркие уютные отделения, в которых сочетаются комфорт и технологичность.
Мы сделали ставку на умные технологии, сохранив при этом живое человеческое общение. Важно, что мы не вешаем ярлыки на клиентов и не разделяем по направлениям услуг — в phуgital-офисе все получают одинаково высокий уровень сервиса. И, что удобно, все вопросы — и как частный клиент, и как юридическое лицо — можно решить, не вставая со своего места.
В части диджитализации Альфа-Банк продолжит укреплять свои позиции. Из года в год наше мобильное приложение получает высокие оценки в AppStore и GooglePlay — 4,9 из 5, а сайт банк за последний год стал втрое заметнее и вошел в топ-10 по совокупному показателю видимости за год по версии одного из ведущих агентств digital-маркетинга в России «Ашманов и партнёры». В наших онлайн-сервисах клиентам — как физическим, так и юридическим лицам — доступно до 90% сервисных операций. И, конечно, их число будет только расти.
Каковы ближайшие планы по развитию нижегородского филиала?
— В 2022 г. у нас не менее грандиозные планы. С самого начала года запланированы новые открытия phygital-офисов. На очереди Сормово, Мещера и новый офис в районе ул. Родионова. Кроме того, давно уже назревает идея переезда административного офиса.
В этом году Альфа ярко заявила о себе в Нижнем Новгороде: большое количество мероприятий для наших клиентов, громкие открытия и события в phgital-офисах и, конечно, концерт электронной музыки в рамках фестиваля «Столица закатов», посвященного 800-летию города. Зрители сразу окрестили его «мини AFP».
Надеюсь, что в следующем году мы не будем сбавлять темпы и порадуем горожан не менее интересными событиями.