О необходимости обновления депутатского корпуса из-за общественного запроса на перемены экспертное сообщество говорит уже давно. Избиратели требуют «новых депутатов». Какими они должны быть?
Нижегородский филиал Фонда развития гражданского общества 19 ноября провел эксперт-клуб, темой которого стала избирательная кампания 2021 г. В следующем году в регионе одновременно пройдут выборы и в Государственную Думу РФ и в Законодательное собрание области. По итогам этой встречи, политолог, руководитель нижегородского отделения ФоРГО Евгений Семенов рассказал, что могло бы вернуть интерес нижегородцев к политике.
— В нашей стране, которая живет в состоянии нарастающего политического напряжения, обусловленного проблемой «политического транзита», интерес к теме выборов закономерен. Ведь от того насколько власть и общество смогут услышать друг друга, обновив общественный договор и закрепив это обновление результатами выборов в высшие законодательные органы власти, зависит дальнейшее течение политической истории страны. Либо она из состояния политической турбулентности уйдет в политическое пике, либо ситуация выровняется, и мы продолжим движение в более комфортных политических условиях.
Проблема обновления отношений власти и общества назревает в России уже несколько лет. Политические запросы и ожидания граждан не так просты и, зачастую, противоречивы. Но запрос на сменяемость власти, запрос на появление новых политиков всегда получает общественную поддержку. Если выборы этот принцип не реализуют, то доверие к результатам таких выборов падает. Таким образом, легитимность результатов выборов приобретает особое значение.
Политические элиты эту потребность осознают. О чем говорят многочисленные попытки модернизации партийно-политического ландшафта России, которые мы наблюдаем в последнее время. Например, появление новых партийных проектов, таких как «Новые люди», «За правду», «Зеленая альтернатива». Не успев появиться, эти организации уже выигрывают выборы. Насколько такие результаты отвечают общественному запросу — отдельная тема, но факт того, что альтернативные политические проекты стали появляться – налицо.
Процесс обновления наблюдается и у традиционных парламентских партий. Об этом, в частности, говорит глава ФоРГО Константин Костин. По его словам, партия власти, планируя предстоящую кампанию, очень внимательно рассматривает потенциальных кандидатов в Госдуму. И одна из главных задач предстоящих выборов — это появление новых лиц в парламентских залах.
О необходимости обновления депутатского корпуса экспертное сообщество говорит уже давно, но проблема в том, что понять желания общества, определить, каким должен быть «новый депутат» сегодня довольно сложно. Эксперты в один голос заявляют о том, что привычные социологические методы, позволявшие выявить общественный запрос, больше не работают — «социологическая машинка сломалась»! Масштабный кризис социология испытывает не только в России, о нем, уже более 15 лет, говорит весь мир. В этих обстоятельствах аналитикам и стратегам, планирующим политические процессы, и политтехнологам, обеспечивающим их реализацию, чрезвычайно трудно работать. Очевидно, что в условиях перманентного кризиса, чтоб избежать ошибок в политическом планировании необходимо особое внимание уделять качественным методам.
Экспертам импонирует так называемый «трехфакторный метод», который позволяет получить прогноз по одному из стратегических показателей избирательного процесса — легитимности выборов. Суть метода в том, что при анализе потенциала кандидатов, работают три фактора: «Фактор лояльности», «Фактор ресурсной базы», «Фактор политической токсичности». Первый фактор позволяет оценить уровень доверия губернатора кандидату, второй фактор выявляет наличие у кандидата ресурсов, необходимых для выборов. Фактор «политической токсичности» определяет потенциал легитимности кандидата. Для того чтобы увидеть, как работает этот метод, обратимся к фигурам некоторых нижегородских политиков, а точнее, не столько к их персональным характеристикам, сколько к их социально-политической типологии.
Например, в Нижегородской области есть депутаты — опытные аппаратчики, типичные карьерные функционеры «Единой России». Им доверяет губернатор, они обладают административным ресурсом. Без сомнения, такие люди легко выигрывают выборы. Но нам важно понять, добавят ли они выборам легитимности. К сожалению, здесь против аппарпатчиков работает «фактор политической токсичности». Ведь они так давно находится во власти, что создают впечатление «вечного» депутата-функционера, вызывая протест избирателя. Общественный запрос на обновление такая кандидатура реализует слабо.
В качестве альтернативы можно рассмотреть пример других нижегородских политиков, которые в большей степени отвечают запросам времени. Например, Инна Ванькина весьма предусмотрительно сбалансировала профессиональную и партийную карьеру. Другой интересный политик — Ольга Никитина, которая сначала добилась успеха в собственном бизнесе и только потом занялась масштабными социальными проектами. Очевидно, что репутационный капитал госпожи Никитиной не обладает токсичностью. У нее образ кандидата нового поколения, и потенциальная легитимность результатов ее выборов, более высока.
Разговор о необходимости политического обновления и обновлении депутатского корпуса также невозможно вести, не ответив на вопрос об источниках этого обновления. Долгие годы одним из основных поставщиков депутатов в отечественную парламентскую систему был бизнес. Своих лоббистских интересов бизнес не скрывал, но и государство получало дивиденды от этого «брака по расчету». Несколько лет назад ситуация стала меняться.
В силу причин, о которых достаточно уже сказано, спрос со стороны бизнесменов на депутатский статус заметно упал. И сегодня состав представительных органов (особенно в провинции) в основном формируется из партийных функционеров, бюджетников и общественников. В результате, законодательные органы на периферии стали снижать политический вес. Вместе с влиянием они утрачивают и свою политическую субъектность.
Если вновь обращаться к региональным примерам, то с высокой долей вероятности можно предположить, что субъектность Законодательного собрания Нижегородской области во многом зависит от того, кто станет депутатом. Если это будут функционеры или представители партийной номенклатуры, то субъектность этот орган себе не вернет, а доверие населения к его деятельности останется на уровне минимальных показателей.
Если же в структуре регионального парламента сохранится представительство бизнес-сообщества, генерирующего независимых, самодостаточных профессионалов вроде Александра Шаронова, Александра Люлина или также упоминавшейся Ольги Никитиной, тогда можно рассчитывать на то, что население к такому органу власти будет относиться с большим вниманием и уважением.
Таким образом, размышления о предстоящих выборах приводят экспертное сообщество к следующим выводам: главная цель избирательной кампании 2021 года — это обретение нового качества диалога общества и власти. Достижению этого результата будет способствовать не только легитимность прошедших выборов, но и легитимность избранных органов власти. А этот результат, в свою очередь, во многом зависит от способности власти ответить на экзистенциальный, плохо верифицируемый, но все же устойчивый запрос на обновление. В противном случае нас всех ждет очень печальная история.