Меню

«В современных тепличных комбинатах просто невозможно вырастить некачественные овощи»

«Наш путь — поиск востребованного нишевого продукта, например, баклажанов или томатов необычной формы». Как живет старейший в Нижегородской области агрокомбинат «Горьковский».

Тепличное производство не является сверхрентабельным, особенно когда конкуренция на рынке высока. NN.DK.RU пообщался с директором старейшего нижегородского совхоза Александром Солодаевым.

Рентабельно ли сейчас тепличное производство?

— Тепличное производство — это промышленное производство. Это не сельское хозяйство, к которому все привыкли — где работают в земле и прибыль зависит от погоды. Теплицы — это закрытые помещения, которые максимально ограждены от внешних факторов. Но сказать, что это сверхрентабельный бизнес, нельзя. Рентабельность составляет порядка 20%.

Исторически тепличные комбинаты строились около крупных городов, прежде всего миллионников. Ранее в Нижегородской области было пять комбинатов — «Доскино», «Горьковский», «Дзержинский», «Ждановский» и в Кстово около НПЗ тоже был небольшой комбинат. Но сейчас 3 из них уже не функционирует. 

Сейчас в регионе два современных тепличных комплекса покрывают половину потребностей Нижегородской области это «Горьковский» и новый комплекс который был запущен в этом году на Бору.

Вы работаете только на региональный рынок?

— В основном на Нижегородскую область. Но в период высокого спроса либо в случае переизбытка продукции отправляем товар в Москву, Владимирскую, Костромскую и Ивановскую области. На экспорт — нет.

Собираетесь расширять географию?

— Нет. Сейчас отрасль не предполагает экспансии в другие регионы, потому что крупные холдинги присутствуют практически во всех субъектах. Выходить в другой регион, купив там новый тепличный комбинат — очень затратно, а приобретать старый — бессмысленно, они уже экономически невыгодны. Сейчас построить 1 гектар теплиц стоит в районе 200 млн руб.

Как повлияла пандемия на тепличное производство?

— В первую очередь она повлияла на наличие персонала. Нет возможности привлечь трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья, а многие тепличные комбинаты при строительстве были рассчитаны на эту трудовую силу.

Впрочем, на нашем комбинате, который функционирует уже 60 лет, агрономами и овощеводами работают местные жители. Мы их обучаем сами. Бывает, что после института к нам приходят вчерашние студенты, сначала работают овощеводами, а потом двигаются по карьерной лестнице.

Что касается внешних факторов, то на отрасль скорее повлияла не пандемия, а санкции, введенные США. Тогда были приняты программы по импортозамещению, власти дали хорошие субсидии. И крупные игроки воспользовались этим — построили новые комбинаты и увеличили объем производства почти вдвое. Сейчас все новые тепличные комплексы идут со светокультурой.

Какие конкретно меры поддержки получаете вы?

— От правительства Нижегородской области мы получаем субсидии на энергоносители, на приобретение удобрений и средств защиты, а также субсидии по кредитпм, которые берет предприятие, на приобрение атериалов, семян и удобрений. Все это существенно влияет на рентабельность.

Правильно я понимаю, что, несмотря на то, что теплицы не зависят от внешних факторов, летний сезон для них убыточен?

— Да, основную прибыль мы получаем, когда у населения еще нет собственного урожая овощей — с февраля по май. В летние месяцы цены на продукцию снижаются. Такая ситуация на всем рынке.

Но теплицы работают круглый год. Например, мы томаты посадили в феврале и они могут плодоносить до ноября. Не выбрасывать же их! Да, цена становится низкой, но основные деньги мы уже получили, и здесь главное, чтобы хватало на зарплату сотрудникам.

Как часто приходится обращаться в банки за кредитами?

— Мы в основном работаем на кредитные средства. В начале 2000-х мы стали перестраивать теплицы, потому что они были морально устаревшими. И на протяжении 20 лет мы планомерно ведем реконструкцию — потратили много собственных средств и брали долгосрочные кредиты в Сбере. Эта кредитная масса, конечно, постепенно уменьшается, но пока мы не можем наработать достаточный объем оборотных средств, чтобы обходиться совсем без кредитов.

За эти годы на реконструкцию теплиц направлено более 1,42 млрд руб., из которых 1,12 млрд руб. — средства, полученные в кредит.

В этом году реализовали новый инвестпроект — светокультура, то есть в существующих теплицах повесили лампы, поставили трансформаторные подстанции, проложили кабельные линии и заключили договор с партнерами, которые нам поставляют электроэнергию. Все это обошлось предприятию примерно в 350 млн руб.

Рассчитываем за календарный год получить дополнительно порядка 3,5 тыс. тонн огурцов и  около 300 млн руб. выручки. Планируем, что инвестиционный проект окупится в течение пяти лет.

У нас есть еще два блока теплиц, которые подходят под новую технологию. Здесь затраты составят около 400 млн руб. за каждый блок, но в итоге мы сможем собирать дополнительные 6 тыс. тонн продукции в год. Если текущий год покажет, что наши расчеты по существующему проекту верны, то снова обратимся в банк. Это уже в планах на 2022 г.

Сегодня Нижегородская область обеспечивает себя овощами на 50%, и мы планируем занять около 30% от этого объема. Для этого мы продолжаем инвестировать в светокультуру.

Как обстоят дела с конкуренцией?

— Она нарастает. Появились два крупных холдинга — «Экокультура» и «Рост», которому принадлежит Борский комбинат. Конечно, соревноваться с ними по объему продукции сложно. Так что наш путь — поиск востребованного нишевого продукта. Например, сейчас приобрели семена томатов необычной формы. Мы умеем выращивать овощи и будем продолжать развивать это направление. В этом году увеличили производство баклажанов. Холдинги на такую продукцию не смотрят, им это неинтересно. У них основная продукция — томаты и огурцы.

Есть мнение, что продукты, выращенные в теплицах, невкусные и напичканы нитратами.

— Все современные тепличные комбинаты производят качественную продукцию, потому что технология производства не даст вырастить некачественный продукт. Такое может появиться только в кустарных теплицах, где нет грамотных специалистов.

Нас контролируют проверяющие службы, продукция постоянно проверяется на качественные характеристики — нитраты, пестициды, ГМО и прочее. Кроме того, сейчас все торговые сети ведут внутренний аудит поставщиков. Предприятие регулярно проходит данную проверку. Стоит отметить, что у торговых сетей требования жестче тех, что установлены ГОСТами и правилами.

С какими сетями сотрудничаете?

— Работаем с компаниями «Сладкая жизнь» и X5 Retail Group, к которой относятся магазины «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель», а также с сетью магазинов «Спар» и «Метро». С «Магнитом» у нас договор заключен, но поставки мы не осуществляем, потому что не проходим по ценовому критерию.

С мелкими торговыми точками не сотрудничаем. Они в основном закупаются у «Сладкой жизни». Они большой объем не берут, а развозить по небольшим магазинам по одной коробке овощей невыгодно.

Что для вас является основными точками роста?

— Повышение производительности труда. За это сейчас стоит бороться. Потому что персонал — это тот дефицитный ресурс, с которым в настоящее время приходиться жить. Повышая производительность и сокращая потребность в персонале, можно увеличить выручку и прибыль предприятия.

Совхоз «Горьковский» сотрудничает с нижегородской сельхозакаадемией?

— Конечно. Наше сотрудничество длится уже не один год. Численность персонала в совхозе «Горьковский» 330 человек, из них специалистов-агрономов — всего 25.

Нижегородский вуз, к сожалению, не готовит агрономов закрытого грунта и когда они трудоустраиваются к нам, учатся всему на месте. Также сотрудники посещают семинары, которые организуются ассоциацией «Теплицы России». Совхоз «Горьковский» входит в данную ассоциацию, что дает возможность съездить в другие тепличные комплексы для обмена опытом.

С какими показателями планируете закончить 2021 г.? Каким был текущий год по сравнению с 2020 г.?

— 2020 г. негативно сказался на нас. В тот момент, когда у нас должна быть основная выручка – март, апрель, май, в Нижегородской области ввели локдаун. Были закрыты рестораны, кафе, даже продуктовые магазины определенное время работали с ограничениями. А у нас растения посажены, процесс созревания овощей не остановишь. Соответственно, на рынке образовался излишек произведенной продукции. Тепличные комбинаты, которые не смогли реализовать свою продукцию — раздавали ее бесплатно. Получается, тот объем выручки, который мы должны были заработать весной, мы не получили. В результате 2020 год закрыли практически с нулевым показателем — без прибыли.

В этом году планируем получить рентабельности около 10%. Это не максимальный показатель, а минимально необходимый. Хотя бы покроем затраты прошлого года и зайдем с запасом в 2022 г., чтобы его завершить с хорошей прибылью.

СПРАВКА

 
Агрокомбинат «Горьковский» известен как крупное тепличное хозяйство, производящее овощи круглый год. Он функционирует с 1959 г. В совхозе сейчас общая площадь теплиц составляет 19 Га. Всего на реконструкцию тепличного комбината потрачено более 1 420 млн руб. За 2021 г. предприятие планирует произвести 9 тысяч тонн продукции – томаты, огурцы, баклажаны, салат, цветы.