Меню

«Дискаунтеры — не магазины для бедных. Но многие путают». 5 трендов ритейла

Борис Агатов. Иллюстрация: соцсети/Борис Агатов

«Сегодня мы получаем вещь быстрее, если купим онлайн, а не сами пойдем за ней в магазин. Экспресс-доставка — тренд и поле битвы за кошелки потребителей на следующие пять лет».

Независимый эксперт по инновациям в ритейле, сооснователь New retail и Project Line Борис Агатов рассказал NN.DK.RU о последних трендах в этой сфере и самых популярных форматах торговли в 2021 г.

Тренд#1: курс на жесткие-дискаунтеры (не путать с «магазином для бедных»)

Появляются новые, более современные и технологичные форматы торговли. Прежде всего, разнообразные дискаунтеры. Так, в Америке в 2020 г. 50% открывшихся магазинов были жесткими дискаунтерами. Думаю, что в ближайшие годы такой формат магазинов станет любимым у 20% потребителей в России. Это очевидный тренд, который уже нельзя игнорировать.

Дискаунтеры, особенно жесткие, многие называют почему-то «магазином для бедных». Хотя, на мой взгляд, «магазином для бедных» следовало бы называть место, где продаются товары плохого качества по низким ценам. На рынке таких мест хватает, а жесткие дискаунтеры — о другом. Такой формат торговли подразумевает небольшой ассортимент по низкой цене. В магазине представлены товары базового ассортимента без выбора брендов, т.е. какую-то категорию представляет один бренд, и тем самым достигается большой оборот товара по этому бренду. Причем качество продукта может быть вполне достойным.

Почему это выгодно бизнесу? Потому что вы экономите на операционных затратах, отказываясь от расширенного ассортимента. Когда у вас высокий оборот, вам не нужно вести большую работу внутри категорий. Также вы экономите на капитальных затратах вроде уровня отделки помещений. Экономите на персонале, размещая продукты на больших площадях в упаковке, так как вам нет нужды постоянно его туда докладывать, чтобы скрыть пустоту.

Палета закончилась или срок годности продукта истек — убрали старую и привезли новую. Может, раз в сутки. Может, раз в несколько суток. Экономия достигается и на аренде — жесткий дискаунтер может находиться на большом удалении от обычного трафика, поэтому цена таких помещений невысока.

Чем это выгодно потребителю? Для них такой магазин — про рациональное потребление. Он удовлетворяет спрос населения на справедливую цену и базовый продукт. Позволяет людям не переплачивать за бренд и другие факторы, повышающие стоимость продукта в несколько раз. Сейчас такой подход к шопингу в мире встречается чаще и чаще. Это миф, что всем покупателям необходим большой ассортимент в магазинах. Часть потребителей, как выяснилось, не разделяет такие ценности.

В России лидером в продуктовом сегменте жестких дискаунтеров является «Светофор». Недавно запущен «Чижик» (сеть дисконт-магазинов X5 Retail Group). Меня только тревожит, что у этого «Чижика» маленькая площадь, которая не подразумевает большой оборот. Кроме того, чем меньше магазин, тем больше у тебя суеты по выкладке, по контролю зала, заполняемости полок, учету просроченных товаров и, соответственно, затрат. Жесткий дискаунтер должен быть площадью 800 — 1000 кв. м. с максимальной выкладкой на палетах и в коробках. Закатил туда товар, много людей пришло и ты забыл про полки, просрочку, пока все не смели.

Тренд#2: развиваем экспресс-доставку и покупки в новых цифровых каналах

Практически все россияне научились за пандемию делать покупки онлайн. По данным агентства Data Insight, за год в интернет пришли дополнительно 10 млн человек. Но это не значит, что доля онлайн у нас слишком велика: по оценкам того же агентства она составляет всего 9%. «Научились» еще не означает, что это вошло окончательно и бесповоротно в покупательскую привычку. Я думаю, что есть все предпосылки на сохранение тренда покупок в интернете, и в итоге мы придем к соотношению: примерно 40% мы будем покупать в сети или иными цифровыми способами, а 60% как обычно.

Ритейлеры продолжат развивать доставку, чтобы удовлетворить растущие потребности покупателей в цифровых каналах. Естественным путем развития доставки станет ее ускорение.

Мы сейчас в России демонстрируем одни из самых высоких скоростей доставки товаров из интернет-магазинов. У нас активно входит в обиход экспресс-доставка товаров за 10-15 минут. Поэтому такие приложения как «Яндекс.Лавка» и «Самокат», которые в Москве и Санкт-Петербурге доставляют продукты за 10-15 минут, продолжат наращивать аудиторию.

Приятно тут, что Россия по уровню сервиса почти впереди всего мира. Как со «Спутником» или с балетом…. Пока в США Amazon тестирует доставку в 30 минут, в Москве уже можно получить доставку за 15 и 10 минут. В общем, распределенная логистика и технологии делают невозможное: мы получаем вещь быстрее, если купим онлайн, а не сами пойдем за ней в магазин. Экспресс-доставка — тренд и поле битвы за кошелки потребителей на следующие пять лет.

Тренд#3: начинаем встраиваться в экосистемы

В последнее время ритейлом всерьез заинтересовались в Сбербанке, Газпромбанке и ВТБ. Это хорошие новости. Ведь здорово, когда компании в своей сфере уже внедрили максимально передовые подходы и собираются перенести свой опыт в другие сферы. И ритейлу у банков есть чему поучиться.

Банкам под силу выстроить очень крупные экосистемы, так как они обладают не только большими финансовыми ресурсами, но и возможностью контроля всей цепочки создания и распределения продукта. Они кредитуют производителя, логиста, девелоперов, которые строят коммерческие площади, ритейлера и, в конце концов, потребителя. Таким образом, в их руках сосредоточена информация и рычаги управления всей цепочкой. С банками могут конкурировать в построении всеобъемлющих экосистем только крупные HiTech компании такого масштаба, как Yandex или Mail Group, которым тоже под силу собрать информацию по всей цепочке.

Рано или поздно нам нужно будет примкнуть к одной или нескольким таким экосистемам, и каждому — сделать свой выбор. Этот выбор будет похож на тот, который мы все сделали почти 10 лет назад для своих мобильных телефонов: кто-то выбрал Android, кто-то Apple с его системой iOS, а кто-то выбрал Microsoft с его операционной системой. Те, кто выбрал Windows — проиграли, система не выдержала конкуренцию.

Тренд на построение экосистем продолжится и станет основой функционирования экономики во многих аспектах на долгие годы.

Тренд#4: ритейл без коммерческих площадей

Ритейл посредством пунктов самовывоза товаров, распределенных складов все ближе подбирается к месту жительства потребителя. Обратите внимание, что раньше нам нужно было ходить в магазины, торговые центры, а теперь пункт самовывоза уже находятся рядом с вашим домом. У нас сокращается физическая дистанция между ритейлером и домохозяйством.

Следующий шаг, который сделает ритейл — это придет прямо в наши дома и подъезды.

В Америке тестируют два интересных подхода, который можно сказать уже практически перенес магазин прямо в дом американца. Один такой: вы ставите смартзамок и курьер может его открыть и войти в ваш дом, и положить товары в холодильник. На груди у него камера, чтобы вы при желании видели, что он не бегает с пакетом молока по вашим спальням, а точно пришел, положил в холодильник и ушел. Второй подход — у вас рядом с домом стоит холодильник с верхней загрузкой и туда вам кладут продукты.

У нас все, мне кажется, произойдет иначе. В российских городах-миллионниках немного частных домов, в основном все живут скученно в многоквартирных домах. Поэтому на смену почтовых ящиков придут постоматы в каждый подъезд, или, может быть, в каждый дом, куда можно доставлять продукты и вещи.

Пока всю логистику убивает цена на доставку. При массовой доставке в подъезды она может упасть до ничтожной цифры, но станет очень эффективной за счет массовости доставки. Тогда обычным магазинам придется трудно: им нужно будет придумать, как заставить покупателя пойти за товаром дальше своего подъезда. Тренд на движение ритейла в сторону домохозяйств покажет себя в полной силе, по моим оценкам, примерно лет через пять.

Тренд#5: уходим в цифровую реальность «Магазина 4.0»

Четвертая промышленная революция продолжает менять ритейл, создавая новые форматы торговли — на стыке обычной и цифровой реальностей. Стали появляться интересные офлайн проекты, к примеру Fage от Zenden, где реализована интерактивная примерочная, 12 Storiezz, Butik.ru. В интерактивной примерочной человек может выбрать товар с применением всех фильтров, и ему его принесут в примерочную кабину. Это цифровая покупка или обычная? Уже сложно понять.

Я убежден также, что скоро мы увидим больше магазинов без товаров, где товар будет продаваться по образцам и через интерактивные панели. Тренд на «Магазин 4.0», где в названии цифра 4 означает его принадлежность к Четвертой технологической революции, пожалуй, стоит назвать самым важным, т.к. он в себе аккумулирует все достижения технологий и отвечает на изменение покупательского потребления. В результате развития этого тренда мы увидим магазины с большим количеством цифровых поверхностей, меньшие по площади, с индивидуальным обслуживанием, очень эффективным товарооборотом.