Меню

Елена Тимонина: «Своим делом болею и как женщина, и как руководитель»

Иллюстрация: Елена Тимонина

Директор компании по созданию и сопровождению корпоративных информационных систем «АйТиДом» Елена Тимонина рассказала о развитии в пандемию, бизнес-климате в Нижегородской области и стабильности.

Насколько можно судить со стороны, IT-отрасль вполне активно развивается в период пандемии за счет роста потребностей в удаленных каналах связи и дистанционных сервисах. Вы, как руководитель компании, можете эту гипотезу либо подтвердить, либо опровергнуть.

— Безусловно, во время пандемии коронавируса выросла потребность в IT-отрасли. Она увеличилась во всем мире — многие компании перешли на дистанционную работу, люди перешли на home office. Возникла другая проблема — производители перестали справляться с объемом производства в рамках необходимых и нужных сроков.

Если раньше мы продавали больше и быстрее, то сейчас мы продаем еще больше, но медленнее. То есть в рамках одного временного интервала он не увеличился. Рост есть, но весь вопрос в том, где и как он виден.

Как вы оцениваете промежуточные итоги 2021 года, и что сейчас является драйвером роста вашего бизнеса?

— Основным драйвером сейчас является система импортозамещения. Также сейчас мы живем в определенных условиях экономических санкций, и это мотивирует нас, как интеграторов, смотреть в сторону российского производства.

Для нас 2021 г. тяжелее предыдущего, потому что в 2020 г. мы работали по законам и бюджетам 2019-го, и это позволяло сохранять определенную прибыль, а сейчас работаем по сметам и заложенным денежным эквивалентам, которые также были сформированы ранее, а цены на все сырье и материалы значительно выросли, конечно это все отражается на нашей прибыли.

Сильное подорожание металла и полупроводников сказалось на стоимости всех конечных изделий, доход стал граничить с затратами, поэтому от некоторых контрактов приходится отказываться.

Насколько выросла стоимость услуг из-за роста цен на металл?

— Стоимость услуг выросла примерно на 20-30%, и из-за этого некоторые заказчики отказываются от контрактов или переносят проекты по времени реализации.

Как вы оцениваете бизнес-климат, созданный для отрасли в регионе?

— Компания «АйТиДом» в Нижегородской области присутствует в достаточно небольшом сегменте. У нас часть бизнеса находится вне региона. Мы уже много лет работаем с основными ключевыми заказчиками и развиваемся внутри имеющихся проектов. Нельзя сказать, что за пандемию рынок изменился — уменьшился или увеличился. В нашей сфере все достаточно стабильно и за плечами многолетний опыт работы.

Мы работаем по всей стране, так как мы сотрудничаем с крупными компаниями, то для нас не имеет значения территориальная удаленность. Люди выезжают на место, и товар направляется различными логистическими компаниями.

В основном мы сотрудничаем с производственными предприятиями. Например, ПАО «Транснефть», «Ростелеком», ГК «Росатом» и другие.

В июле вступил в силу закон, регламентирующий особые налоговые условия для IT-компаний, ведется много разговоров о том, чтобы повысить качество образования в этой сфере за счет прямого сотрудничества с бизнесом, а также увеличить число ежегодно выпускаемых специалистов. Станет ли вам легче жить по новым правилам, и не случится ли так, что по мере привлечения в регион новых компаний рынок станет слишком конкурентным?

— В жизни все может быть, и сейчас трудно спрогнозировать поведенческий фактор отрасли на данные изменения. Также в регионе можно успешно растить новые кадры, которые в дальнейшем могут уехать отсюда. Кроме того, сейчас уже наблюдается огромный отток высококвалифицированных IT-специалистов из региона. Поэтому пока не столкнемся с данным вопросом — не поймем. Не исключаю, что это даст возможность выбора новых сотрудников из числа перспективных студентов.

Ваша компания специализируется на разработке программного обеспечения для кибербезопасности, и, как это следует из упомянутых на сайте проектов, участвовала в реализации проекта «умных остановок» в Нижнем Новгороде, а также выпускает собственные видеорегистраторы, серверы и ПК. Разумеется, никто не сомневается в компетенциях наших разработчиков «софта», но «железо» под российским брендом у обывателя, наверное, вызывает скорее недоверие. Так ли это на самом деле?

— До определенного момента да. Сейчас у нас есть несколько протестированных конечных изделий. Они собраны на российских процессорах. Мы провели ряд испытаний. Сейчас уже есть продукция, отгруженная заказчикам. Мы идем к тому, чтобы в конечном изделии в основном была отечественная начинка.

На сегодняшний день еще не целесообразно говорить о превосходстве над импортной техникой, но у российских компаний есть все шансы создать технику, которая не уступала бы зарубежной. Для этого нет никаких преград. Сейчас в стране строится несколько крупных заводов под брендами общеизвестных госкорпораций.

Как известно, вы сами активно финансируете новые IT-проекты. Если не секрет, сколько их сейчас, и по какому принципу организован отбор?

— Отбор мы проводили около 1,5-2 лет назад. Один проект сейчас реализуется, но хотелось бы быстрее в плане финансирования. Но есть стоп-фактор — отсутствие некоторых компонентов на территории России — часть производит партнер, а других нет в нашей стране, поэтому их приобретаем за границей. Здесь мы сталкиваемся с увеличением сроков по сборке. Раньше данный продукт создали бы за четыре месяца, а сейчас за 11-13.

Также нам нужна пилотная зона, а она есть только у заказчика — это специализированное оборудование, не относящееся к информационным технологиям. В данном случае мы пытаемся развивать другие отрасли — нефтехимию.

Как вам кажется, 2021 год окажется для бизнеса более удачным, чем предыдущий?

— Думаю, нет. Если смотреть реальности в лицо, то мы только в 2021 г. окунулись в экономические результаты пандемии. Считаю, что те компании, которые достойно закончат текущий год, то они в последующие будут получать прибыль и развиваться. На мой взгляд, 2021 г. окажется сложнее 2020-го.

На какие результаты рассчитываете лично вы?

— Как минимум на результаты 2020 г. Сейчас компания активно работает над этим.

Какие планы на 2022–2023 гг.?

— Сейчас есть один крупный проект, над которым мы работаем почти пять месяцев. Его реализация запланирована на 2022 г. Это будет инжиниринговый продукт. Мы уже создали 3D модель конечного изделия, разработали конструкторскую документацию, сделали несколько вариантов решения для заказчика, получили необходимые сертификаты. Более детально пока о нем говорить рано. Кроме того, есть несколько проектов, которые уже законтрактованы на следующий год.

Планов сокращать людей или закрывать компанию нет. Мы, наоборот, в связи с расширением активно ищем новых людей и приглашаем к нам желающих развиваться вместе с нашей командой!

Компания «АйТиДом» это …

— Это моя жизнь, мой ребенок, которого я выносила под сердцем. Я своим делом болею и как женщина, и как руководитель.

Что для вас значит стабильность?

— Для меня, как для руководителя и собственника компании, совершенно нет задачи ежегодно расти, увеличивать оборот или прибыль, которыми многие любят хвалиться. Если компания из года в год держится в примерно одинаковых финансовых показателях и в равновесии — это и есть самый главный показатель стабильности.

Считаю, если компания за год увеличила обороты на 50%, но прибыль не выросла, то это не показатель. А если на следующий год организация не сохранила данные показатели, это вообще какая-то случайность предыдущего периода.

Это и есть стабильность. Я считаю, что стабильность — это и есть признак мастерства.

Как обстоят дела с конкуренцией в регионе?

— Аналогичных компаний в Нижегородской области немного. С конкурентами в каких-либо задачах встречаемся не часто. В основном встречаемся с компаниями из Москвы и Санкт-Петербурга, которые могут больше себе позволить — у них более мощные финансовые, административные и человеческие ресурсы.