Число обращений от компаний, планирующих выход на экспорт, выросло. В Центре развития экспорта Нижегородской области это связывают с тем, что о мерах поддержки узнают все больше бизнесменов.
Число компаний-экспортеров в Нижегородской области растет. Это влияет и на общие показатели. Так, с января по сентябрь 2020 г. неэнергетический экспорт в Нижегородской области увеличился на 14,2% к уровню 2019 г. и составил $2 млрд 391 млн 869 тыс. Партнерами Нижегородской области являются более 128 стран. Самые тесные связи налажены с Белоруссией, Китаем и Индией.
Развитие несырьевого неэнергетического экспорт из регионов России реализуется в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт», утвержденного на основании Указа Президента Российской Федерации Владимира Путина от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.».
Национальный проект предусматривает предоставление бизнесу субсидий, страхования ответственности, льготных займов и услуг от Российского экспортного центра и Центра развития экспорта Нижегородской области.
Какие меры поддержки выбирает нижегородский бизнес?
В этом году помощь в организации внешнеэкономической деятельности получили 420 нижегородских компаний в сфере малого и среднего предпринимательства. По словам директора Центра развития экспорта Нижегородской области Сергея Звонкова, число обращений от предприятий значительно выросло. По его мнению, это поспособствовала и ситуация в мире, и работа по популяризации государственной поддержки внешнеэкономической деятельности.
В Центре развития экспорта Нижегородской области рассказали, какие меры поддержки были наиболее востребованы среди бизнеса.
В 2020-м из-за локдауна многие компании, которые ранее не продавали онлайн, решили выйти на международный рынок с помощью крупных маркетплейсов. Таким образом, содействие в размещении продукции нижегородского малого бизнеса на электронных торговых площадках стало одной из наиболее востребованных мер поддержки.
Достаточно часто в Центр развития экспорта Нижегородской области компании обращались за помощью в подготовке и переводе на иностранные языки презентационных материалов, а также для перевода на иностранные языки существующего сайта или создании нового.
Кроме того, среди наиболее популярных среди бизнеса мер поддержки, в 2020 г. оказались: содействие в поиске и подборе потенциальных иностранных контрагентов; консультации по внешнеэкономической деятельности, в том числе с привлечением сторонних экспертов; сопровождение и экспертиза экспортных контрактов.
В 2020 г. предприниматели также могли воспользоваться содействием в проведении индивидуальных маркетинговых и патентных исследований иностранных рынков, получить меры поддержки по защите интеллектуальной собственности и в получении международной сертификации.
Среди получателей мер поддержки в 2020 г. можно отметить и компанию «Репер-НН», которая производит каждый пятый искусственный хрусталик в России и выходит на международный рынок:
Наличие сертификата дает 100% гарантию того, что продукция надежна и безопасна для потребителя, а сама компания — надежный партнер. В то же время, данная процедура финансово затратна для предприятия. Кроме того, и для участия компании в мероприятиях, обеспечивающих продвижение продукции на рынки зарубежных стран, требуются немалые финансовые ресурсы. Получается, что субсидирование затрат на продвижение продукции на международных рынках — практически единственный вариант, который помогает российским экспортерам быть конкурентоспособными с финансовой точки зрения, — заявили в компании.
Для сотрудников компаний и руководителей были организованы экспортные семинары по тематике внешнеэкономической деятельности — программа под названием «Школа экспорта РЭЦ». В Нижегородской области она представлена 11 курсами, где представители бизнеса могут узнать все об организации внешнеэкономической деятельности. О своем опыте участия в проекте рассказала экспорт-менеджер компании «РусДекинг» Екатерина Калугина:
«Пройдя курс по маркетингу и выставочной деятельности, я поехала на выставку в Польшу. Это была наша первая зарубежная выставка, которая принесла нам долгосрочный контракт с Польшей и рядом близлежащих стран. Огромную роль сыграл для меня курс «Документационное сопровождение экспорта» — контракты, получение необходимых сертификатов в ТПП, валютный контроль... — без предварительного обучения я наломала бы много дров. Конспекты до сих пор у меня лежат на рабочем столе, и время от времени я к ним обращаюсь, когда открываю новую для нас страну».
Добавим, что в этом году, несмотря на ситуацию, Центр развития экспорта также содействовал в организации бизнес-миссий и помогал компаниям принять участие в международных выставках как в России, так и за рубежом.
Из 400 нижегородских предприятий малого и среднего бизнеса 75 смогли уже в этом году, несмотря на сложности, заключить экспортные контракты с иностранными партнерами и выйти на международный рынок.
Какие задачи планируется решать в 2021 г.?
К сожалению, на сегодняшний день ситуация с распространением коронавирусной инфекции в мире не позволяет полностью открыть границы. Наоборот, накануне нового, 2021 г., некоторые государства вновь ввели режим локдауна.
В Центре развития экспорта Нижегородской области рассказали, на каких мерах поддержки для нижегородских экспортеров планируется заострить внимание.
Кроме того, пока будут действовать ограничения, Центр планирует организовать подбор зарубежных партнеров и переговоры с ними в онлайн-режиме.
Однако образовательный проект для начинающих региональных экспортеров — «Школа экспорта РЭЦ» — пройдет в полном объеме без изменений.
«Основными задачами в 2021 г., которые мы перед собой ставим, будут: поддержание и сохранение темпов роста объемов экспорта предприятий в сфере несырьевого неэнергетического экспорта, а также минимизация потерь достигнутых ранее результатов», — добавил Сергей Звонков.