Три дня в Нижнем Новгороде на самом высоком уровне обсуждали важнейшие вопросы возрождения отечественной науки. Статус мероприятия подчеркнули федеральный министр и губернатор региона.
Три дня в Нижнем Новгороде на самом высоком уровне обсуждали важнейшие вопросы возрождения отечественной науки. Российский форум «Молодежь и наука», организованный в Университете Лобаческого при поддержке президентской платформы «Россия — страна возможностей» собрал на своих площадках около пятисот подающих надежду студентов, молодых ученых, ректоров ведущих вузов страны и представителей власти. Еще две тысячи человек участвовали в форуме онлайн.
Статус мероприятия подчеркнули министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, которые открыли форум.
Губернатор подчеркнул, что в этот юбилейный для Нижнего Новгорода год необходимо обозначить задачи на будущее, отметив, что наш город — одни из лидоров по уровню образования, а также научного и инновационного потенциала.
Уже в интервью журналистам цель форума очень четко сформулировал известный российский экономист, общественный деятель, основатель и ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов: «Мы в России имеем сейчас один из самых серьезных вызовов — вызов возрождения потенциала отечественной науки! Не секрет, что сегодня мы теряем очень большую часть своей перспективной научной молодежи. Они уезжают в университеты других стран. Вопрос стоит не в том чтобы выстроить «китайскую стену», но мы должны быть столь же привлекательными как и университеты стран-конкурентов. Это национальная задача. Она должна решаться организационными мерами, законами, деньгами — и государство, безусловно, будет это делать, но эта задача должна решаться и самими молодыми учеными. Для того, чтобы принять решение остаться в России, в отечественной науке, молодые ученые должны чувствовать, плотную академическую среду, чувствовать, что у них есть те, кто поддерживает их, с кем им интересно общаться. Такая среда научного общения — это тот эмоциональный контакт, который будет скреплять нашу науку в будущие десятилетия ее существования».
Еще более образно существующую проблему обозначил заместитель генерального директора АНО «Россия - страна возможностей» Антон Сериков. «Мы научились отбирать лучших с помощью разный конкурсов: «Лидеры России, WorldSkills, всевозможные олимпиады, но до конца не каждый из этих ребят получает возможность дальше развиваться. Некоторые жалуются, что такие конкурсы как пылесос высасывают лучших наших ребят из региональных вузов. Наша задача — решить, как мы можем эту молодежь оставить, решить, что могут сделать региональные власти, крупные корпорации и кадровые игроки, чтобы помочь региону развиваться», - сказал он.
Все спикеры отмечали, что проходящий форум как раз позволяет молодым ученым встретиться, познакомиться и поделиться идеями, не зря, например, Высшую школу экономики на форуме представляли все четыре кампуса: Нижегородской, Московский, Питерский и Пермский.
Задачи поставлены
Как рассказал модератор одной из сессий форума, руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля, 1 мая 2021 г. Владимир Путин поставил перед этой организацией задачу по отработке механизмов оценки управленческих и надпрофессиональных компетенций студентов российских вузов.
«Наш первый шаг – договориться об одной онтологической базе, чтобы мы все: и вузы, и работодатели, и студенты коммуницировали на одном языке. Для реализации проекта будет создана "дорожная карта", сформирован научно-координационный совет, в который войдут и представители Минобрнауки, и РАН, и крупные работодатели, и университеты, и институты развития. В начале июля мы отберем из заявок 20-25 центров, и у нас будет ровно год, чтобы последовательно все это проработать», - отметил Дмитрий Гужеля.
На сегодняшний день, по словам спикера, собрано 87 заявок от университетов на создание центров оценки компетенций.
Ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского Елена Загайнова во время обсуждения этой темы отметила, что хорошим примером является Росмолодежь, которая имеет представительство в каждом городе. «Это самый быстрый вариант взаимосвязи - через личный кабинет узнавать о возможностях и конкурсах. Что касается активизации центров компетенций — это о том, какие ценности у молодежи, чтобы их пропагандировать. Призыв непреложной истины - стать крутым профессионалом. Добавочные компетенции, soft skills, — это еще большие профессионалы. Это выращивание новой молодежи. У нас есть проект по стартапам Start-Up Vision. Он еще не запущен. Он представляет собой полный конгломерат - поддержка, сопровождение, финансирование стартапов. Мы можем стать пилотной площадкой для дальнейшего масштабирования», - сказала она.
Итог дискуссии подвел научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов. «Нужно признать, что мы не привлечем молодежь в науку, если не будем заниматься популяризацией и продвижением. С молодежью надо работать фокусно, предпринимать конкретные действия, в том числе усиливать материальные стимулы. Поддержка молодых ученых должна начинаться в школе и быть ключевым приоритетом. Очень надеюсь, что конструктивные мнения и предложения, которые прозвучали на форуме, станут основой для принятия решений на уровне правительства России и губернаторов регионов», – подчеркнул Евгений Сженов.
Школа-вуз-наука
Чтобы стать хорошим ученым, необходимо начинать в школьнфе годы. Эта мысль прозвучала на панельной дискуссии «Doing science: наука молодых».
Президент Российской академии наук Александр Сергеев напомнил, что в советское время движение молодого ученого по карьерной лестнице шло почти автоматически. В современных условиях, считает ученый, траектория карьеры должна быть не менее привлекательной для молодежи.
«Мы предлагаем начинать со школы. Качество студента на выходе из университета не улучшается. Мы были свидетелями этого процесса в 90-е и нулевые. Многие говорят университетам: кого вы учите? А университеты кивают на школу: кого вы к нам привели? Нужно обратить внимание на ценности, которые есть в нашей стране, которые нас объединяют: толерантность, освоение и покорение пространства. А еще хочется, чтобы нас объединяла ценность науки, об этом и надо рассказывать в школе. У нас есть школы, с которыми мы взаимодействуем. Такой набор школ может быть пилотом. Сопровождение молодых людей со школьной скамьи – это одна из главных задач РАН. Кроме того, нам надо поднимать престиж и статус учителя», – заявил Александр Сергеев.
О значении школьного образования говорила и министр Ольга Петрова. Она назвала Нижегородскую область уникальным регионом, где выстроена целая цепочка элементов научно-исследовательской карьеры: от детских образовательных центров «Кванториум», IT-кубов, школ РАН и создаваемого в Балахне Специализированного учебно-научного центра до университетов и академических институтов.
«На каждом этапе пути в науку мы применяем модель наставничества, которая делает карьерную траекторию молодого ученого бесшовной. В школе дети получают наставников в лице молодых ученых, студентов вузов. В университетах с молодежью занимаются доценты. Доценты включены в серьезные исследовательские проекты, которые реализуются в том числе с участием Российской академии наук. Это единая, интегрированная на всех уровнях система, которая работает с 5-6 класса», - говорит Ольга Петрова.
Министр подчеркнула, что именно в этом возрасте начинается ранняя профориентация, и важно все сделать для того, чтобы дети, которые полюбили науку в средней школе, в дальнейшем не потеряли интерес.
Тему взаимодействия организаций общего и высшего образования поддержала Елена Загайнова. Она сказала, что преподаватели университета должны приходить в школы и уже в старших классах отбирать детей, у которых «горят глаза». «Главное – не упустить этот момент. Именно на этом построены Специализированные учебно-научные центры. Там не только базовая школьная программа с лучшими учителями, там со школьниками работают лучшие исследователи вузов», – пояснила Елена Загайнова. По ее словам, именно такая модель наставничества создает благоприятную среду для становления будущих ученых.
Добавим, что большую роль в дальнейшей подготовке ученых будет играть открывшийся на базе ННГУ один из первых в стране научно-образовательных центров мирового уровня.
Дорогу стартапам!
Еще одна практика, позволяющая молодым ученым повысить эффективность работы и мотивацию к дальнейшему развитию — это научное предпринимательство. Как сказал заместитель генерального директора АНО «Россия - страна возможностей» Антон Сериков, молодым ученым важно быть активными не только в науке, но и пробовать себя в смежных направлениях, проверять свои мягкие навыки и самое главное - участвовать в необычных конкурсах.
«Научное предпринимательство — это то, что мы ждем от молодых ученых, чтобы они попытались внедрить свои разработки, чтобы они не просто хранились в столе, а реально работали. Мечта любого ректора, с которым мы общаемся, - чтобы каждый второй дипломный проект становился в том или ином виде стартапом. Есть высокая наука, которую сразу не превратишь в разработки, но хотя бы часть ребят должны понимать и видеть, как плод их интеллектуальной деятельности можно применить в жизни. Это главный месседж: чтобы ребята не замыкались на своих кафедрах и лабораториях, а смотрели шире», - добавил Антон Сериков.
Президентские гранты
Логичным продолжением форума «Молодежь и наука» стало вручение грантов президента России 19-ти молодым ученым.
Вручая награды, заместитель губернатора Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов подчеркнул, что Нижегородская область традиционно входит в число лидеров в Приволжском федеральном округе по количеству грантов: в 2020 г. было 17 лауреатов, сейчас – 19, большинство из которых в разные годы уже становились лауреатами областной стипендии имени академика Разуваева.
Заместитель губернатора также напомнил, что с этого года в регионе размер стипендии аспирантам увеличен более чем в три раза - с 3 тыс. руб. в месяц до 10 тыс. Среди тех, кому были вручены президентские гранты были два доктора наук и 17 кандидатов наук.
Министр образования и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова отметила, что подобная поддержка является мощным мотиватором для развития научной деятельности. «Любое достижение нашей молодежи – это шаг к чему-то большему. Верю, что именно так делается наука будущего, которая имеет много заделов. У Нижегородской области - большие перспективы, ведь треть нашего населения – молодежь», – сказала министр.
А где молодежь, там и музыка. Одновременно с форумом в Нижнем Новгороде прошел XIX Всероссийский фестиваль «Студенческая весна», который собрал более 3,5 тыс. студентов из 75 регионов страны. Также как и форум фестиваль посвящен Году науки и технологий.