«Это чем-то похоже на фитнес для организации. Каждый может скачать программу тренировок, однако мало у кого хватает собранности и силы воли заставить себя самостоятельно тренироваться каждый день».
Каждый бизнес неминуемо сталкивается в процессе роста с несколькими кризисами – болезнями роста. Для многих компаний эти сложности оказываются непреодолимыми. Поэтому бизнес-школа «Ваденс» уже восемь лет консультирует предпринимателей и команды ТОП-менеджеров, помогая им справиться с такого рода проблемами в качестве внешнего партнера по организационному развитию. Подробнее о том, когда современный бизнес прибегает к помощи внешних партнеров и насколько это эффективно NN.DK.RU рассказал директор VADENS BISINESS SCHOOL Михаил Плотников.
Расскажите, что такое внешний партнер по организационному развитию?
- Внешний партнер – это посредник, наставник и тренер. Мы помогаем предпринимателям и ТОП командам понять друг друга и договориться, разработать и внедрить системы и инструменты управления, необходимые для преодоления кризиса, и даём необходимый заряд энергии и организованности, чтобы перестать бороться друг с другом, начать сотрудничать и достигать большего. Это чем-то похоже на фитнес для организации. Каждый может скачать программу тренировок, однако мало у кого хватает собранности и силы воли заставить себя самостоятельно тренироваться каждый день – то плохое самочувствие, то дела отвлекают. А вот если ходишь в зал к инструктору – он подскажет, что и как именно следует делать, и при необходимости заставит выложиться на максимум.
Каким образом вы выстраиваете работу с клиентом?
VADENS BISINESS SCHOOL предлагает программы двух форматов – обучение и организационное развитие. Обучающее консультирование заключается в том, что мы подготавливаем для компании и ее сотрудников курс на заданную тему, передаем новые навыки и компетенции, а затем вместе с ними проделываем определенную работу до ценного результата, который можно показать руководству. Это не просто тренинги или коуч-сессии, а глубокая совместная работа над решением управленческой задачи, в ходе которой участники учатся работать и взаимодействовать по-новому.
Программы организационного развития – процессное консультирование – предполагают еще более глубокое внедрение в бизнес-процессы заказчика. Фактически, мы на время берем на себя руководство проектом организационных изменений, решая весь комплекс задач от разработки новых элементов организации и управленческих решений до преодоления сопротивления изменениям и формирования новой корпоративной культуры.
В этом и заключается работа с внешним партнером.
В чем преимущества вашего подхода?
- Успешный внешний партнер по организационному развитию – это не частное лицо, а компания. Мы видим это на примере продвинутых Западных рынков и отслеживаем эту тенденцию в России. Почему?
Во-первых, это широта и разнообразие опыта. Тренер или консультант-одиночка, какими бы талантливыми они ни были, часто имеют ограниченный опыт работы с организационными проблемами и склонны продвигать какое-то приоритетное удобное для себя решение как панацею от всех бед (например, CRM, ERP, систему сбалансированных показателей или lean management). Однако реальные проблемы и ситуации бизнеса намного сложнее – они требуют слаженной совместной работы нескольких экспертов в разных областях – как консилиум врачей при сложном случае. Команда VBS накопила огромный и разнообразный практический опыт. Поэтому при решении задач мы можем себе позволить не тиражировать стандартные решения на всех подряд, а глубоко разбираться с каждым конкретным случаем и разрабатывать действительно работающие решения. А в учебном формате мы можем передавать знания и выводы, пропущенные через личную практику, а не пересказывать прочитанные книги.
Во-вторых, это организационная и производственная инфраструктура. Мы способны создавать контент любого формата и сложности – видео, симуляции, игры, онлайн-курсы, марафоны… и успешно администрировать реализацию сложных проектов. У частника просто нет на это ресурсов.
В-третьих, это ответственность и гарантии. Если тренер или консультант-одиночка не справляется с поставленной задачей, то заказчику приходится либо терпеть перенос сроков и снижение качества, либо разрывать контракт и терять время. Организация-партнер, способна обеспечить выполнение обязательств за счет широты возможностей, замены команды исполнителей и взятых финансовых обязательств.
На каком этапе развития компании к вам обращаются за помощью предприниматели?
Как и у человека, у компаний есть свой жизненный цикл, во время которого они проходят через четыре закономерных кризиса.
Сначала, как правило, компании требуется настройка бизнеса – поиск и тюнинг успешной и масштабируемой бизнес-модели, привлекательного ценностного предложения, создание продуктивной системы продаж и организация совместной работы.
Второй кризис связан с необходимостью внедрения профессионального менеджмента, настройки организационной структуры, отладки процессов, системы показателей и отчетов.
Третий состоит в поиске устойчивых конкурентных преимуществ и такой перестройки качества работы, чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость и превосходство компании на рынке.
Четвертый комплекс проблем у зрелых компаний происходит из разобщенности и чрезмерной бюрократизации. Он требует апгрейда системы внутренних коммуникаций, настройки работы кросс—функциональных команд, систем непрерывного совершенствования и гибких методологий управления.
Наши услуги востребованы как раз в такие моменты. За счет большого опыта мы выработали стандартизированные программы – мы знаем, что делать при том или ином кризисе в компании. Это своеобразные маршруты, протоптанные дорожки, по которым мы ходили десятки раз. Поэтому мы помогаем нашим клиентам существенно сэкономить не только деньги, но и, что более важно, время – реализация наших проектов для получения результата укладывается в 3-6 месяцев.
За счет чего вам удается так разогнать процессы?
За счет того, что мы обычно даем компаниям три вещи, необходимые для более оперативной трансформации. Во-первых, экспертность: мы знаем, что делать и как все устроено в бизнесе. И уже не единожды решали похожие проблемы у компаний в самых разных сферах. Во-вторых, методологию: мы знаем, как сделать так, чтобы вы достигли результата и не тратили время и ресурсы на неэффективные действия. В-третьих, лидерство. Часто в российских компаниях в отношениях между людьми царит выученная беспомощность: люди что-то предприняли, чтобы улучшить ситуацию, не добились эффекта и больше не пробуют ничего менять. Они просто не верят, что у них может что-то получиться и не пытаются действовать иначе. И это возникает и в отношении руководителей, и в отношении задач, и в отношении подходов. Мы же приходим со свежим взглядом, с отличными навыками контроля ситуации и зарядом энергии.