«Сейчас люди ценят свое время и не готовы верить пустым обещаниям. Они хотят уверенности в реальных результатах обучения, которые подразумевают ликвидность на рынке труда».
Профессиональное образование за последние годы в России сильно изменилось. Так, на сегодняшний день, в вузы поступают порядка 80% выпускников 11-х классов, что в несколько раз выше показателей, например, 1980-х гг.
Сейчас, когда общество переходит к «цифре», рынок труда, и, соответственно рынок образования продолжают меняться. Какие специалисты понадобятся уже через несколько лет? Так ли важны только профессиональные знания? А какие перспективы у выпускников онлайн-школ? В материале NN.DK.RU — мнения футурологов, рекрутеров и представителей рынка образования.
Какие специалисты понадобятся в ближайшие несколько лет?
В ближайшие годы, по мнению руководителя регионального развития проекта «Атлас новых профессий» Анны Михайловой, востребованными останутся, в первую очередь, профессии, связанные с социальной сферой, например, врач или педагог. Однако требования к ним и организация рабочего процесса изменятся.
Рынок IT по-прежнему останется перспективным направлением, однако он начинает понемногу перегреваться. Навыки программирования становятся базовыми для всех, кто захочет работать в высокотехнологичной сфере. Самим же программистам стоит присмотреться к более узким специализациям, например, к работе над медицинскими программами и приложениями, позволяющими упростить работу врачей. Потребность в подобных продуктах будет только расти, отмечает Анна Михайлова.
Технические профессии, по ее мнению, не сильно изменится в ближайшие пять лет. Однако многие рутинные процессы будут автоматизироваться: «Искусственный интеллект в чем-то сможет заменить человека, однако не вытеснит его. Наоборот, задачей инженера станет умение взаимодействовать с ИИ. Да, работать придется по-другому. Но процесс станет более продуктивным».
Представителям рабочих профессий также понадобятся компетенции в IT: базовое понимание принципов работы программного обеспечения, навыки программирования.
Чему еще нужно научиться, чтобы найти работу даже без опыта?
Руководитель пресс-службы hh.ru по Поволжью Анна Буслова отмечает, что сейчас рекрутеры все внимательнее присматриваются к личностным качествам кандидата. В том числе, для потенциального работодателя важны желание учиться новому и быстро включаться в процессы, происходящие в компании.
Работодатели ценят людей, готовых быстро адаптироваться к любым переменам и освоить новые навыки. Внимательнее относятся и к тем, кто сам замечает новые тренды и предлагает варианты их применения, добавляет Анна Буслова:
«Многие, поняв это, начинают осваивать новые профессии, сидя дома — благо сейчас в интернете много курсов, которые позволяют получать и развивать не только soft, но и hard skills. К самым ценным «мягким» навыкам можно отнести: способность решать комплексные проблемы, критическое мышление, креативность, навык успешного взаимодействия с людьми, развитый эмоциональный интеллект, способность делать выводы и принимать решения, клиентоориентированность. Еще из популярных: системное, аналитическое мышление, работа в условиях неопределенности и многозадачности, навыки коммуникации, мультиязычность, клиентоориентированность, командная и самостоятельная работа, креативность, инициативность, самообучаемость. Также не лишним будет прокачать самодисциплину, тайм-менеджмент, критическое мышление, умение брать на себя ответственность».
По ее словам, утверждение о том, что для трудоустройства недавним выпускникам вузов нужен профессиональный опыт — миф. Для бизнеса такие сотрудники обладают рядом преимуществ — их можно «вырастить» под свои нужды, они могут взглянуть на проблемы компании «незамыленным взглядом». Отталкивают работодателя, скорее, завышенные зарплатные ожидания.
Как меняются образовательные программы в вузах?
«Образовательные программы становятся более гибкими. С началом пандемии мы запустили проект по межкампусным курсам — единый пул дисциплин, который доступен всем студентам ВШЭ независимо от города. Эти курсы создаются профессорами из разных кампусов — таким образом мы создаем единую образовательную среду и увеличиваем количество курсов по выбору», — говорит он.
Кроме того, современную и необходимую практику в образовательные программы вносят и новые преподаватели, которые имеют необходимый опыт в своих отраслях.
«Во все образовательные программы университета мы планируем ввести специальные курсы, которые научат наших студентов уже на стадии проектирования задумываться над тем, как создаваемая конструкция будет работать в системе интернета вещей, какие компоненты для ее изготовления позволят минимизировать вредное воздействие на окружающую среду, и как, в итоге, она будет утилизироваться», — отмечает первый проректор — проректор по учебной деятельности НГТУ им. Р. Е. Алексеева Евгений Ивашкин.
Заменят ли онлайн-курсы университетское образование?
Российский рынок онлайн-образования растет последние несколько лет. Однако если до начала пандемии, в 2019 г. EdTech прибавил 20%, то в 2020-м он вырос на 30-35% и в текущем году он сохранит темпы роста — примерно на 20-25%, уверена исполнительный директор образовательной компании «Нетология» Марианна Снигирёва. Вместе с рынком растут и запросы потенциальных учеников:
По словам Марианны Снигирёвой, если рассматривать вуз как место получения профессиональных знаний, то по ряду программ онлайн-школы могут конкурировать с ним. Курсы выбирают, в том числе, и вчерашние школьники. Однако большая часть выпускников — это те, кто решил сменить профессию и уже имеют первое высшее образование.
«По моему мнению, онлайн-образование — форма дополнительного обучения. Но здесь есть важный нюанс. Думаю, надо разделять первое высшее образование и последующие. Первое — не важно, по какой специальности — должно обязательно быть очным, в стенах вуза. Это даст опыт социализации, научит работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению и доносить свое», — говорит Евгений Ивашкин.
Видят ли вузы конкурентов в онлайн-платформах? Заместитель директора НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Денис Фоменков считает, что подобные школы не смогут заменить традиционного образования.
«Считаю, что онлайн-образовательные продукты могут стать дополнением традиционному образованию, органично встраиваясь в него. Поэтому я не вижу конкуренции между платформами по онлайн-обучению и традиционным вузовским образованием. Наоборот, университеты сейчас видят возможности во взаимодействии с игроками рынка», — говорит он.