«В России одним из факторов, связанным с ростом инфляции станет отложенный спрос. Мы ожидаем, что он спровоцирует рост цен на разных рынках».
Как будет развиваться российская экономика в ближайшие 12 месяцев? Почему в России ждут вторую волну резкого повышения цен на продукты и товары? Будет ли Центробанк удерживать низкие процентные ставки и что сейчас сильнее влияет на курс рубля? Главный аналитик Росбанка Евгений Кошелев поделился прогнозом на 2021 г.
— Кризис, который был вызван резким распространением коронавируса, отличается от подобных явлений прошлых лет. И, вероятнее всего, под влиянием бюджетной и монетарной политики он будет иметь несколько иную траекторию выхода. Большинство аналитиков предполагают активный рост экономики в 2021 г., хоть он и не компенсирует всех потерь 2020-го.
Однако в 2021 г., мы скорее всего, сможем увидеть первые признаки ускорения инфляции. Так, сейчас для многих Центральных банков целевые показатели по инфляции имеют меньшую значимость, чем это было последние 10 лет. И они готовы поступиться планами ради того, чтобы добиться на некоторое время единых данных. Новый цикл мировой экономики будет ассоциироваться с ускорением внешней инфляции.
Если говорить про Россию, то еще один фактор, который некоторые экономисты связывают с ростом инфляции в 2021 г. — изменение поведения населения в 2020-м. Значительная часть людей начала накапливать сбережения; и отложенный спрос, который они будут реализовывать позже, — может не только вывести экономику из кризиса, но и спровоцировать рост цен.
«Пик роста цен на продовольственные товары в России не пройден»
Траектория выхода из кризиса для России в 2021-2022 гг., скорее всего, будет иметь очень похожую динамику с 2017-2018 гг., и это связано с переходом бюджета к постепенной консолидации. В целом и федеральный бюджет, и бюджеты регионов, возможно, будут нацелены на сокращение дефицита.
Напомню, что в конце 2020 г. почти все эксперты, а также Центробанк упустили из вида рост цен на продовольствие. Честно скажу, это сложно предсказать, потому что разные регионы по-разному адаптируются к погодным условиям и к экспортно-импортным потокам. Но в целом страна больше нацелилась на экспорт, поэтому мы и получили стремительный рост цен производителей.
Пик пока не пройден, и здесь для тех, кто готов воспользоваться аргументом о том, что 2021 г. будет новый урожай, могу поделиться своим наблюдением, связанным с мировыми ценами на сырье и продукты питания: следом за циклом зерновых с разницей в 9-12 месяцев идет цикл мясных продуктов. То есть мы можем получить рост издержек в широком спектре отраслей, связанных с производством продуктов питания. А, как показывает опрос Банка России, среди самых болезненно воспринимаемых с точки зрения роста цен товаров, мясо и молоко всегда занимают максимально высокие строки.
Следом за продуктами питания вверх могут пойти и цены на непродовольственные товары. У производителей в обрабатывающих отраслях тоже формируются проинфляционные ожидания, связанные и с динамикой курса, и с потенциальным ростом издержек на внешнем рынке. И цены могут вырасти, несмотря на слабый спрос.
«Сворачивание программ смягчения ставок может встретить политическое сопротивление»
В последние месяцы валютный курс снова стал одним из факторов, влияющих на инфляционные ожидания. Это может мешать Центральному Банку России придерживаться мягкой риторики и снижения процентных ставок. Конечно, стратегия по удерживанию реальных низких процентных ставок со стороны Центрального Банка будет выполняться в начала 2021 г. на фоне роста инфляции. Насколько это оправданно, вопрос открытый. Лично я считаю, что снижать ставку ниже 4,25% годовых смысла не имеет, и во втором полугодии по мере того, как активность придет в свое нормальное состояние, можно будет поднять вопрос о повышении ставки до 4,5 годовых. Добавлю, что стратегия на последующие годы — приход к нейтральной ставке в 5-6%. Возможно ли это? Центробанк будет опираться на тренды западных банков, где даже сворачивание программ смягчения ставок может встретить очень серьезное политическое сопротивление.
Поэтому низкие реальные процентные ставки для западных экономик останутся надолго. А в случае с российской экономикой можно себе позволить на какое-то время от двух до четырех лет продержать низкую реальную процентную ставку за счет неизменной ключевой ставки и подстройки инфляционных ожиданий.
Для 2021 г. стратегия на рынке долговых инструментов скорее будет отталкиваться от консервативной и будет ориентироваться, во-первых, на действия Минфина, во-вторых, на поиск недорогих ресурсов ликвидности.
«Рубль недооценен»
В отношении рубля сейчас сложно потребовать у аналитиков однозначную траекторию курса, которая будет зацементирована в 2021 г. Причина очевидная, связанная с геополитическим фактором. Как раз выросла волатильность курса, появился «фактор Байдена» и до сих пор непонятно, что можно ожидать от его прихода в Белый дом. Это геополитическое бремя означает, что рубль недооценен в масштабах и сырьевого цикла, и в масштабах индикаторов внутренней фискальной и монетарной стабильности, а также в отношении своих конкурентов — валют других стран.