Городское имущество — как им эффективно распорядиться? Продать все или сдавать в аренду? Что осталось, если самые привлекательные объекты уже проданы? На все эти вопросы ответила Светлана Помпаева.
П редседатель комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Светлана Помпаева работает в Нижнем Новгороде с мая 2018 г. Ранее она занимала пост заместителя руководителя территориального управления Росимущества в Московской области и теперь использует свой опыт в работе с муниципальным имуществом Нижнего Новгорода.
Светлана Николаевна, самые сладкие кусочки городской собственности разобраны уже давно. Много ли в городе осталось имущества?
— Реестр муниципального имущества включает в себя тысячи объектов: земельные участки, здания жилые и нежилые, инженерную инфраструктуру вплоть до светоточек и столбов, дороги. Но всех интересует, конечно, в первую очередь, земля. Благодаря этим объектам мы получаем поступления в бюджет.
Основная функция комитета по управлению имуществом — это не только содержание и контроль за городским имуществом, но эффективное его использование. Благодаря этому мы обеспечиваем поступления в бюджет.
Что самое ценное есть в городе?
— Самое ценное — это объекты нежилого фонда и земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов. В центре, к сожалению, практически ничего не осталось, поэтому мы работаем над отдаленными территориями.
Мы выставляем на аукцион земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов либо под размещение автосервисов, автомоек, шиномонтажей. Это востребовано у предпринимателей.
За четыре года, что я работаю здесь, мы уже дважды провели оптимизацию процессов, в рамках которых полномочия, которые ранее были разделены между несколькими подразделениями администрации города, были переданы комитету. Это серьезно ускорило процесс работы.
Например, мы проанализировали свою деятельность в 2018 году и выявили, что процесс определения рыночной оценки очень длительный, так как его делала другая структура администрации. В результате с 2019 года комитет осуществляет эти полномочия.
В 2020 году проанализировали продажу права аренды земельных участков и в 2021 году полномочия по организации аукционов по продаже земельных участков и права аренды на них были переданы в комитет.
Как определяется стоимость имущества?
— На основе рыночной оценки. Но и здесь у нас нововведения: раньше, до 2018 года, расчет арендной платы производился на основании методики, которая была утверждена постановлением администрации города около 10 лет назад, а с 2018 года применяется рыночная арендная плата.
Теперь все процессы в ваших руках?
— Да, в этом мы ориентируемся на послание президента РФ и идем навстречу предпринимателям, чтобы максимально упростить взаимодействие.
Что выгоднее городу: продать все, что еще осталось, или сдавать в аренду и за счет этого регулярно пополнять бюджет?
— Наша главная задача — сделать так, чтобы все городское имущество работало.
Да, лакомые кусочки уже проданы, но, тем не менее, есть еще интересные и востребованные объекты недвижимости. Мы нацелены вложить деньги в ремонт и сдавать их в аренду — такой подход позволяет оставаться собственником объекта и иметь гарантированное поступление в доходную часть бюджета.
Тем не менее, приватизация — это тоже один из механизмов эффективного управления имуществом. Есть объекты, которые не особо интересны инвесторам и являются обременением для бюджета, потому что их надо содержать, обеспечивать охрану и консервацию — такие надо продавать.
Одним словом, подход такой: привлекательные объекты преимущественно сдаются в аренду, а те, которые не удалось сдать в аренду, если они не требуются для муниципальных нужд, включаются в прогнозный план приватизации и продаются.
На заседании комиссии городской Думы Нижнего Новгорода. Фото предоставлено КУГИ
Есть примеры, когда вы продали действительно заброшенные объекты недвижимости, а покупатель сделал из них «конфетку»?
— Было у нас нежилое отдельно стоящее здание, заброшенное, расположенное в микрорайоне Доскино. Оно выставлялось на продажу одновременно с земельным участком. Учитывая его техническое состояние, объект не был востребован, пришлось продавать его без объявления цены, при этом земельный участок был реализован по рыночной стоимости (3 млн руб.). В настоящее время на земельном участке построен новый объект, планируется открытие магазина.
В ближайшее время будем продавать доли в имуществе в центре города. Выкупают доли обычно сособственники. Но, например, недавно мы очень удачно продали долю в здании на ул. Минина, 35 — за 17 млн руб. 50% там принадлежало инвестору, еще 50% — муниципалитету. Долю города выкупил другой инвестор и теперь планирует открыть там ресторан.
Также у нас есть интересные предложения на ул. Белинского, Рождественской — это цокольные и первые этажи зданий. В большинстве случаев это фасадная часть здания, и нам важно, чтобы предприниматели занимались объектом, ремонтировали его, приводили в порядок. За это мы готовы предусмотреть некоторые льготы — с такой инициативой по внесению изменений в законодательство мы уже готовы выходить на уровень региона.
Вы работали в Московской области, в федеральных структурах. Работу в администрации Нижнего Новгорода можно считать понижением в карьере?
— Если с федерального уровня уходишь в муниципалитет, получается, да понижение, но мне работа в муниципалитете всегда была интересна. Конечно, когда я сюда пришла, было страшновато, потому что я знала, какие в КУГИ огромные нагрузки.
Но бумеранг возвращается: раньше, работая в Росимуществе я «грузила» муниципалитеты большим объемом задач, теперь решаю задачи сама. От того, насколько эффективно мы отработаем на уровне города, зависят изменения, которые почувствуют на себе горожане и экономические показатели, которые увидят в правительстве.
Перепоручить некому. Когда граждане обращаются в федеральные структуры, многие вопросы передаются муниципалитетам. Здесь, в КУГИ, все проблемы решаем сами.
В чем можно измерить эффективность работы КУГИ?
— Если сравнивать суммы реализованного имущества, то раньше, возможно, было и больше. Иногда, чтобы покрыть годовой план приватизации, нужно было продать один участок в центре города.
Сейчас мы берем количеством и оборачиваемостью: если прошел аукцион, но несколько лотов не продано, мы сразу же объявляем новый.
Но самое главное — поменялась система работы. Мы теперь стараемся консервировать заброшенные здания, ставим земельные участки на кадастровый учет — за счет этого делаем объекты более привлекательными для инвесторов. При этом сразу консультируем, например, рассказываем о том, что по 159 ФЗ инвестор после двух лет аренды может выкупить объект с рассрочкой на пять лет. Многие этого не знают.
У нас минимизирован период согласования, мы применяем новые методы по рекламе, используя умные остановки, сайт администрации и другие площадки. Мы сейчас дорабатываем сайт администрации города Нижнего Новгорода, чтобы он был практичнее и удобнее для предпринимателя, который хочет получить максимальную информацию об объектах. Используем опыт регионов, Москвы и Московской области.
Через 10 лет как вы видите деятельность КУГИ? Останется в городе что-то, что можно продать или сдавать в аренду?
— Мы стремимся к тому, чтобы муниципальная собственность, в большинстве своем, предоставлялась в долгосрочную аренду.
Казна не бесконечна, и рано или поздно закончатся объекты, которые можно будет продавать. Но при этом казна находится в постоянном движении: объекты государственной или региональной собственности, если не используются, то передаются муниципалитету.
Чаще всего это объекты в не самом удовлетворительном состоянии, но город гораздо мобильнее, у города есть ресурсоснабжающие организации, поэтому на муниципальном уровне любой объект проще привести в надлежащее состояние, а потом вовлекать его в хозяйственный оборот.
Может ли город строить сам новые привлекательные для бизнеса объекты, чтобы сдавать их в аренду?
— Это одна из целей. В будущем я хочу, чтобы город мог строить не только жилые дома, но и офисные здания. Думаю, что в десятилетней перспективе это вполне реально.
Но самое главное, и этот процесс уже начался — сделать так, чтобы и горожанам, и предпринимателям было проще работать и взаимодействовать с городской властью. Пока многие боятся работать с муниципальным имуществом, потому что опасаются попасть в цепочку согласований — наша задача минимизировать эту цепочку, чтобы предприниматель быстро и просто получал готовый объект для реализации своего проекта.
СПРАВКА