Меню

«10 лет назад приносили только убытки». Как работает самый крупный агрокомбинат области

«Тепличное производство сейчас — это промышленность. Все управление — через компьютер. Единственное, что еще нельзя автоматизировать — сбор овощей и уход за растением».

В последние годы сельскохозяйственная отрасль стала, фактически, промышленностью. Способствовали этому и введение продуктовых санкций, что потянуло за собой ограничение импорта, и повышение мер господдержки, и более внимательное отношение банков к компаниям. Эксперты называют результаты роста тепличных производителей «феноменальными» в сравнении другими сегментами АПК. С 2000 по 2019 г. в целом по стране валовый сбор овощей в закрытом грунте вырос в 2,4 раза (данные приводят в исследовательской компании «Технологии Роста»). В середине 2020-го говорилось о том, что отрасль, несмотря на пандемию коронавируса, выросла на 33%. А по итогам года только производство огурцов в России прибавило 20% к результатам 2019-го.

В Нижегородской области предприятий тепличного производства немного. Самым крупным сейчас является Агрокомбинат «Горьковский» площадью 19,5 га. С 2009  г. компания проводит реконструкцию  тепличного комбината. Общая сумма вложений составила 1,4 млрд руб. Генеральный директор Агрокомбината «Горьковский» Александр Солодаев рассказал NN.DK.RU о том, каких результатов удалось достигнуть с помощью инвестиций и с какими трудностями сталкивается тепличный сектор.

«Современнее, чем у нас, теплиц пока нет ни у кого в области»

— Агрокомбинат «Горьковский» был построен в Нижнем Новгороде самым первым 60 лет назад. Тогда общая площадь теплиц составляла около 10 га. Это были теплицы так называемого «первого поколения», появившиеся в 50-х годах прошлого века. Овощи тогда выращивали в грунте и тепличницы ходили внутри со шлангами и в кирзовых сапогах. В нулевые стало понятно — такие технологии уже устарели. Как раз в эти годы (2009-2010 гг.) в Нижегородской области представили свою программу поддержки сельхозпроизводителей, в том числе, тепличного производства. Мы решили принять в ней участие. Добавлю, что на тот момент комбинат ежегодно показывал только убытки. Но нам пошли навстречу.

На первом этапе мы построили теплицы площадью  2,5 га, в последние годы вводим ежегодно еще от 1 до 2 га. В итоге, за десять лет на той же площади, что была у нас изначально, мы построили 19,5 га теплиц. Все они относятся к «четвертому поколению» и они  ни чем не уступают современным голландским теплицам.

Если в старых теплицах мы собирали по 20-21 кг. с 1 кв. м., то сейчас урожайность выросла до 45-50 кг. И это — не считая светокультуры. Лампы досвечивания в одной из теплиц заработали сравнительно недавно, но уже по итогам этого года мы планируем поднять урожайность до 120 кг. с 1 кв. м. Таким образом, мощность производства в год за 10 лет выросла с 2,5 тыс. тонн овощей до 7.5 тыс. тонн. И в 2021-м мы планируем собрать 9.5 тыс. тонн.

Тепличное производство сейчас — это, практически, промышленность. Все управление теплицами осуществляется через компьютер. Единственное, что еще нельзя автоматизировать — сбор овощей и уход за растением. Разработки идут, но это сложный процесс. Нужно научить робота находить плод, правильно и аккуратно его срезать, сложить в коробки и еще обслужить само растение: убрать пасынки, подкрутить его вокруг шпагата…

Сейчас мы продолжаем инвестировать в производство. В планах — оснастить досветкой все существующие теплицы. Это позволит собирать в год до 25 тыс. тонн овощей с существующей площади.

«С торговыми сетями работу тормозит отсутствие распределительных центров. Но есть новые каналы сбыта»

— Теплицы приспособлены для выращивания свежего продукта. Такой в сетях называют «ультра-фреш». Через  несколько дней овощи уже теряют товарный вид и питательные свойства. Поэтому работа с крупным ритейлом для такого предприятия как наше — это сложно. У многих нет распределительных центров в Нижнем Новгороде. А возить огурцы в Казань или в Москву, чтобы потом они вернулись обратно — неправильно. Их нужно продавать в тот же день.

В итоге мы предложили организовать доставку своими силами. Но внутренняя политика ритейлеров не позволяет этого.  Еще одна причина, по которой наши овощи достаточно сложно найти в сетях, — то, что мы не можем закрыть в одиночку все потребности ритейлера. Например, мы работаем с сетью «Спар». Когда я заходил в их магазин у дома, то всегда недоумевал, почему не вижу на полке свою продукцию. Менеджер нам ответил: «А ваши овощи нужны всем. Когда мы привозим огурцы на распределительный центр, то их быстро разбирают. В итоге, в Нижний Новгород попадают только остатки». А нижегородцам в сетях приходится покупать товары из Саратова, Пензы, Саранска.

Кстати, с сетями у нас есть и другие проблемы. У самих ритейлеров к нам очень жесткие требования, мы проходим аудит производства практически каждый год. Но остается много вопросов к ним. Особенно остро стоит вопрос транспортировки и хранения овощей на стороне  самого ритейлера.

На распределительный центр поступают огурцы температурой +16-18С. Допустим, что там условия соблюдают и так же товары везут в конечный магазин. А уже в магазине огурцы выкладывают в общий зал, где +25С. И при этом там надеются, что овощи пролежат 14-15 дней, как указано в ГОСТе. Но огурцы начинают увядать и терять вес уже на 5 день.

Радует, что сейчас у нас появился новый канал сбыта — сервисы доставки. Огурцы агрокомбината «Горьковский» можно найти, например, в «Самокате». Не скажу, что мы продаем с помощью сервисов большое количество продукции, но, думаю, у этого канала есть будущее. По крайней мере, среди молодежи. Стараемся работать и с сегментом HoReCa, и с малым и микробизнесом. Да, мы не можем добиться эксклюзивных отношений с большими игроками, зато мы более гибкие, чем агрохолдинги.

«У нас люди в пандемию не болели, но закрытие бизнеса ударило и по тепличникам»

По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), по итогам 2020 г. среднегодовые цены на тепличные томаты и огурцы упали до пятилетних минимумов — до 79 и 82 руб. за 1 кг. Только в первую неделю введения строгих ограничительных мер цены снизились на 30-50%.

Александр Солодаев отмечает, что большого всплеска заболеваемости коронавирусом среди сотрудников удалось избежать благодаря существующим на предприятии правилам. Основные проблемы, с которыми столкнулся агрокомбинат в прошлом году, касались бизнеса:

— В марте у нас начинается основной бизнес-сезон, и большую часть денег, которая формирует результат на весь год, мы получаем именно в этом месяце. А в 2020-м март оказался провальным. Были дни, в которые мы продавали огурцы в два раза дешевле, чем в 2019-м. В то же время некоторые наши конкуренты, которые работали, например, в основном с HoReCa и муниципальными учреждениями, вообще не могли ничего продать. А на поиск новых каналов сбыта нужно время… Это, конечно, сильно ударило по рынку. Овощи приходилось раздавать. Например, участвовали в благотворительной программе по снабжению врачей и людей, которые работали в красной зоне или находились в группе риска. Я уважаю своих коллег за такое решение.

Нам же удалось завершить год хорошо благодаря своим резервам. Не скажу, что мы чувствуем себя сейчас отлично, но я уверен, что все наши обязательства будут выполнены.

«Производство растет. Но даже с конкурентами мы не закрываем 100% потребностей нижегородцев»

— До 2015 г. в России был дефицит овощей собственного производства. Бывали годы, когда в стране выращивали всего 30% собственных овощей. По огурцам, например, нам не хватало до 80% продукции. Остальное импортировали.

После введения санкций, конечно, у нас появился карт-бланш и в бизнесе появились крупные инвесторы. Сыграли на руку и меры поддержки от государства. За последние пять лет в России вводили по 200-300 га современных теплиц ежегодно. Такого роста не было со времен СССР, когда тепличное производство в стране только начиналось. В итоге, в 2020 г., несмотря на проблемы, производство тех же огурцов в России выросло на 20%. Такой рост возможен не в каждой отрасли.

В Нижегородской области сейчас работают всего три тепличных комбината: «Горьковский», «Ждановский» и «Дзержинский». У нас есть 19 га, у конкурентов —4 и 6 га. Вместе мы закрываем только 40% потребности жителей региона в свежих огурцах. И с введением нового комбината на Бору область будет обеспечена своими овощами примерно на 80%.