Меню

«Если сотрудники не понимают, как работать с новым ПО, они его бойкотируют»

Александра Залманова. Иллюстрация: Softline

Как осуществить безболезненный переход на отечественное ПО и почему на него растет спрос рассказывает эксперт компании Softline по развитию продаж отечественного ПО в ПФО и УФО Александра Залманова.

Расскажите, сильно ли выросло число проектов в области импортозамещения в сфере IT за последнее время? Как вы считаете, с чем это связано?

- Если говорить о региональных заказчиках Softline, наибольший рост спроса мы наблюдаем со стороны компаний с госучастием. По сравнению с 2019 годом оборот по таким проектам в нашей компании вырос в 7 раз.

На некоторых заказчиков распространяются требования регуляторов по переходу на отечественное программное обеспечение. Если государственное участие в организации составляет 50% и более, она должна постепенно перейти на преимущественное использование российского софта по отдельным категориям.

Всего в приказе Минкомсвязи указано 17 категорий системного и 33 категории прикладного ПО. Данное требование не распространялось на госкомпании до 2018 года, в прошлом году многие еще не успели активно включиться в процесс, поэтому именно в 2020 году наблюдается повышенный спрос. В основном это закупки для формирования тестовых зон – определенные участки ИТ-системы, на которых отрабатывается новое ПО.

Кроме того, повышение интереса к отечественному ПО в 2020 году был связано и с ужесточением секторальных санкций. Компании, которые попадают в санкционные списки, не могут приобретать ПО западных вендоров и продлить техническую поддержку ранее приобретенных продуктов. Поэтому многие организации, планировавшие обновить или закупить иностранное ПО, не смогли этого сделать. Они также обратили внимание на отечественные решения, имеющееся на данный момент на рынке.

И наконец, некоторые заказчики выбирают российское программное обеспечение просто потому что это экономически выгодно: цена на отечественные решения не зависит от колебания курсов валют. К тому же, с этого года ПО, которое не входит в «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» облагается НДС. А это дополнительно плюс 20% к его стоимости, что тоже является одним из факторов, влияющим на принятие решения. При этом, функционал ПО российских разработчиков устраивает многих наших клиентов. Например, растет интерес у компаний, занимающихся торговлей и производством. Они приходят в Softline с просьбой помочь подобрать продукт и оказать поддержку при его тестировании.

А какие категории продуктов они замещают в первую очередь? Чем обусловлен выбор?

- В первую очередь заменяют операционные системы для рабочих станций и компьютеров. В этом году стали более востребованы ОС для серверного оборудования, а также почтовые системы. Некоторые российские вендоры, например CommuniGate, развивают системы коммуникаций более 20 лет. Они известны не только в России, но и за рубежом. По нашему опыту, переход на системы коммуникаций наиболее безболезненный для заказчика, потому что он наиболее отработан.

Также востребовано офисное ПО, например замена текстового и табличного редакторов, а также системы управления базами данных.

При переходе на российское ПО важно грамотно организовать проект. Расскажите об основных моментах, которые необходимо проработать.

- Переход на новое ПО всегда состоит из нескольких этапов, прохождение которых помогает избежать сложностей в будущем. Прежде всего компании нужно провести у себя аудит, проанализировать используемое ПО. Так можно понять, какое ПО необходимо: что используется регулярно, а что просто установлено, но не применяется для работы. Если какие-то категории не нужны в работе, замещать их незачем. Затем нужно выбрать решения для перехода и оценить их совместимость с информационными системами. Это можно сделать силами организации, при условии наличия квалифицированных ИТ-сотрудников и наличия у них свободного времени, или с привлечением опытного сервисного провайдера.

Следующий этап – классификация сотрудников и разделение их на группы, исходя из того, какие комплекты ПО они используют. После этого можно переходить к тестированию – с каждой группой пользователей тестируется выбранный комплект ПО во время рабочего процесса. Дальше идет этап анализа результатов и непосредственно планирование, согласование и поэтапная реализация перехода.

 

Отдельно стоит сказать про обучение сотрудников работе с новым ПО. Выполнять свои служебные обязанности на новом софте сотрудникам может быть сложно – они не понимают, как им пользоваться. Как следствие, коллектив может попросту бойкотировать изменения. Поэтому нельзя ставить обучение на последнее место, когда все уже согласовано и введено в эксплуатацию. Мы рекомендуем обучать сотрудников в самом начале, чтобы к этапу тестирования они пришли уже подготовленными. Своевременное обучение конечных пользователей, технических специалистов и системных администраторов существенно облегчает процесс перехода.

Какие могут быть ошибки во время процесса перехода на ПО российского производителя? И как их можно избежать?

- Как мы уже говорили, в первую очередь, это необученные сотрудники и вовлечение их в процесс тестирования неподготовленными.

При выборе ПО важно знать, как давно вендор работает на рынке, проанализировать успешные кейсы, применимые к вашей отрасли. Также важно, чтобы была понятна схема развития выбранного программного обеспечения. Переход на новый софт всегда требует больших временных и финансовых затрат. Если подойти к его построению недостаточно внимательно, в дальнейшем заказчик может столкнуться с проблемами в эксплуатации ИТ-инфраструктуры.

Еще одна распространенная ошибка – игнорирование показателей перехода, установленных в нормативной базе. Если заказчик должен не просто перейти на отечественное ПО, но и выполнить нормативные показатели перехода, то нужно внимательно изучить несколько программных продуктов и проверить их наличие в «Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Выбранный продукт должен быть в этом списке. Если же продукта в реестре нет, конечно, пользоваться им заказчик сможет, но при анализе эффективности перехода он учитываться не будет.

И наконец, отдельно стоит упомянуть о тех заказчиках, которые до последнего оттягивают момент перехода на импортонезависимые решения. Нередко организация, которая должна начать внедрение отечественного ПО в соответствии с требованиями регулятора или по причине включения её в санкционные списки, продолжает игнорировать угрозу прекращения корректной работы ПО, не изучает рынок, не формирует тестовые зоны по развертыванию новых продуктов. В итоге, когда руководство организации понимает, что тянуть больше нельзя, процесс запускается в экстренном порядке. И в этом заключается большая ошибка, потому что, как уже говорилось выше, перестройка инфраструктуры требует длительной подготовки. Нередко к нам приходят заказчики и просят срочно подобрать аналог используемому ПО («У меня на носу сертификация»). Стоит понимать, что создать корректно работающую инфраструктуру в сжатые сроки очень сложно. Поэтому мы советуем своим заказчикам не бояться перехода на новое ПО и не откладывать реализацию таких проектов на последний день. Эффективно организовать работу на базе российского ПО можно, что доказывает успешный опыт реализации таких проектов с большим количеством заказчиков Softline.

#спецпроект #цифроваятрансформациябизнеса