«Общий результат трудоустройства студентов ННГАСУ уже в первый год после выпуска — более 80%. По ряду направлений работу по специальности для себя находят более 90% выпускников».
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет — один из самых известных архитектурно-строительных вузов в России. Уже более 90 лет ННГАСУ поддерживает традиции образования, внедряет новые уникальные программы обучения. Например, ННГАСУ — единственный в России строительный вуз, реализующий Президентскую программу подготовки управленческих кадров, а Нижегородская архитектурная школа хорошо известна не только в России, но и в мире. О том, как развивается университет, рассказал ректор ННГАСУ Андрей Лапшин.
«ННГАСУ — индикатор востребованности строительных и архитектурных направлений подготовки в России»
Андрей Александрович, добрый день! ННГАСУ удерживает позицию одного из ведущих архитектурно-строительных вузов страны. Расскажите, пожалуйста, как это удается?
— Свою успешность мы оцениванием по показателям востребованности наших выпускников на рынке труда. Общий результат трудоустройства студентов ННГАСУ уже в первый год после выпуска — более 80%. По ряду направлений работу по специальности после завершения учебы для себя находят более 90% выпускников.
Как нам удается удерживать высокие показатели трудоустройства? Мы стараемся помочь каждому нашему студенту выстроить свой профессиональный путь. Помогает в этом взаимодействие с нашими партнерами — от «Росатома» и «Газпрома» до небольших, но очень успешных проектных и архитектурных бюро. Все эти компании готовы не только трудоустраивать выпускников, но и принимать участие в процессе обучения — организовывать практику, проводить мастер-классы, читать лекции.
Высокое качество образования поддерживается многолетними традициями вуза, который в прошлом году отметил 90-летний юбилей. Но при этом ННГАСУ – это современный «цифровой» университет.
«2020-й открыл для нас возможность совершить прорыв в области применения технологий в обучении»
Если говорить о цифровизации, как прошлый год изменил процессы обучения в ННГАСУ?
— Период ограничений, связанных с пандемией, стал для нас вызовом. Безусловно, мы и раньше применяли цифровые инструменты, однако они, в основном, охватывали программы дополнительного профессионального образования. Этот период раскрыл перед нами возможность совершить прорыв в области применения технологий в обучении. Так, например, мы разработали свои методы проведения промежуточной и итоговой аттестации, а также освоили новые технологии приема: в части подачи заявлений и проведения вступительных экзаменов.
А как принятые вами изменения повлияли на успеваемость студентов и «качество» абитуриентов?
— Новые методы оценки знаний нисколько не снизили требования к студентам. Более того, в некоторых случаях эти требования возросли. Так, защита квалификационных работ в 2020 г. стала даже более сложной для наших выпускников, потому что члены комиссии могли детально ознакомиться с каждой работой в течение нескольких дней до защиты. Но с другой стороны — благодаря активному взаимодействию с консультантами — эти работы и имели более высокий уровень.
Если говорить о приемной кампании, то в ее начале члены приемной комиссии чувствовали некий дискомфорт, ведь впервые в стенах университета не было абитуриентов и их родителей. Однако по итогам приема мы отметили существенное расширение географии абитуриентов — документы подали выпускники школ из 60 регионов России. Вырос и средний балл ЕГЭ: до 68,4 — у «бюджетников» и до 65 — у «договорников».
Расскажите, пожалуйста, подробнее, из каких регионов в ННГАСУ поступают абитуриенты. Меняются ли их интересы с годами?
— Каждый год к нам поступают абитуриенты из 35-40 регионов России. Большинство из них приезжают из ближайших регионов: Мордовия, Чувашия, Татарстан, Владимирская, Кировская и Ивановская области. Кстати, в этих регионах есть и свои строительные факультеты, и даже вузы, но с годами количество иногородних абитуриентов не уменьшается. Обширная география и по иностранным абитуриентам.
Если говорить о выборе специальностей, то в последние годы сохраняется спрос на все направления, связанные со строительством, инженерные и творческие направления. Во многом на спрос влияет и востребованность выпускников на рынке труда. Города растут, соответственно, растет и потребность в специалистах, обладающих необходимыми компетенциями.
Думаю, что в этом отношении ННГАСУ является индикатором востребованности строительных и архитектурных направлений подготовки в целом по России.
«Студенты ННГАСУ участвуют в развитии Нижнего Новгорода»
Андрей Александрович, расскажите о том, как ННГАСУ принимает участие в инфраструктурных проектах в Нижнем Новгороде. Мы знаем, что вуз не остался в стороне от подготовки к 800-летию города.
— Конечно, мы участвуем в развитии Нижнего Новгорода. У специалистов ННГАСУ большой опыт градостроительной деятельности, особенно, в условиях исторической застройки. Мы принимаем участие в разных этапах решения задач: от разработки концепции до проектного исполнения.
В частности, в рамках подготовки к 800-летию Нижнего Новгорода, ННГАСУ разрабатывал проект реконструкции Кремля, проект реставрации Чкаловской лестницы. Кроме того, мы принимаем активное участие в разработке проектно-сметной документации по строительству фуникулера.
Не стоит забывать и про наш вклад в развитие территории Стрелки. В 2017 г. вуз участвовал в подготовке экспертного заключения об архитектурно-исторической и культурологической значимости металлических конструкций пагкаузов. Принятое руководством области решения в соответствии с этим заключением решило судьбу пакгаузов и сохранило памятник инженерного наследия для нижегородцев и гостей нашего города. Но работа продолжается. В этом году совместно с «Центром 800» был объявлен конкурс студенческих работ по развитию Стрелки. Идеи и решения ребят будут обязательно учтены при утверждении окончательной концепции благоустройства этой территории. Добавлю, что работы наших студентов всегда очень интересны и отражают взгляд молодого поколения на среду, в которой им предстоит жить.
Интерес к совместной работе есть и у ребят, и у вуза, и у бизнеса, и у власти. Только такое обучение может приносить результаты.