Меню

C новым e-com: как 2020 год изменил нижегородский рынок онлайн-торговли

Центральный сортировочный узел Boxberry в Химках. Иллюстрация: Boxberry

Уходящий 2020 год стал самым непредсказуемым для российского рынка e-commerce. Перемены ощутили все его участники без исключения, как в столице, так и в регионах.

И если в первом полугодии нижегородские продавцы и покупатели отходили от шока и постепенно привыкали к изменившейся реальности, то к концу этого непростого года они окончательно свыклись с ней и научились жить по новым правилам.

Больше продавцов – больше покупателей

Пандемия и последовавший за ней карантин открыли мир e-commerce даже для тех, кто раньше вообще не планировал переходить в онлайн. Многие офлайн-магазины, вынужденные закрыться на время карантина, смогли удержаться на плаву только благодаря быстрому подключению канала онлайн-продаж. Пандемия подстегнула и тех, кто уже давно подумывал об открытии интернет-магазина, но по какой-то причине медлил.

- В этом году стремительный рост e-com привлек на рынок много новых игроков, в том числе и в регионах, - рассказывает коммерческий директор службы доставки Boxberry Алексей Бездеткин. В 2020-м число нижегородских интернет-магазинов, подключившихся к Boxberry и доверивших нам доставку заказов, выросло на 31% по сравнению с прошлым годом. В целом количество магазинов, отправлявших заказы из Нижнего Новгорода с Boxberry, за этот год увеличилось на 55%.

*на основе статистики Boxberry

Пандемия оказала влияние и на поведение потребителей. В период самоизоляции многие покупатели вынужденно перешли в онлайн и успели оценить преимущества такого шоппинга. Онлайн-покупки и курьерская доставка прочно вошли в повседневную жизнь людей и стали чем-то простым и понятным. Не удивительно, что и после снятия ограничений немалая часть покупателей осталась верна новым привычкам.

- По нашим данным с января по сентябрь 2020 года число получателей онлайн-заказов в Нижнем Новгороде и области выросло на 22%, - отмечает Алексей Бездеткин.

*на основе статистики Boxberry

Причем наиболее впечатляющий рост показали май и июнь, за эти месяцы интернет-покупки в нижегородских пунктах выдачи Boxberry получило в среднем на 50% больше клиентов, чем в мае-июне 2019-го. С июля по сентябрь большого прироста числа покупателей уже не наблюдалось, но в целом положительная динамика сохранилась. На волне роста e-commerce рост числа интернет-покупателей и интернет-продавцов был закономерен, новые экономические условия спровоцировали переток магазинов и их клиентов в онлайн.

Новые возможности и новые потребности

Перемены на рынке интернет-торговли заставили оперативно перестраивать свою работу не только владельцев магазинов, но и логистов. Наиболее существенным изменением в логистике стало увеличение доли курьерской доставки. Статистика Boxberry подтверждает эту тенденцию: весной 2020-го года в компании зафиксировали рост объемов курьерской доставки почти в два раза. Несмотря на то, что к лету объемы вернулись к докарантинным показателям, службы доставки успели отладить новые схемы работы и обеспечить клиентам безопасный и качественный сервис в соответствии с их потребностями. При этом самовывоз из пунктов выдачи не растерял своей популярности у нижегородцев – в течение всего года его доля в объеме всех доставок была очень высока (90% и выше) и незначительно снизилась лишь в мае и июне (до 88% и 87% соответственно).

Выросло не только количество онлайн-покупателей, но и средний чек их покупок, причем как из российских, так и из зарубежных онлайн-магазинов.

- За период с января по октябрь 2020-го средний чек покупок из зарубежных интернет-магазинов пусть не намного, но вырос (примерно на 3,7%), - рассказал Алексей Бездеткин. – Что касается среднего чека покупок из российских интернет-магазинов, то он подрос чуть более существенно - на 5,3%. Средний вес заказов, сделанных в отечественных магазинах и доставленных Boxberry, также демонстрировал положительную динамику. Таким образом, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, спрос на товары онлайн-продавцов вырос как количественно, так и качественно.

*на основе статистики Boxberry

Рост среднего чека заказов во многом был обусловлен возросшим спросом на товары повседневного спроса. Ранее их предпочитали покупать в магазинах у дома, а с началом пандемии начали чаще заказывать онлайн. Кроме того, большой популярностью у нижегородцев пользовались товары для красоты и здоровья, а также одежда и обувь. В 2020 году в топ-5 товарных категорий также вошли товары для дома, подарки, сувениры и товары для хобби, книги и канцтовары.

Что дальше?

Большинство экспертов и аналитиков сходится во мнении – в ближайшей перспективе рынок e-commerce не остановится и продолжит рост. Вместе с ним будет расти количество интернет-покупателей и интернет-магазинов, в том числе региональных. Начинающим онлайн-продавцам в условиях растущей конкуренции придется повоевать за место под солнцем. Следующий год станет удачным временем для освоения новых перспективных рынков, например, в странах СНГ. Конкуренция на этих территориях пока невелика, поэтому российские интернет-продавцы могут успеть занять здесь свою нишу и найти клиентов.

Небольшим региональным магазинам уверенно укрепиться на рынке поможет оперативное подключение к службе доставки, способной обеспечить высокое качество сервиса. Ведь покупатели, окончательно привыкшие к онлайну, будут предпочитать заказывать товары с максимально быстрой и удобной доставкой.

Пока сложно спрогнозировать, какой будет ситуация на рынке через год или два. Но уже сейчас очевидно, что в новом мире e-commerce успеха смогут достичь только инициативные и мобильные игроки.