«Раз уж родился проект, хочешь не хочешь, приходится менять экспозиции. С учетом того, что у меня в коллекции почти 700 работ, когда делаешь последнюю экспозицию, про первую уже все забывают».
Нижегородский предприниматель, до недавнего времени депутат и большой ценитель живописи Феликс Верховодов организовал тематическую экспозицию, приуроченную к 800-летию Нижнего Новгорода.
В его личной коллекции почти 700 работ. Часть из них он впервые выставил на всеобщее обозрение. Экспозиция, посвященная юбилею города, открылась в галерее вкуса «Парк Культуры» на Верхне-Волжской набережной.
Авторами всех 35 работ, представленными в экспозиции, являются легендарные нижегородские художники, которые в разные годы писали наш город. Многие из них впервые покинули личную коллекцию предпринимателя.
Пользуясь случаем, NN.DK.RU не только вдохновился прекрасными произведениями, но и выяснил, можно ли в наше время в Нижнем Новгороде заработать на живописи.
Феликс Верховодов с гордостью показывает экспозицию и рассказывает о каждой работе. Здесь все его любимые. Они вместе уже 20 лет, и каждая напоминает о каком-то этапе в жизни.
— Вот, например, нижегородский «Пикассо» Александр Инютин и его виды на Кремль — так писать в 1986 г. было абсолютно предосудительно, очень необычно и современно. Этого автора, к сожалению, больше нет с нами.
Александр Инютин «Коромыслова башня»
На этих полотнах не только парадные виды и достопримечательности, здесь есть дворы, деревянные домики и крыши.
— Из любопытных работ — вот эта, Михаила Полякова.
Михаил Поляков «Вид на Стрелку»
У него очень узнаваемая манера и акцент на нижегородские виды: Стрелка, мосты, улицы, Благовещенский монастырь. И невероятный Михаил Дуцев.
Михаил Дуцев «Зимние крыши»
У меня в коллекции есть работы Александра Данилова. Он уже не нижегородец, уехал в Италию в 2000 г. и добился там признания. Есть работы Галины Каковкиной и Натальи Панковой времен объединения «Черный пруд». Таких работ этих художников вы уже нигде не увидите.
А вот одна из самых любимых — работа Олега Григорьевича Бордея, учителя нашей знаменитой Аси Феоктистовой.
А это «Веселая пьянка в начале осени» Сергея Сорокина
Сергей Сорокин «Веселая пьянка в начале осени»
и его же самогонный аппарат. Меня спрашивали, зачем я это повесил, вроде не по теме. Но обратите внимание: самогонный аппарат, а сзади вымпел и надпись: «Лучшей комсомольской организации Сормовского района». Я считаю, что это ложится в заданную тему, хотя меня и критиковали.
Сергей Сорокин «Сормовичам посвящается»
Можно ли относиться к живописи как к инвестиции?
— Мне часто задают этот вопрос, но для меня это про любовь, не про деньги. Я не считаю, что какие-то системные инвестиции можно сделать из тех работ, которые есть у меня в коллекции. Пока это не инвестиции, а сплошные затраты. Может, лет через 200 это и случится, а может, и нет.
У вас были случаи, когда вы приобретали работы перспективных художников, которые уже стали именитыми? Сравниваете стоимость тогда и сейчас?
— Я не сравниваю, потому что те работы, которые мне удалось купить сегодня, завтра уже не купишь. Мне удалось собрать вещи, авторов которых уже нет в живых, — это очень большая редкость. Даже при наличии денег и желания некоторые вещи купить просто невозможно. И продать тоже жалко. Я ничего из своих работ не продаю. Пока они все живут со мной.
Сейчас же у вас возникла потребность показать свою коллекцию.
— Насчет потребности — это громко сказано. Просто, когда мы делали этот ресторан, была такая концепция. Сначала была мысль сделать отдельную галерею, а потом решили совместить приятное с полезным.
Раз уж родился проект, хочешь не хочешь, приходится менять экспозиции. С учетом того, что у меня в коллекции почти 700 работ, когда делаешь последнюю экспозицию, про первую уже все забывают.
Вы оценивали стоимость вашей коллекции?
— Нет. Никогда. Даже ради интереса.
Вы приобретаете все, опираясь на свои желания или консультируетесь со специалистами?
— Если речь идет об авторах, которых я не знаю, конечно, советуюсь. Если говорить об авторах, которых знаю и работы которых уже у меня есть, то тогда эксперты дают мне советы только в плане подлинности и качества. Но, по большому счету, основной позыв при покупке — нравится или не нравится.
Вам пытались когда-нибудь продать подделки?
— Нет, но сейчас с этим просто. Если есть какое-то сомнение в подлинности, то заказываешь экспертизу. Все картины продаются сейчас с сертификатом. Даже если покупаешь не на аукционе, а у семьи — все рано продажа только с сертификатом.
За нижегородскими художниками не следите больше?
— Нет. Следить негде. Молодых не выставляют, а кого хотел купить, у меня уже есть. Например, я считаю, что в моей коллекции работ Сергея Сорокина достаточно. У меня возникнет желание его купить, если я увижу что-то лучше, чем у меня уже есть, но пока не видел такого. Нельзя одного и того же автора собирать. Интересно как раз спектр расширить и смотреть за авторами, которых у тебя нет.
Работы каких художников бы вы хотели приобрести?
— Много кого. Я обожаю Анатолия Зверева. У меня есть несколько его работ. Его часто подделывают, он очень редкий.
Какие художники и как попадают в круг ваших интересов, вашего выбора?
— Не знаю. Вот, например, эта нижегородская коллекция живописи, которая сейчас представлена, для меня уже закончилась 7-8 лет назад.
Возможно, будет еще графика или работы Дынникова — я их ищу. Но чаще всего бывает — идешь на выставку, что-то нравится — покупаешь, если есть деньги, если нет — поплачешь. Сейчас денег нет. Коплю на постпандемийные радости.
Авторы: Светлана Лузанова, Елена Волисова