Меню

«Никто не имеет права принимать решения за клиента»

Иллюстрация: Александр Шаманин

Является ли пандемия преградой для инвестиций и какая инвестиция — самая лучшая? DK поговорил с Александром Шаманиным, директором по работе с состоятельными клиентами Волго-Вятского банка Сбербанка.

Инвестиции в эпоху пандемии? Как это работает?

— Инвестиции в эпоху пандемии — сейчас это один из самых популярных запросов в Google. Фондовый рынок в России достаточно молод — он запустился в 1992 году, когда открылась московская биржа. В последний год мы видим большой поток инвесторов, но в большинстве своем люди в России староверы — они предпочитают инвестировать в недвижимость. Второй самый популярный объект инвестиций — золото.

Сейчас все клиенты переживают о сохранении капитала. На мой взгляд, самое важное, что стоит понимать, пандемия — это не барьер для того, чтобы начать инвестировать. Это новые возможности. Если посмотреть на историю: самый классический пример — Великая депрессия в США, вызванная биржевым крахом. В итоге все, кто понемногу в это время скупал бумаги, стали долларовыми миллионерами.

Что можно сделать, чтобы инвестиции приносили стабильный доход? Первое: уйти от парадигмы, что депозит — это самое надежное вложение и панацея от всех болезней. Объективно, депозит не спасает от инфляции. Ставка по депозиту сейчас колеблется от 3.5-5,5%, инфляция — 4,5-5%. И все мы понимаем, что инфляция не стоит на месте. Наша задача — показать клиенту, что есть другие инструменты, которые помогут ему не только сохранить, но и приумножить свое состояние.

Сейчас самый надежный инструмент на рынке — облигации федерального займа. Потому что у них есть лишь один триггер — дефолт России. Но, будем честны, в случае дефолта вас ничто не спасет.

Второй инструмент — корпоративные бумаги. При инвестировании в них клиент уже будет обгонять инфляцию. Продвинутые игроки рынка, которые хотят разнообразить свой портфель, инвестируют в валюты разных стран, приобретают акции. И если бы меня спросили, куда лучше инвестировать, я бы ответил, что сначала необходимо поговорить о рисках, о том, что клиент хочет получить, и что мы можем ему дать.

Как вы развиваете своих клиентов? И как помогаете преодолевать кризисы?

— У разных клиентов кризис ассоциируется с разными вещами. Если это глобальный экономический кризис, то наша задача — сделать так, чтобы мы не падали быстрее рынка, а застыли в нулевой точке. Если клиент продал свой бизнес и хочет, чтобы его деньги приносили сопоставимый с этим бизнесом доход, мы начинаем уже подробно разбирать, что мы можем ему дать с точки зрения доходности, в какой валюте он хочет зарабатывать, и, самое главное, горизонт для инвестирования. Тут я говорю не только о периоде инвестирования, но и о периодичности выплат. Также мы предоставляем нашим клиентам экспертизу. Не только банковскую: юридический консалтинг, налоговый.

Мы стараемся переориентировать клиента на долгосрочное инвестирование, как, например, в Швейцарии, когда одна семья на протяжении нескольких поколений обслуживается в одном банке. Мы делаем все, чтобы научить и вовлечь клиентов в процесс управления капиталом. Я считаю, что никто не имеет права принимать решения за клиента. Он должен понимать, как работает его портфель и что он делает. Конечно, у нас есть готовые решения. Но мы не просим клиента торговать, мы просим его понять, чего он хочет, и дать нам возможность предложить ему максимальный спектр услуг, который есть у нас в банке.

Какие ключевые инструменты вы предлагаете клиентам?

— СберПервый обладает одной из самых широких продуктовых линеек на сегодняшний день — более 200 продуктов. И мы предлагаем не только продукты, которые выпускаем сами, а даем клиентам доступ на иностранные площадки. Мы не ограничиваемся российским рынком. Если клиент хочет, мы готовы помочь и дать возможность приобрести что-либо за рубежом.

Не всем клиентам могут подойти стандартные решения. И мы предоставляем индивидуальный подход как в плане формирования портфеля, так и с точки зрения размера вложений. Мы предлагаем своим клиентам уникальный продукт — участие в закрытых паевых инвестиционных фондах, которые инвестируют в коммерческую недвижимость. Здесь самое важное то, что мы инвестируем не только в недвижимость в России. Мы предлагаем нашим клиентам поучаствовать в покупке недвижимости, например, в Лондоне. Сейчас такой продукт есть только в Сбере.

Один из слоганов, которые я прививаю команде: «Мы должны быть хорошими банкирами». Мы не должны быть теми людьми, которые что-то продают или навязывают. Мы должны решать проблемы клиента, и только тогда клиент потянется к нам.

Что мы предлагаем клиентам — формат family-офиса? Куда движется направление?

— В отличие от зарубежных коллег, мы не научились передавать капитал. У нас не развит институт преемственности. Средний возраст нашего клиента — 60-63 года. Это состоявшийся человек, который находится на пике своей карьеры и уже начинает задумываться о том, чтобы передать или продать свой бизнес. Около 70% российских бизнесменов продают свой бизнес. Одна из миссий, которые я перед собой ставлю, это сделать подразделение СберПервый в формате family-офис.

Первое, над чем мы хотим работать — финансовая грамотность. К сожалению, в России финансовая грамотность населения находится на уровне 5-6%. Помимо развития финансовой грамотности мы хотим прививать клиентам вкус и стиль. Это нужно для того, чтобы он не только понимал, что делает, но и ставил для себя четкие цели, куда он идет.

Мы хотим, чтобы наш клиент даже в сложной ситуации знал, что может на нас положиться. Чтобы он понимал, во-первых, его деньги всегда будут ликвидны. И, во-вторых, самая лучшая инвестиция — это инвестиция в себя. Мы стараемся донести клиенту, что его деньги должны идти на развитие его самого и его семьи. Тогда начнет развиваться и институт преемственности.

В рамках family-офиса мы хотим удовлетворять потребность клиентов в развитии. Наша задача, чтобы в эпоху цифровизации и быстрых изменений клиенты не терялись. Мы хотим донести до клиента, что он сам является финансовым активом. И он может влиять на свой портфель через инвестиции в себя, в свою семью. Наша задача — сделать так, чтобы его портфель всегда прирастал.

Офис по работе с состоятельными клиентами:

г. Нижний Новгород, ул. Октябрьская, 33