«Считаю, что взаимодействие ведущих компаний, государства и образовательной экосистемы является необходимым условием развития кадрового потенциала России в IT-сфере».
По данным Минцифры, крупным IT-компаниям в России к 2021 г. не хватает от 500 тыс. до 1 млн специалистов. Но чувствуют ли сами менеджеры этот «кадровый голод» и как ведут борьбу за высококвалифицированных программистов? NN.DK.RU выяснил это у генерального директора по исследованиям и разработкам Intel в России Ивана Кузьмина.
— Проблема кадрового голода в сфере информационных технологий актуальна как для мирового, так и для российского рынков. Intel в России также с ней столкнулся. Мы испытываем дефицит кадров как при найме на стартовые позиции, так и при поиске опытных инженеров-разработчиков на старшие и руководящие позиции.
На текущий момент у Intel в России открыто около ста вакансий по разным направлениям: оптимизация кросс-платформенного ПО и анализ производительности, DevOps, глубокий анализ данных и машинное обучение, и конечно, компьютерное зрение. Благодаря стремительному развитию ИТ и повсеместной цифровизации, специалисты по этим направлениям всегда очень востребованы. Как следствие, рынок труда в России, как и во многих других странах — это рынок кандидата.
Чтобы устранить эту проблему, мы постоянно ведем активный поиск опытных разработчиков. Специалисты компании регулярно рассказывают о технологиях, работа над которыми ведется в Центре исследований и разработок Intel в России, а также о карьерных возможностях на хакатонах, вебинарах и конференциях, в блогах.
Один из ключевых проектов по работе с опытными разработчиками в России — CV Academy: серия открытых вебинаров по компьютерному зрению, глубокому обучению и оптимизации производительности алгоритмов. Эти вебинары проводят эксперты мирового уровня — инженеры подразделения Intel IOTG Computer Vision в России.
Проект помогает программистам, уже имеющим опыт в данной области, расширить свои знания в области ИИ и компьютерного зрения, а тем, кто имеет базовые знания по машинному и глубокому обучению и опыт разработки на С++/Python, ближе познакомиться с этими темами.
В то же время, мы полагаем, что стремительное развитие информационных технологий требует регулярного обновления и совершенствования существующих образовательных программ и подходов к обучению. Поэтому взаимодействуем с образовательными учреждениями и привносим в образовательную среду новейшие технологические решения, дополняем теорию наиболее передовыми практическими наработками. В настоящий момент мы активно работаем с более чем 10 российскими университетами в Москве, Нижнем Новгороде, Самаре, Архангельске, Волгограде и других городах. В частности, в 2021 г. в Нижнем Новгороде на базе Университета Лобачевского начал работу Центр компетенций oneAPI – четвертый в мире. Среди ключевых задач Центра – проведение исследований в области современной физики с помощью систем на базе различных архитектур и аппаратных ускорителей с использованием возможностей кроссплатформенной модели программирования oneAPI.
Наконец, пандемия открыла для нас новые возможности благодаря пилотной программе удаленного найма. Помимо Нижнего Новгорода и Москвы, где находятся наши основные офисы, мы теперь нанимаем инженеров-разработчиков практически по всей стране. С начала года к нам уже присоединились специалисты из Санкт-Петербурга, Сочи, Новосибирска, и в данный момент мы рассматриваем порядка 15 кандидатов из Центральной России и других городов Приволжья.
Однако всех этих усилий пока недостаточно. Поэтому я считаю, что взаимодействие ведущих компаний ИТ-индустрии, государства и образовательной экосистемы является необходимым условием развития кадрового потенциала России в ИТ-сфере и укрепления роли страны в мировой цифровой экономике.
Например, мы заинтересованы в увеличении количества студентов и выпускников профильных вузов в Нижегородской области с сохранением качества обучения, в частности, по фундаментальным направлениям с углубленным изучением математики. Что невозможно без повышения престижа, интереса к преподавательской деятельности и решения инфраструктурных вопросов в регионе: создания новых общежитий и площадей учебных корпусов. Эту проблему нам, совместно с учебными заведениями и властями, еще предстоит решить.