«Торговая недвижимость сейчас не является инвестиционно привлекательным сегментом и уступает складам. Конечно, это повлияло на поведение девелоперов».
Объем ввода новых торговых площадей по всей России оказался самым низким за последнее десятилетие. Об этом сообщает международная консалтинговая компания CBRE.
По данным за 2020 г., в России заработали 192 тыс. кв. м. торговых центров вместо заявленных в начале года 600 тыс. кв. м. Аналитики связывают это с коронавирусными ограничениями в целом в стране, а также в регионах.
В текущем году CBRE ожидает введения почти 400 тыс. кв. м. Такие показатели объясняют тем, что открытие большого количества объектов были перенесены с 2020 г. на 2021 г.
Генеральный директор IDEM Екатерина Гресс рассказала о ситуации, которая складывается в сегменте торговой недвижимости в Нижнем Новгороде. По ее словам, тенденции не отличаются от общероссийских:
Торговая недвижимость в 2020 г. сдала позиции по инвестиционной привлекательности в отличии от складов. Проекты, которые находились в начальной стадии реализации, были заморожены, проекты с более высокой степенью готовности-отложены. Дело в том, что торговым центрам имеет смысл открываться с загрузкой на уровне 60%. Если пула арендаторов нет, то выход на рынок не будет успешным. Думаю, что отчасти с этим связан и очередной перенос сроков открытия торгово-развлекательного комплекса «Океанис». Надеемся, что он откроется в 2021 г. Каких-то других значимых проектов в этом году в Нижнем Новгороде мы не ждем.
В 2021 г. эксперты ожидают смену форматов внутри торговых центров. Екатерина Гресс отметила, что следует ожидать открытия в ТЦ коворкингов и увеличение доли развлекательных зон, форматов, связанных с образованием и досугом.
Структура якорных арендаторов, по ее словам, остается прежней. На первом месте — продуктовый ритейл, однако хороший трафик генерируют также крупные сетевые магазины формата DIY, такие как «Икея» и «Оби».
«Можно отметить интересную тенденцию: с одной стороны посещаемость торговых центров снизилась на 20-30%, с другой стороны — конверсия выросла. Посетители начали серьезнее планировать посещение торговых центров, чаще всего это целевые визиты, заканчивающиеся покупкой . Однако стоит отметить замедление развития сетей. Особенно тяжело сейчас представителям fashion-ритейл. Думаю, и этот год будет сложным для магазинов, а значит и для торговых центров», — добавила Екатерина Гресс.
Однако можно обратить внимание нижегородские рынки:
С одной стороны — это один из самых старых форматов торговли, многие рынки не современны и не все еще прошли обновление, с другой — рынки очень адаптивны, устояли и в пандемию. Интерес людей к ним не снижается, поэтому, я думаю, что рынки Нижнего Новгорода ждет трансформация. Ожидаем коллаборацию рынков с более современными форматами.